Особенности муниципального управления в сельском поселении

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключаются в выявлении особенности организации местного самоуправления в сельской местности.
Предметом исследования курсовой работы является деятельность органов местного самоуправления в сельской местности, объектом исследования - сельская местность как объект муниципального управления.

Содержание

Введение 3
1. Сельская местность как объект муниципального управления 5
1.1 Цели и задачи муниципального управления в сельской местности 5
1.2 Социально-демографическая ситуация в сельском поселении 6
2. Муниципальная социальная политика в сельской местности 8
2.1Современная ситуация в социальной сфере сельских поселений 8
2.2 Цели и задачи муниципальной социальной политики 9
в сельской местности 9
2.3 Деятельность сельских органов местного самоуправления 11
в социальной сфере 11
3. Муниципальное регулирование экономики в сельской местности 14
3.1 Экономическая ситуация в аграрном секторе 14
3.2 Государственное регулирование агропромышленного комплекса 15
3.3 Роль сельских органов местного самоуправления в реализации аграрной политики 17
Заключение 19
Библиографический список 21

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

2.3 Деятельность  сельских органов местного самоуправления

в социальной сфере

 

По сложившейся традиции представительные органы сельских муниципальных  образований ежегодно утверждают программы  развития социальной сферы в качестве составной части комплексных  планов социально-экономического развития территорий. В составе местных  бюджетов утверждаются расходы на содержание и развитие социальной сферы. Местная администрация сельского поселения и муниципального района (с возможностью взаимной передачи отдельных полномочий по соглашениям) наделена в социальной сфере следующими полномочиями:

    • организация и координация работы учреждений социально-культурного назначения с учетом национально-культурных традиций населения, обеспечение их материально-техническими ресурсами, создание при школах фонда всеобуча за счет собственных и привлеченных средств;
    • содействие организации трудового обучения и профессиональной ориентации школьников;
    • внесение предложений в соответствующие органы об объявлении памятниками природы, истории и культуры объектов местного значения, находящихся на территории поселения и представляющих экологическую, историческую, культурную или научную ценность, охрана памятников истории и культуры и организация использования памятников, переданных в ведение органов местного самоуправления;
    • оказание жителям помощи в назначении пенсий и пособий;
    • организация для обеспечения занятости населения общественных оплачиваемых работ по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий, сооружений и т.п. за счет средств местного бюджета и привлеченных средств;
    • принятие мер по улучшению материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильца, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому, содействие устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;
    • принятие мер к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан;
    • назначение опекунов и попечителей, контроль выполнения ими своих обязанностей;
    • получение от расположенных на территории муниципального образования предприятий, организаций сведений о высвобождении работающих, рассмотрение сообщений руководителей предприятий, организаций по этим вопросам.

 

3. Муниципальное регулирование  экономики в сельской местности

3.1 Экономическая  ситуация в аграрном секторе

 

Экономическая деятельность имеет решающее значение для повышения качества жизни в сельской местности и, следовательно, для организации муниципального управления. Характер и результаты этой деятельности определяются стратегической ролью сельскохозяйственного производства в обществе и аграрной политикой государства.

По данным Всемирного банка Россия располагает 9% сельскохозяйственных угодий мира при доле населения всего 2,4%. Сельскохозяйственный потенциал России позволяет обеспечить собственные продовольственные потребности и успешно конкурировать по ряду позиций на мировых рынках. Развитие сельского хозяйства способствует также социальному контролю над территорией, сохранению исторически сложившихся агроландшафтов, экологическому благополучию природной среды, росту рекреационного потенциала территорий и т.д. Многие государства, в частности страны ЕЭС, реализуют у себя концепцию многофункционального сельского хозяйства, учитывающую перечисленные факторы.

Большинство сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия с относительно низкими среднегодовыми температурами и недостаточной увлажненностью почвы. Это предполагает соблюдение особых требований к культуре хозяйствования в агропромышленном комплексе для формирования его конкурентных преимуществ. В условиях плановой экономики в основном были задействованы только экстенсивные факторы роста: вовлечение в оборот новых земель, увеличение выпуска сельскохозяйственной техники, привлечение трудовых ресурсов из других отраслей народного хозяйства для выполнения сельскохозяйственных работ, а также экономические льготы.

В 90-е годы XX века сельскохозяйственное производство в России пережило жесточайший  экономический кризис, связанный  со сменой форм собственности, распадом колхозов и совхозов и заменой их акционерными обществами и другими формами хозяйствования, в том числе фермерского. Этому процессу сопутствовали резкое сокращение государственного финансирования и диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемых им ресурсов (техника, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы и др.). Аграрная экономика постепенно превращается в биполярную структуру, на одном полюсе которой сосредоточились предприятия, обеспечивающие экономический рост и прибыль, а на другом - деградирующие, убыточные. Большинство сельских товаропроизводителей продолжает накапливать долги и не имеет ресурсов не только для технологического обновления производства, но и для приостановки его дальнейшей деградации.

После дефолта 1998 года в  агропромышленном комплексе (АПК) начался экономический рост. Девальвация рубля позволила на время ослабить давление импорта продовольствия на отечественных товаропроизводителей и дала им возможность расширить и укрепить рыночные позиции. Доля финансово благополучных хозяйств стала расти, а нежизнеспособных - снижаться. Исчерпание этого резерва обусловливает необходимость более эффективного регулирования агропромышленного комплекса на государственном и муниципальном уровне.

3.2 Государственное  регулирование агропромышленного  комплекса

 

Главные задачи государственного регулирования АПК - совершенствование  законодательной базы и проведение ясной структурной политики. Требует  изменения Федеральный закон "О  государственном регулировании  агропромышленного производства", который не увязан с бюджетным процессом. Одной из задач государственного регулирования АПК должно быть четкое разграничение полномочий и ответственности федерального центра и регионов, отсутствие которого препятствует формированию единого экономического пространства и создает торговые барьеры. Целесообразна также разработка комплексной федеральной целевой программы устойчивого развития сельской местности.

Структурная политика государства  в аграрной сфере предусматривает  переход земли и имущества  к эффективным пользователям  и собственникам, но без чрезмерного расслоения сельского общества, а также привлечение инвестиций в развитие АПК, включая инвестиции в объекты инфраструктуры сельских поселений. Инвесторы, как правило, создают централизованно управляемые и вертикально интегрированные формирования, объединяющие сельское хозяйство, перерабатывающие отрасли и торговлю. Это обеспечит сокращение трансакционных издержек в цепочке производственных связей и позволит системно решить следующие задачи:

    • вовлечение в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель;
    • обеспечение прав владельцев земельных долей;
    • создание общих институциональных условий развития сельского хозяйства, в частности правил реорганизации и функционирования сельскохозяйственных предприятий и семейных хозяйств;
    • увеличение государственной поддержки аграрного сектора;
    • устранение диспаритета цен в обмене сельского хозяйства с промышленностью;
    • осуществление программ реорганизации, реструктуризации, реконструкции и модернизации в целях повышения конкурентоспособности АПК;
    • рост занятости сельского населения, повышение уровня оплаты труда и профессиональной подготовки управленческого и производственного персонала;
    • стимулирование эффективной работы в низовых производственных единицах интегрированных агропромышленных формирований;
    • развитие механизма взаимодействия агрофирм и агрохолдингов с региональными и муниципальными органами управления АПК;
    • повышение уровня социальной ответственности интегрированных агропромышленных структур в решении проблем развития сельской социальной инфраструктуры;
    • стимулирование участия инвесторов в реструктуризации долгов и выводе из банкротства сельскохозяйственных предприятий.

Решающую роль в решении  этих и других задач подъема сельского  хозяйства и преобразования условий  жизни в сельской местности должен сыграть приоритетный национальный проект "Развитие АПК".

3.3 Роль сельских  органов местного самоуправления  в реализации аграрной политики

 

Органам местного самоуправления муниципальных районов и частично сельских поселений может быть отведена роль инструмента реализации приоритетного национального проекта и региональных программ развития АПК. Муниципальные сельские программы разрабатываются с учетом положений федеральных и региональных программ, а также полномочий органов местного управления по регулированию агропромышленного комплекса. При разработке и реализации программ органы местного самоуправления взаимодействуют с предприятиями и организациями, осуществляющими основные, вспомогательные и обслуживающие процессы в единой системе по производству сельскохозяйственных товаров.

Для формирования конкурентоспособных  вертикально интегрированных структур АПК требуется пересмотр методов  правового, организационного, экономического и социально-психологического воздействия. Это требует высокого профессионализма кадров, в том числе на муниципальном уровне. Особого внимания требует задача подготовки управленческих команд муниципальных районов и сельских поселений в форме стратегических тренингов, позволяющих развивать устойчивые навыки работы в проектных режимах изменений и реализации конкурентных преимуществ. Цели, задачи, функции, организационная структура, методы управления, финансово-кредитная и кадровая политика сельских муниципальных образований должны постоянно адаптироваться к различным этапам реализации программ развития АПК.

Наряду с поддержкой агропромышленного комплекса, большое  значение для сельской экономики  имеет поддержка малого бизнеса, особенно в сферах торговли, общественного  питания, бытового обслуживания населения. Развитие потребительской кооперации может положительно сказаться на организации закупок, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, особенно личных подсобных и фермерских хозяйств. Эта задача должна быть одной из приоритетных для органов местного самоуправления как сельских поселений, так и муниципальных районов.

 

Заключение

 

В России сельская местность  занимает две трети территории России, на которой живет 37,5 млн. человек (26 % от общей численности). Около 150. тыс. населенных пунктов объедены в 24409 сельских администраций и 1865 муниципальных районов.

Российское село переживает системный кризис, основными проявлениями которого является:

    • ухудшение демографической ситуации в сельской местности, сокращение сельского населения, обусловленное как естественной убылью, так и миграционной убылью;
    • сельская бедность и высокий уровень безработицы сельского населения;
    • снижения качества сельской местности, снижение сети учреждений социальной инфраструктуры.

Для преобладания кризисной  ситуации необходим комплекс мероприятий  системного характера. Важно формирование нового образа жизни российского села в рамках принципиального новых представлений, понятий, системы оценок, перспективных моделей и особых традиций, обеспечение устойчивого социально-демографического развития функционирование агропромышленного производства, активизация человеческого потенциала.

Значительная роль в  решении этих задач принадлежит  организации муниципального управлении в сельской местности.

С 1 января 2006 года вступил  в силу новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон предусматривает осуществление во всех субъектов РФ двухуровневой системы муниципальных образований в сельской местности, причем за каждым уровнем четко закрепляются свои вопросы местного значения, объекты муниципальной собственности и источники доходов.

Однако хроническое  недофинансирование полномочий местного самоуправления в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании, культуре, обустройству дорог приводит к объективному недовольству населения качеством и объемом предоставляемых муниципалитетами услуг, а следовательно одной реформы недостаточно. Необходимо принятие государственной национальной стратегии устойчивого развития сельских поселений, цивилизованно учитывающие не только общечеловеческие, но и этнические особенности российского сельского образа жизни, особую, в силу пространственно-территориальной специфики, роль деревни в социальной экономической жизни российского общества и реализации российских геополитических интересов. Понятие стратегии позволит устранить перечисленные и существующие ныне факторы и тенденции социально-экономического развития территорий, что приведет к повышению качества сельской жизни и создаст основы для престижности проживания в сельской местности.

 

Библиографический список

 

  1. Васильев А. А. Система муниципального управления: учебник / А.А. Васильев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 736 с.
  2. Зотов В.Б. Система муниципального управления. Учебник для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
  3. Кирсанов С. А. Муниципальное управление: эффективность муниципального менеджмента: учебник / С. А. Кирсанов А. Т. Ошурков. – СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2008. – 317 с.
  4. Мозохин С.И., Мозохин Д.С. Самоуправляемая деревня. М.: Муниципальная власть, 1999.
  5. Рой В. Б. Система государственного и муниципального управления : учеб. пособ. для вузов / О. М. Рой. – СПб.: Питер, 2007. – 332 с.
  6. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. и пути их совершенствования // Муниципальная власть. – 2009. – №1.
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.1997 г. "О государственном регулировании агропромышленного производства" [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Справочно-правовая система ГАРАНТ. Законодательство с комментариями.
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003г. №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Справочно-правовая система ГАРАНТ. Законодательство с комментариями.
  9. http://www.mcx.ru/documents/document/show/7049.191.htm
  10. http://www.lib.csu.ru/vch/128/007.pdf
  11. http://stat.edu.ru/scr/

Информация о работе Особенности муниципального управления в сельском поселении