Понятие Конституционно-правовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия «конституционно-правовые отношения».
Тема данной работы является чрезвычайно интересной и актуальной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства. Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений, и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 2
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 2
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 2
Субъект 2
Объект 2
Содержание 2
ГЛАВА 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Работа содержит 1 файл

курсова конституционное.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия «конституционно-правовые отношения».

     Тема  данной работы является чрезвычайно  интересной  и актуальной. Актуальность данной темы определяется практическими  потребностями государства. Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений, и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом.

     В соответствии с поставленной целью, в исследовании поставлены следующие  задачи:

  1. Рассмотреть понятие, сущность и основные виды

    конституционно-правовых отношений;

    1. Рассмотреть участников конституционно-правовых отношений.

     Предметом исследования данной работы является непосредственно конституционно-правовые отношения; объектом – их своеобразие  и роль в конституционно-правовой отрасли.

     При написании работы я использовал  метод сравнительного анализа,  системный  метод, материалистические, формально-юридический, эмпирический, логический и исторический методы.

     При написании курсовой работы были изучены  учебные материалы, монографии, публикации на страницах периодической печати.

    Информационной  базой исследования послужили Конституция  РФ принятая всенародным голосование  в 1993 году и специальная юридическая  литература. Изучением конституционно-правовых правоотношений занимались и занимаются многие ученые-юристы, в частности Варламова, Виноградов, Козлова, Баглай, Кутафин и другие. Ученые-правоведы высказывают различные точки зрения по поводу понятия, структуры, видов и особенностей,  конституционных правоотношений. Интенсивная разработка данной проблематики расширила неоднозначность подходов к её пониманию.

     Информация  представленная в данной курсовой работе может быть использована для подготовки лекций по Конституционному праву России.

     Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.  Понятие Конституционно-правовых отношений

     Конституционно-правовые отношение – это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

     Особенности конституционно-правовых отношений  по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

  • Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
  • Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;
  • Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.
  • Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.
  • Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.
  • Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.
  • Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

    Именно  через правоотношения проявляют  своё регулирующее действие нормы конституционного права, хотя эта точка зрения разделяется  не всеми. По мнению М.В. Баглая, конституционное  право содержит много деклараций, устанавливающих порядок в той или иной области не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, влияющих на создание конкретных норм.1 Замечу, что, во-первых, любые правовые нормы психологически воздействуют на людей; во-вторых, конституционные провозглашения (декларации) все-таки осуществляются через правоотношения. Своеобразие провозглашений заключается в том, что они часто порождают правоотношений не путем прямого определения прав, обязанностей их участников, а посредством закрепления каких-либо ценностей, целей, установок в качестве объектов юридических прав, обязанностей. Провозглашения продуцируют правоотношения, определяя в первую очередь их объекты, а не содержание.2

    Своеобразие конституционных правоотношений прежде всего в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма. Конституционным регулированием охватываются важнейшие взаимосвязи общества, государства, коллектива, личности на базе сочетания их коренных интересов.3

    Данные  социальные отношения как наиболее значимые не просто предмет конституционного регулирования, но объективно предопределяют особенности их правовой формы.

    Отличительная черта конституционно-правовых отношений  — их высокий политический потенциал.4 Политические отношения выражают интересы всех классов, социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика, как показал В. И. Ленин, — это то, что определяет перспективы и пути общественного развития, участие в делах государства, задачи, формы и содержание государственной деятельности как внутри страны, так и на международной арене.5 «Конституция, — отмечает В. О. Тененбаум, — не только закрепляет установленное соотношение политических сил, но и определенным образом организует его, группирует, фокусирует в соответствии с волей творцов конституции и проецирует во второй ряд, т. е. в ряд политико-правовых конституционных отношений. Происходит как бы удвоение политических отношений, где собственно политика как содержание отношений воплощается в определенную конституционно-правовую форму и структуру».6

    Особенности конституционно-правовых отношений  выражаются и в своеобразии их элементов, структурной организации. Эти правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем каждый занимает в ней особую конституционную позицию. Статус отдельных субъектов конституционных правоотношений весьма своеобразен.7 Некоторые из них могут выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных исключительно в конституционных и иных государственно-правовых предписаниях, и быть участниками только конституционных, государственно-правовых отношений (социальные общности: классы и основные социальные группы, народ, нации; социально-политические образования: РФ и субъекты РФ). Спецификой обладают и субъекты, деятельность которых не ограничена государственно-правовой регламентацией.

    Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных  действий — юридических актов  и поступков. С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают инициатива, предложения государственных и общественных органов, запрос депутата и т. д.

    Прямые  указания на неправомерные действия содержатся в Конституции сравнительно редко — это задача текущего законодательства. К числу конституционных деликтов относятся не только несоблюдение конституционных запретов, но и действия, противоположные тем, которые признаны Конституцией правомерными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.  классификация Конституционно правовых отношений

     Конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы по нескольким основаниям:

    • В зависимости от временного фактора:

     1) Постоянные – здесь период правоотношения не определен, однако могут заканчиваться в конкретных условиях, например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству;

     2) Временные - возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения, с выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается (например, отношения между избирателем и участковой комиссией отношения прекращаются после исполнения последней своей обязанности выдать избирателю избирательный бюллетень и обеспечить ему установленные условия для голосования);

  • В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений

     1) Конкретные – в этих отношениях четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности. Для возникновения конкретного конституционного правоотношения нужен юридический факт: событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение и прекращение правоотношений. К числу таковых относятся, например, рождение человека (событие), обращение в государственный орган (действие), уклонение от подписания закона, принятого парламентом (бездействие), и т.д.

     2) Общие – здесь субъекты правоотношений не определены однозначно и не установлены конкретные права и обязанности. Правоотношений общего характера реализуются через нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации (напр. Разделение властей ст. 10 конституции РФ).  
 

    • В зависимости от вида норм:

     1) правоустановительные отношения (содержащие права и обязанности). Норма о том, что «признается и защищается частная собственность» (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) порождает правоустановительные отношения.

     2) правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах). Например, право частной собственности охраняется законом

  • В зависимости от характера содержащихся правовых предписаний:

       1) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать положительные действия (п. 4 ст. 80 Конституции РФ - Президент РФ представляет РФ внутри страны и в международных отношениях; ст. 34 п. 1 - каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности);

       2) обязывающие - нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ - каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);

       3) запрещающие - конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

    • В зависимости от территории действия:

     1) федеральные конституционно-правовые нормы, данный правовые нормы распространяются на все население РФ;

     2) правовые нормы субъектов РФ – это нормы которые действую на территории субъекта РФ (область, край, республика и др.) и распространяются на жителей данного субъекта..

  • В зависимости от степени определенности содержащихся правовых предписаний:

       1) императивные - нормы, не допускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ - предметы ведения РФ);

Информация о работе Понятие Конституционно-правовых отношений