Общая характеристика полномочий местного самоуправления и формы их реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 22:38, реферат

Описание работы

Местное самоуправление, являясь сложным социальным феноменом, изучается представителями многих общественных наук. В юриспруденции местное самоуправление рассматривается как форма народовластия, основа конституционного строя, разновидность публичного управления, компонент гражданского общества и др.

Работа содержит 1 файл

Муницып. право.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

            Кафедра № 63

уголовного  права и уголовного процесса 

Реферат 

по дисциплине

Муниципальное право России 

«Общая характеристика полномочий местного самоуправления и формы их реализации» 

Выполнил:

Жарков  Е. В.

Домашний  адрес (адрес электронной почты)

Новгородская обл., г. Валдай,

 пр. Комсомольский,  д. 39, кв. 27.

(Draiver_88@mail.ru 

Проверил:

профессор кафедры,

канд. юрид. наук   
 
 

Дата сдачи_________________ 

Дата проверки_______________ 

Оценка______________________ 
 
 
 
 
 

Орел    2012 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

1)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Общая характеристика полномочий местного самоуправления и формы их реализации.

 

    Местное самоуправление, являясь сложным  социальным феноменом, изучается представителями  многих общественных наук. В юриспруденции  местное самоуправление рассматривается как форма народовластия, основа конституционного строя, разновидность публичного управления, компонент гражданского общества и др.

    Органы  местного самоуправления располагают  достаточно обширным объемом полномочий, которые нашли отражение в действующем российском законодательстве.

    В частности, ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1 говорит о том, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

    1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него  изменений и дополнений, издание  муниципальных правовых актов;

    2) установление официальных символов  муниципального образования;

    3) создание муниципальных предприятий  и учреждений, финансирование муниципальных  учреждений, формирование и размещение  муниципального заказа;

    4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

    5) организационное и материально-техническое  обеспечение подготовки и проведения  муниципальных выборов;

    6) принятие и организация выполнения  планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

    7) учреждение печатного средства  массовой информации для опубликования  муниципальных правовых актов,  обсуждения проектов муниципальных  правовых актов по вопросам  местного значения;

    8) осуществление международных и  внешнеэкономических связей в  соответствии с федеральными  законами;

    9) иные полномочия в соответствии  с указанным Федеральным законом,  уставами муниципальных образований.

    Органы  местного самоуправления поселений  и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений.

    К социально значимым работам могут  быть отнесены только работы, не требующие  специальной профессиональной подготовки.

    В соответствии со ст. 11 ЗК РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ2 к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

    Органами  местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной  собственности.

    Статья 27 ВК РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ3 к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относит:

    1) владение, пользование, распоряжение  такими водными объектами;

    2) осуществление мер по предотвращению  негативного воздействия вод  и ликвидации его последствий;

    3) осуществление мер по охране  таких водных объектов;

    4) установление ставок платы за  пользование такими водными объектами,  порядка расчета и взимания  этой платы.

    К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских  округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных ч. 1 ст. 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

    К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских  округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных  ч. 1 ст. 27, относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

    Жилищный  кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ4 (ст. 14) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит:

    1) учет муниципального жилищного фонда;

    2) установление размера дохода, приходящегося  на каждого члена семьи, и  стоимости имущества, находящегося  в собственности членов семьи  и подлежащего налогообложению,  в целях признания граждан  малоимущими и предоставления  им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

    3) ведение в установленном порядке  учета граждан в качестве нуждающихся  в жилых помещениях, предоставляемых  по договорам социального найма;

    4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

    5) предоставление в установленном  порядке малоимущим гражданам  по договорам социального найма  жилых помещений муниципального  жилищного фонда;

    6) принятие в установленном порядке  решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

    7) согласование переустройства и  перепланировки жилых помещений;

    8) признание в установленном порядке  жилых помещений муниципального  жилищного фонда непригодными  для проживания;

    9) осуществление контроля за использованием  и сохранностью муниципального  жилищного фонда, соответствием  жилых помещений данного фонда  установленным санитарным и техническим  правилам и нормам, иным требованиям  законодательства;

    Статья 8 ГрК РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ5 к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относит:

    1) подготовку и утверждение документов  территориального планирования  поселений;

    2) утверждение местных нормативов  градостроительного проектирования поселений;

    3) утверждение правил землепользования  и застройки поселений;

    4) утверждение подготовленной на  основании документов территориального  планирования поселений документации  по планировке территории, за  исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом;

    5) выдачу разрешений на строительство,  разрешений на ввод объектов  в эксплуатацию при осуществлении  строительства, реконструкции, капитального  ремонта объектов капитального  строительства, расположенных на  территории поселений;

    6) принятие решений о развитии  застроенных территорий.

    К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области  градостроительной деятельности относит:

    1) подготовку и утверждение документов  территориального планирования  муниципальных районов;

    2) утверждение местных нормативов  градостроительного проектирования  межселенных территорий;

    3) утверждение правил землепользования  и застройки соответствующих  межселенных территорий;

    4) утверждение подготовленной на  основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом;

    5) выдачу разрешений на строительство,  разрешений на ввод объектов  в эксплуатацию при осуществлении  строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;

    6) ведение информационных систем  обеспечения градостроительной  деятельности, осуществляемой на  территориях муниципальных районов.

    Статья 84 ЛК РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ6 к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относит:

    1) владение, пользование, распоряжение  такими лесными участками;

    2) установление ставок платы за  единицу объема лесных ресурсов  и ставок платы за единицу  площади таких лесных участков  в целях их аренды;

    3) установление ставок платы за  единицу объема древесины;

    4) разработку и утверждение лесохозяйственных  регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;

    5) осуществление муниципального лесного  контроля и надзора в отношении  таких лесных участков.

    Органы  местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством РФ.

    Законодательно  полномочия органов местного самоуправления нашли свое отражение также и  в ряде других федеральных законов.

    Анализ  полномочий органов местного самоуправления в сфере различных правоотношений позволяет сделать вывод о том, что необходимо принятие единого федерального закона о компетенции местного самоуправления, комплексно регулирующего все ее аспекты и учитывающего указанные особенности местного самоуправления как субъекта компетенции. Данный правовой акт должен закрепить основные термины применительно к субъектам местного самоуправления; закрепить полномочия органов местного самоуправления по основным сферам общественной жизни, отнесенным к ведению определенных муниципальных образований7.

    2. Решить ситуацию: На очередной сессии районного совета должен был рассматриваться вопрос «О мерах по улучшению охраны общественного порядка на территории района». В целях подготовки проекта решения по данному вопросу председатель постоянной комиссии районного совета направил письменное обращение в  районную прокуратуру с просьбой предоставить информацию о деятельности прокуратуры за прошедший год, статистические данные, характеризующие состояние правопорядка на территории района, а также предложения по улучшению работы по охране общественного порядка на территории муниципального района. Однако прокурор района отказался предоставлять районному совету какую-либо информацию, мотивируя это тем, что данный вопрос относится к компетенции органов государственной власти, поэтому отчет о своей деятельности он представляет соответствующим вышестоящим органам государственной власти.

Информация о работе Общая характеристика полномочий местного самоуправления и формы их реализации