Понятие муниципальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть методы управления муниципальной собственностью.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи исследования:
дать понятие муниципальной собственности;
изучить современные методы управления объектами муниципальной собственности;
рассмотреть структурно-функциональный механизм управления муниципальной собственностью

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 6
1.1. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 6
1.2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 8
2. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 14
2.1. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 14
2.2. ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 23
3. МЕТОДИКА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Муниципальная собственнсть.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

 

В качестве методических основ выбора возможных стратегий  формирования и реализации сбалансированного  потенциала патернализма предлагается матрица в системе координат "темпы  экономического роста (Тэр) и темпы изменения расходов на социальные нужды (Тсн) (рис. 2.4).

вырезано

 

Рис. 2.4. Матрица возможных стратегий формирования и реализации сбалансированного потенциала партнерства и патернализма на внутренних субъектах СМО [13]

 

В матрице ось "темпы экономического роста" разделяет два типа экономических систем: левее оси - стремление к жесткому либерализму (давление слабых), правее - стремление к социально-ориентированной муниципальной экономике вплоть до жесткого патернализма (поддержка слабых).

Стратегия А означает, что реализация принятого значения потенциала муниципального образования характеризуется четкой социальной направленностью. Считается, что высокие темпы экономического роста обеспечивают увеличение благосостояния населения и темпы роста расходов на социальные нужды могут замедляться.

вырезано

4) Рыночные критерии характеризуют уровень монополизации рынка муниципальных товаров и услуг. В рамках данной группы могут применяться следующие показатели: а) доля рынка, на котором действует предприятие; количество конкурентов; б) оценка продукта предприятия по форме оплаты: частные (потребитель), социально-значимые (потребитель и муниципалитет), общественные (муниципалитет).

5) Социальные. Производится оценка  уровня жизни работников предприятия,  количества и качества рабочих мест на предприятии.

6) Экологические отражают влияние  деятельности предприятия на  состояние окружающей среды.

7) Политические. При всем их разнообразии они, в конечном счете, относятся к распределению экономических возможностей, а именно предотвращение чрезмерного влияния отдельных лиц и предпринимательских структур.

Дальнейшее содержание муниципалитетами предприятий, не отвечающих указанным  критериям, в нынешних условиях становления  рыночных отношений представляется не перспективным с точки зрения социально-экономического развития территории. То есть на балансе муниципалитета следует оставлять только экономически сильные предприятия, а также предприятия, испытывающие определенные сложности, но имеющие потенциал, профессиональную команду и если не план, то хотя бы идею выхода из кризиса

2 этап. Определение критериев ограничения на передачу муниципальных предприятий и учреждений в частную собственность либо их ликвидацию.

3 этап. Принятие решения о дальнейшей судьбе предприятия: оставить в муниципальной собственности, передать в частную собственность, ликвидировать данное предприятие с соблюдением норм российского законодательства.

 

Таблица 2.4

Направления и ограничения  форм управления и распоряжения муниципальными предприятиями и учреждениями [6]

Способ классификации  результата

Группа

Предпочтения

Ограничения

1. По отраслям

вырезано

вырезано

вырезано

 

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

 

вырезано

вырезано

 

2. По эластичности спроса

вырезано

вырезано

вырезано

 

вырезано

вырезано

вырезано

3. По уровню монополизации

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

 

вырезано

вырезано

 

 

вырезано

вырезано

вырезано

4. По типам оказываемых

услуг

вырезано

вырезано

вырезано

 

вырезано

вырезано

вырезано

 

вырезано

вырезано

вырезано

5. По степени насыщенности  спроса (удовлетворенности спроса)

вырезано

вырезано

вырезано

 

вырезано

вырезано

вырезано

 

вырезано

вырезано


 

Если принимается первое решение, но предприятие является убыточным, то для него генерируются возможные центры прибыли. Если ограничений нет и/или они несущественны, то может быть принято либо второе, либо третье решение. В первом случае по каждому критерию результативности рассматривается наиболее оптимальный вариант дальнейшего использования (табл. 2.4), а во втором случае разрабатывается план ликвидации предприятия с соблюдением норм российского законодательства. Потому, что дальнейшее содержание муниципалитетами предприятий, не отвечающих указанным критериям оценки, в нынешних условиях представляется баз перспективным. Нерентабельные муниципальные предприятия должны самостоятельно искать пути выхода из кризиса, как и любые другие хозяйствующие субъекты. Поэтому их приватизация и перевод на полное самофинансирование являются сегодня для местных органов власти одними из первоочередных задач.

2.2. Принципы эффективного управления муниципальной собственностью

Процесс управления формируется  из ряда содержательных этапов. Для  иллюстрации этого подхода можно  привести структуру содержания процесса управления (рис. 2.5).

Наибольший эффект управления муниципальной собственностью может быть достигнут на основе системного подхода, который позволяет упорядочить решение всех вопросов, связанных с эффективным использованием муниципальной собственности, рассматривать их во взаимосвязи и взаимодействии. Системный подход служит гарантией против односторонности в управлении, выхватывания какой-то одной группы проблем, части или стороны единого процесса управления, дает возможность принимать эффективные и сбалансированные решения. Управление муниципальной собственностью - это система целенаправленных, организационно и экономически обеспеченных и стимулированных действий, обеспечивающая расширенное воспроизводство муниципального образования на основе эффективного функционирования принадлежащих ему ресурсов.

вырезано

 

Рис. 2.5. Структура содержательного процесса управления [11]

 

Эффективное управление муниципальной собственностью - это  такое управление, которое обеспечивает необходимое качество жизни населения местного сообщества и получение максимально высокого дохода от использования муниципальной собственности. Кроме вышеперечисленного принципа эффективности, к принципам, в соответствии с которыми создается система управления муниципальной собственностью (СУМС), относятся: научность, целенаправленность, комплексность, оптимальность, своевременность, готовность, надежность, защищенность. Исходным принципом является целенаправленность, которая предполагает разработку системы целей, включающих социальные, экономические, экологические и другие цели.

вырезано

Первый этап можно  осуществить посредством механического  разделения муниципальных предприятий, структурировав их по отраслевому признаку. В результате этого анализа выявляется количество убыточных и прибыльных предприятий и оценивается объем предстоящей работы. Этот же этап предполагает заключение с предприятиями договоров на передачу имущества в хозяйственное ведение и контрактов с руководителями муниципальных предприятий. Переход на договорные отношения с муниципальными предприятиями и их руководителями - один из самых сложных в управлении данной группой муниципального имущества методов, который должен проходить как можно быстрее.

 

3. Методика эффективного управления муниципальной собственностью при разработке стратегии развития муниципального образования

Экспериментальные исследования реализованы на основе использования  данных о производственно-хозяйственной  и финансово-экономической деятельности муниципального образования "Боткинский район" и взаимодействующих социально-экономических и властных структур, функционирующих на региональном рынке за 2003-2008 гг. Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования в увязке с оценкой имущественного комплекса приведены в табл. 3.1. Представленные данные характеризуют уровень социально-экономического развития района с учетом реализации социального партнерства.

Таблица 3.1

Основные показатели социально-экономического развития сельского муниципального образования "Боткинский район" (млн. руб.)

Основные показатели

2003

2005

2007

2008

Валовый внутренний продукт  по предприятиям

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Объем продукции, работ  услуг в промышленности

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Объем валовой продукции сельского хозяйства

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Розничный товарооборот

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Платные услуги

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Объем подрядных работ

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Средняя зарплата на одного работника (рубл./в месяц)

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

Численность населения

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано


 

На основе проведенного исследования социально-экономического развития сельского муниципального образования, предлагается методика анализа и оценки уровня социального партнерства в развитии эффективности использования муниципальной собственности, основные этапы которой представлены в следующей последовательности:

- первый этап - анализ и оценка социально-экономического состояния и уровня развития сельского муниципального образования в целом с учетом социального партнерства;

- второй этап - оценка материально-ресурсной и финансовой составляющей имущественного комплекса и ресурсного потенциала сельского муниципального образования (Приложение 1);

- третий этап - анализ и оценка обеспеченности социального партнерства и муниципального взаимодействия в реализации стратегии развития сельского муниципального образования и возможности эффективного использования муниципальной собственности;

вырезано

Таблица 3.2

Динамика оценки эффективности  управления муниципальной собственностью в сельском муниципальном образовании "Боткинский район", (тыс. руб.; текущих ценах)

Год

Доходы от

использования МС

Прирост доходов от использования  МС

Затраты на муниципальное

управление

Изменение

затрат на муниципальное

управление

Коэффициент

эффективности

управления

МС

2004

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

2005

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

2006

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

2007

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

2008

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано

вырезано


 

Патерналистские отношения, развиваясь, в конечном счете приводят к установлению партнерских отношений  как высшей форме социально-экономических отношений между субъектами хозяйствования СМО.

Заключение

 

Категория «муниципальная собственность» как объективное по своему содержанию социально-экономическое явление в жизни местных сообществ, связанное с реализацией местными сообществами права на самоуправление, служит экономической основой предоставления местных общественных благ.

Природа муниципальной собственности определяется необходимостью удовлетворения коллективных потребностей местного сообщества в определенных локальных (местных) благах. Локальные (местные) блага - это блага общественного характера, предоставляемые на местном (муниципальном) уровне. Таким образом, муниципальная собственность - это отношения по поводу производства, присвоения-отчуждения коллективных благ локального характера, создаваемых в процессе хозяйственной деятельности местного сообщества и предоставляемых членам местного сообщества на территории проживания.

Информация о работе Понятие муниципальной собственности