Политика формирования и поддержания конкурентной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Переход нашей экономики к реальным рыночным отношениям потребовал кардинального переосмысления роли, места и значения планирования в системе государственного регулирования экономики и конкурентоспособного управления последней. К сожалению, в России, как и на всем постсоветском пространстве, недостаточно полное научное обеспечение процесса реформирования привело, и еще приводит, к непродуманному копированию механизмов регулирования развития государств со стабильными экономиками. Это, в свою очередь, чревато разрушением связей в системе планирования, вместо качественного их изменения и адаптации к рыночным условиям конкурентной экономики.

Содержание

Введение 3
I глава. Понятие конкуренции 4
1.1 Определение конкуренции 6
1.2 Виды конкуренции
II глава. Оценка состояния конкурентной среды в Российской Федерации
11
2.1 Текущее положение уровня развития конкуренции в Российской Федерации 11
2.2 Российские исследования 12
III глава. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в РФ
20
Заключение 28
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ККР.docx

— 212.27 Кб (Скачать)
 

     Рассмотрим  характерные черты совершенной  конкуренции.

     1. Основной чертой чисто конкурентного  рынка является наличие большого  числа независимо действующих  продавцов, обычно предлагающих  свою продукцию на высокоорганизованном  рынке.

     2. Конкурирующие фирмы производят  стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене  потребителю безразлично, у какого  продавца покупается продукт.  Вследствие стандартизации продукции  отсутствует основание для неценовой  конкуренции, то есть конкуренции  на базе различий в качестве  продукции, рекламе или стимулировании  сбыта.

     3. На совершенно конкурентном рынке  отдельные фирмы осуществляют  незначительный контроль над  ценой продукции.

     4. Новые фирмы могут свободно  входить, а существующие фирмы  - свободно покидать совершенно  конкурентные отрасли. В частности,  не существует никаких серьезных  препятствий - законодательных, технологических,  финансовых и других, - которые  могли бы помешать возникновению  новых фирм и сбыту их продукции  на конкурентных рынках.

     Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные  общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми  ресурсами. Монополизация экономики  явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно - технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей».5

     Большинство случаев несовершенной конкуренции  можно объяснить двумя основными  причинами. Во-первых, есть тенденция  к уменьшению количества продавцов  в тех отраслях, для которых  характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут  продавать свои продукты по более  низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

     Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной  конкуренции, когда существуют трудности  для вступления новых конкурентов  в отрасль.

     В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам на ценовую  и неценовую.

     Ценовая конкуренция восходит к тем далеким  временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал  внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

     Когда рынки монополизированы, разделены  между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся  возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость  и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен» - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства («Тексас инструментс» установила в 1972 году цену на портативный калькулятор 149,95 долларов, а в 1977 году снизила ее до 6-7 долларов.6

     При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

     Дифференциация  продукта выступает своего рода компенсацией тех недостатков, которые присуще  монополистической конкуренции  и связаны прежде всего с издержками, связанными с функционированием  такой рыночной структуры. В то же время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления, с одной стороны сбивает с  толку потребителя, усложняя процесс  выбора, с другой стороны, может породить ложные ориентиры в выборе. Довольно часто предпочтение одним товарам  перед другими отдается исходя не из действительных качественных и потребительских  свойств товара, а из цены, считая что последняя служит наилучшим  показателем качества предлагаемых товаров и услуг.

     Производитель в условиях монополистической конкуренции  может, манипулируя продуктом, добиться, по крайней мере, временного преимущества над конкурентами. Такой же результат  может быть достигнут производителем с помощью рекламы и других приемов стимулирования сбыта.  

     II глава. Оценка состояния конкурентной среды в Российской Федерации

     2.1 Текущее положение уровня развития конкуренции в Российской Федерации

     В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют комплексная  система показателей состояния  конкурентной среды на товарных рынках, основывающаяся как на качественных, так и на количественных индикаторах, рассчитываемых на базе опросов мнения, статистических наблюдений и экономических  исследований, экспертных оценок, а  также статистическая отчетность, достаточная  для расчета указанных индикаторов. Между тем создание указанной  системы индикаторов, наблюдение которых  осуществляется на постоянной основе, обусловлено необходимостью не только оценки текущего состояния конкурентной среды, но и динамики изменения отдельных  показателей, и, следовательно, эффективности  государственной конкурентной политики, в том числе социально-экономических  последствий ее реализации, а также  прогноза индикаторов на будущие  периоды.

     В настоящее время отдельные исследования по оценке индикаторов, косвенно характеризующих  состояние конкурентной среды в  Российской Федерации, проводятся как  в рамках международных программ, так и российскими бизнес-сообществами и институтами.

     Такие исследования, как правило, направлены на оценку конкурентоспособности экономики, предпринимательского климата, предпринимательской  активности, уровня административных барьеров, а также показателей, характеризующих  эффективность деятельности антимонопольных  органов и уровня государственного регулирования товарных рынков. Индикаторы рассчитываются на основе оценки состояния  базовых условий, которые способны оказать влияние на уровень конкуренции  на рынках товаров и услуг. Среди  таких базовых условий можно  отметить состояние инфраструктуры рынков, качество общественных и государственных институтов, уровень государственного вмешательства в экономику и государственного регулирования товарных рынков.

     При этом международные исследования позволяют  сравнивать состояние конкурентной среды с другими странами, отечественные  исследования в большей степени  нацелены на оценку текущего состояния  конкурентной среды и динамики ее изменения.

     По  результатам анализа проводимых в настоящее время международных  и российских исследований следует  отметить, что приведенные показатели и рейтинги свидетельствуют о невысоком уровне конкуренции на рынках товаров и услуг в Российской Федерации. Кроме того, большинство российских и зарубежных исследований показывают, что, несмотря на реализацию Правительством Российской Федерации мер по улучшению предпринимательского климата, ситуация с конкуренцией в стране за последний год не улучшилась.

     Среди основных факторов, ограничивающих развитие конкуренции в Российской Федерации, проводимые в настоящее время  исследования отмечают высокие барьеры  входа на товарные рынки, которые  выражаются как в необоснованных административных барьерах, так и  в инфраструктурных ограничениях, наличие  необоснованных государственных преференций  отдельным участникам рынка, высокую  степень участия государства  в экономике. Кроме того, следует  отметить невысокий уровень предпринимательской  активности населения и наличие  отрицательных оценок со стороны  участников рынка степени остроты  конкуренции и благоприятности  делового климата.

2.2 Российские исследования

     Российские  исследования, среди которых можно  выделить отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия», наблюдения Росстата, «Барометр Деловой России», исследование Всемирного банка «Ведение бизнеса в России», опросы Всероссийского центра исследования общественного  мнения (ВЦИОМ) не позволяют объективно оценить состояние конкурентной среды в стране и динамику ее изменения. В настоящее время не проводится исследований, позволяющих сравнивать уровень конкуренции в регионах или отдельных рынках и отслеживать динамику ее изменения.

     Лишь  некоторые из приводимых исследований измеряют отдельные аспекты конкурентного  климата в нескольких регионах («Ведение бизнеса в России – 10 городов, «Глобальный  мониторинг предпринимательства. Россия» - 25 городов).

     Только  исследование Росстата проводится во всех субъектах Росссийской Федерации. Однако методика его проведения затрудняет интерпретацию его полученных результатов  и не позволяет сделать однозначных  выводов о состоянии конкурентного  климата. Указанное исследование измеряет воспринимаемый или ожидаемый участниками  рынка уровень конкуренции, а  не сам конкурентный климат.

     По  данным ежегодных отчетов «Глобальный  мониторинг предпринимательства. Россия»  за 2007 и 2008 годы, подготовленных исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета в сотрудничестве с Государственным университетом – Высшей школой экономики, предпринимательская активность в Российской Федерации сохраняется на очень низком уровне. В 2007 году лишь 1,68% населения в возрасте от 18 до 64 лет являлись устоявшимися предпринимателями, то есть владели собственным бизнесом более 3 лет. В 2008 году количество устоявшихся предпринимателей в Российской Федерации сократилось до 1,1%. Вместе с тем соответствующий показатель в США составляет 8,3%, Японии -– 7,9%, Великобритании -– 6 %, Финляндии – 9,2 %, Франции – 2,8 %, Бразилии – 14,6 %, Турции – 10,7 процента.

     Однако  в 2008 году отмечался рост предпринимательской  активности на ранних стадиях ведения  бизнеса (нарождающиеся предприниматели), то есть со стороны населения, которое  вовлечено в создание бизнеса  и владеет бизнесом менее 3 лет. Так, в 2007 году показатель был равен 2,7% населения в возрасте от 18 до 64 лет, в 2008 году – 3,4 процента.

     Данное  исследование также включает в себя региональный разрез, в который вошли 25 городов Российской Федерации. По результатам обследования предпринимательской  активности населения можно выделить города с наибольшим уровнем потенциальной  предпринимательской активности, то есть долей населения, желающего  заняться бизнесом: Красноярск (35,9%), Владивосток (33,3%), Казань (33,3%), Ульяновск (31,5%), Санкт-Петербург (30%). Меньше всего опрошенных хотели бы заняться бизнесом в Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Перми (см. рис. 1).

Рисунок 1.

Сопоставление этих данных с уровнем нарождающихся  предпринимателей позволяет констатировать, что не все города удерживают лидирующие позиции, когда речь идет о действиях  индивидуумов по созданию компаний. Казань и Санкт-Петербург демонстрируют  устойчивые позиции среди нарождающихся предпринимателей. Также наибольшую активность среди нарождающихся предпринимателей показали Иркутск, Хабаровск, Воронеж и Красноярск. Среди городов, население которых наименее активно в создании новых предприятий, оказались Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Уфа (см. рис. 2).

Рисунок 2.

     Таким образом, если уровень потенциального предпринимательства среди городов  различается в 2 раза, то уровень  нарождающихся предпринимателей колеблется от 2,4% в Перми до 13,2% в Иркутске. На основании изложенного можно  сделать вывод о наличии различных  условий для ведения предпринимательской  деятельности в городах Российской Федерации, причем для оценки состояния  конкурентной среды более важное значение имеет показатель активности нарождающихся предпринимателей, поскольку  именно новые компании в среднесрочной  перспективе будут способны оказать  существенное влияние на конкуренцию  и даже в стадии создания и становления  представляют собой конкурентную угрозу для существующих участников рынка.

     Величина индекса остроты конкуренции Барометра в январе 2010 г. сократилась на 4,0% по сравнению с декабрем 2009 г. 

Информация о работе Политика формирования и поддержания конкурентной среды