Порядок избрания и полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить основные правовые проблемы и пути решения в деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Для написания настоящей курсовой работы были использованы следующие методы: эмпирический, формально-юридический и анализа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Порядок избрания и полномочия – важнейшие этапы эффективности деятельности законодательного органа исполнительной власти субъекта РФ..........................................................................................5
1.1 Особенности деятельности законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации….…5
1.2 Порядок избрания и полномочия депутата законодательного органа государственной власти субъекта……………9
2. Направления совершенствования порядка избрания и полномочий деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ....................................................................13
2.1 Современные правовые проблемы законодательных органов государственной власти субъектов РФ...……………13
2.2 Перспективы развития российского законодательства………..……….17
Заключение……………………………………………………………….………22
Библиографический список……………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Порядок избрания и полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Порядок избрания и полномочия – важнейшие этапы эффективности деятельности законодательного органа исполнительной власти субъекта РФ..............................................................................................................................5

1.1 Особенности деятельности законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации…………………………………….…5

1.2 Порядок избрания и полномочия депутата законодательного органа государственной власти субъекта………………………………..………………9

2. Направления совершенствования порядка избрания и полномочий деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ............................................................................................................................13

2.1 Современные правовые проблемы законодательных органов государственной власти субъектов РФ…………………………...……………13

2.2 Перспективы развития российского законодательства………..……….17

Заключение……………………………………………………………….………22

Библиографический список……………………………………………………..25

 

Введение

     Основной  задачей демократического государства  является создание наиболее благоприятных  условий для реализации прав и  свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно.

     Государственный орган - составная и в то же время  относительно обособленная, самостоятельная  часть государственного аппарата, которая участвует в осуществлении функций государства и действует от его имени и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию и структуру, применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

     В настоящее время система органов государственной власти и управления на уровне федерального округа находится в стадии становления, характеризуется интенсивным поиском центральной власти их места в структуре государственного аппарата и механизме территориального управления Российской Федерации. Построение и развитие системы органов государственной власти на уровне федерального округа является важнейшей частью административной реформы.

     Актуальность  данной темы заключается в важной роли законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации как основы осуществления функций государства.

    Цель  работы – выявить основные правовые проблемы и пути решения в деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

    Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

     1) изучить особенности деятельности законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

     2) определить порядок избрания и полномочия депутата законодательного органа государственной власти субъекта;

     3) выявить правовые проблемы деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ;

     4) проанализировать направления совершенствования порядка избрания и полномочий деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

    Объект  исследования – деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

    Предмет исследования – порядок избрания и полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

    Для написания настоящей курсовой работы были использованы следующие методы: эмпирический, формально-юридический  и анализа.

    В качестве нормативной базы данного  исследования были изучены: Конституция  Российской Федерации, федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

    Теоретическую базу работы составили статьи в таких  научных журналах и монографии таких  авторов как К.В. Черкасов, Р.В. Вороков, Е.Ф. Лукьянчикова и др.

 

1. Порядок избрания и полномочия – важнейшие этапы эффективности деятельности законодательного органа исполнительной власти субъекта РФ

1.1 Особенности деятельности законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

     По  доминирующему в юридической  науке мнению, принцип разделения властей является одним из необходимых  условий формирования правового  государства и правовых законов, препятствующим возникновению какой-либо неограниченной власти, не связанной с естественным правом и конституционными принципами. При этом очень важно, чтобы три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) не были бы полностью разобщены или, напротив, соединены под единым началом, в том числе и под эгидой президентской власти. Такое их состояние позволяет каждой из ветвей власти эффективно осуществлять свои полномочия для обеспечения сбалансированных интересов личности, общества и государства как основы национальной безопасности России[10, c.8].

     В федеративном государстве система  разделения властей имеет свои особенности, тем более в такой многосубъектной, многонациональной и многоконфессиональной, как Россия. С целью обеспечения  реализации принципа разделения властей  не только на уровне Федерации, но и в ее субъектах, в Основном Законе предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между Россией и регионами. Данная проблема весьма сложная как с точки зрения нормативно-правового регулирования, так и практики реализации полномочий сторонами, требует самостоятельного изучения и выходит за рамки нашего исследования.

     Правовую  основу реализации данного принципа в регионах составляет, наряду с  Конституцией России, Федеральный закон  от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". За время его действия в данный нормативно-правовой акт внесено более 30 изменений и дополнений, в том числе в рассматриваемой области.

    Cистему органов государственной власти субъектов Российской Федерации составляют законодательный (представительный), высший исполнительный, а также иные органы государственной власти субъекта России, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта[2, ст.2].

    Для законодательного органа:

    а) наделение гражданина Российской Федерации  полномочиями высшего должностного лица субъекта России по представлению  Президента Российской Федерации;

    б) право выразить недоверие высшему  должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

    в) право обратиться к высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта), а также в органы исполнительной власти региона с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в принятые ими правовые акты.

    Понятие "законодательная деятельность" отражает главную, но не единственную функцию законодательного органа. Причем процесс подготовки и принятия законов не отождествляется только с этим органом, поскольку в нем участвуют и исполнительная власть, и судебная. Законодательная власть - представительная. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть.

    Конституционные основы правового статуса законодательных (представительных) органов субъектов  Российской Федерации представляют собой закрепленные в Конституции  Российской Федерации исходные начала, обусловливающие, а где-то и прямо определяющие элементы (составляющие их признаки) правового статуса этих органов. Не все общественные отношения, включенные в объект конституционного воздействия, могут и должны иметь равную по объему и приемам изложения конституционную базу, а содержание конституций определяется как собственными свойствами конституционного регулирования, так и влияющими на него факторами. Однако относительно законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации Конституцией Российской Федерации предопределены такие выделяемые на теоретическом уровне элементы правового статуса, как: юридическая природа, компетенция (основы компетенции), роль в выполнении функций государства и некоторые другие.

          С учетом присущих конституционному статусу субъектов одного типа свойств  общности, стабильности, однотипности, унифицированности и системообразующей  значимости исследование конституционных  положений представляется особенно ценным с точки зрения возможности выявления конституционной сущности и потенциала законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации для их адекватного законодательного воплощения и эффективного использования в условиях динамично развивающегося Российского государства[4, c.30].

     Принципиальное  значение в обосновании высокого места законодательного органа в  системе государственной власти имеет его особый характер. Уровень  и объем компетенции законодательной  ветви власти, как по важности, так и по масштабам составляющих ее полномочий превосходит компетенцию второй и третьей ветвей власти.

    Законодательные органы субъектов Российской Федерации  олицетворяют народное представительство, являются представительными по своей  конституционной природе. Такая их сущность предопределена конституционным принципом народовластия, допускающим его представительную форму. С другой стороны, выступая органами народного представительства, законодательные органы аккумулируют определенную долю народного суверенитета, что легитимирует их законодательную функцию. При этом речь идет именно о выборном представительстве как средстве обеспечения подлинного народовластия и легитимации государственного органа и его функций.

    Так, статья 66 Конституции РФ, предусмотревшая  право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять статус субъекта Российской Федерации, фактически приравняла эти органы по своему значению к высшей форме выражения власти в субъекте Российской Федерации - референдуму.

    Конституции РФ закрепила за региональным парламентом  статус органа, уполномоченного участвовать  в формировании Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации, направляя в его состав своего представителя, выступая при этом от своего имени и от имени субъекта Российской Федерации[1, ч. 2 ст. 95]. Правда, для обозначения регионального парламента как субъекта указанного права в ней используется термин "представительный орган". Ориентиром для вывода о том, что речь идет именно о представительном законодательном органе, является сам контекст употребления термина "представительный" для обозначения не любого представительного органа, а уполномоченного выступать от имени субъекта Российской Федерации в решении вопроса федерального значения. По аналогии с положениями части 2 статьи 66, части 1 статьи 104, статей 134, 136 Конституции РФ к таким органам относятся именно законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

    Частью 1 статьи 104 Конституции РФ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации наделены правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации наряду с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. При этом право законодательной инициативы, принадлежащее региональным парламентам, является универсальным, в отличие от такого права высших судебных органов Российской Федерации оно не связано с вопросами их ведения. Реализация права законодательной инициативы в Государственной Думе региональными парламентами является формой участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе. Эффективно используя его, региональные парламенты могут повысить влияние на формирование федерального законодательства и тем самым повысить как свой фактический статус, так и фактический статус субъектов Российской Федерации.

    Законодательная (представительная) ветвь власти в субъектах России обеспечивает баланс в системе разделения властей, формируя необходимую для деятельности других органов государственной власти законодательную основу, а с другой - обеспечивает гибкое проведение государственной политики посредством оценки представителями народа возможных действий власти и их социально-экономических последствий.

Информация о работе Порядок избрания и полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ