Понятие и система местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 19:19, контрольная работа

Описание работы

Понятие и система местного самоуправления. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ
ИНСТИТУТ. ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТДЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОЕ ПО МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ.docx

— 35.10 Кб (Скачать)

     1. Обеспечение участия населения в решении местных дел

     Это предполагает развитие муниципальной  демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления.

     Важное  значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и  равнодушия части населения к  вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.

     2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления

     В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции  РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления.

     3. Обеспечение развития соответствующей территории

     Органы  местного самоуправления принимают  программы развития соответствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

     4. Обеспечение потребностей населения  в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах

     Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.

     5. Охрана общественного порядка,  обеспечение режима законности на данной территории

     Согласно  ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществления этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.

     6. Защита интересов и прав местного  самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами

     Органам государственной власти РФ и ее субъектов  запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

     Все вышеуказанные функции местного самоуправления между собой взаимосвязаны  и дополняют друг друга.

 

4. ОТДЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 

     Возможность осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусмотрена Конституцией РФ. Причем их реализации подконтрольна государству.

     Федеральный закон, относя к ведению муниципальных  образований отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления, повторяет положение Конституции о подконтрольности реализации этих полномочий государству. При этом вводятся еще две важные нормы: о возможности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями только федеральными законами и законами субъекта РФ и об определении условий и порядка контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий также федеральными законами и законами субъектов РФ.

     Тем самым, с одной стороны, создаются  правовые гарантии обязательности качественного исполнения возложенных полномочий; с другой стороны, обеспечиваются гарантии для органов местного самоуправления от произвольного вмешательства в их деятельность государственных органов и должностных лиц.

     Отдельные государственные полномочия, которые  могут находиться в ведении муниципальных образований:

  1. в области регистрации актов гражданского состояния – регистрация актов гражданского состояния на территории муниципального образования;
  2. в области статистики – ведение статистического учета на территории муниципального образования;
  3. в области градостроительной деятельности, государственного архитектурно-строительного контроля – организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности и др.;
  4. в области природоохранной деятельности – ведение государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий, находящихся в границах территории муниципального  образования и др.,
  5. в области землепользования – ведение земельного кадастра и мониторинга земель муниципального образования и др.

     Органы  местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями и в иных сферах государственной деятельности.

 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В настоящее время Россия находится  в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

     На  современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в  России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие – отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.

     Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

     Она предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

     В отличие от централизованной системы управления, этот уровень власти рассчитан на приближение власти к народу, создание гибкого механизма управления, позволяющего решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

 

           СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//"Российская газета" от 25 декабря 1993 года;
  2. Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (ред. ФЗ № 31-ФЗ от 21.03.2002 //СЗ РФ от 25 марта 2002 г., N 12, ст. 1093) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»//СЗ РФ от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506;
  3. Указ Президента РФ от 11 июня 1997 г. N 568 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями  от 27 июня 2000 г.// СЗ РФ от 3 июля 2000 г., N 27, ст. 2821)//СЗ РФ от 16 июня 1997 г. N 24, ст. 2741;
  4. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации . "Круглый стол" в институте государства и права РАИ // Государство и право .-1997.-№5. С. 28.
  5. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления.- М., 1998 -  243 с.
  6. Берг О. О структуре модельного законодательства субъекта РФ в области местного самоуправления//Хозяйство и право. 2005. - № 3. – 56 с.
  7. Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления//Журнал российского права. – М., 2002 - № 4. – 201 с.
  8. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. - М., 2000. – 237 с.;
  9. Местное самоуправление: стратегические направления развития. Материалы научно-практической конференции/Под ред. С. Рыженкова. - М.: МОНФ, 2002. – 379 с.
  10. Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М., 1999. – 209 с.

Информация о работе Понятие и система местного самоуправления