Принципы местного самоуправления в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы. Первое десятилетие XXI века ознаменовалось новым этапом реформы российского местного самоуправления – к этому времени уже основанного на общепризнанных демократических принципах, имевшего солидную теоретическую базу и сложившуюся практику. Вначале опиравшаяся на наработки правовой науки и эволюционные методы, реформа со временем всё более утрачивала планомерность и предсказуемость. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стал примером нестабильной правовой материи, находящейся в состоянии непрерывной коррекции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….
3
1.
Понятие принципов местного самоуправления………………………………………..
5
2.
Классификация принципов местного самоуправления………………………………
7

Заключение……………………………………………………………………………….
14

Список использованных источников и литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Принципы местногосамоуправления.docx

— 37.92 Кб (Скачать)

Хотя степень разработанности  общих проблем местного самоуправления и его принципов является достаточно  высокой. Тем не менее, следует признать, что в науке отсутствуют как  единая концепция определения принципов  местного самоуправления, так и оценка их правового закрепления, что обусловливает  необходимость дополнительного  исследования данного аспекта проблемы. 

Подавляющее большинство  авторов дают различную классификацию  принципов местного самоуправления. Так, известные специалисты муниципального права - В.А. Баранчиков, Ю.А. Дмитриев, А.А. Замотаев, П.М. Китаев, А.Н. Костюков, Е.М. Кошевников, O.Е. Кутафин, B.C. Мокрый, В.В. Пылин, Н.В. Постовой, А.С. Прудников, А.А. Сергеев, В.И. Фадеев и др. не имеют единой концепции в определении принципов местного самоуправления и возможностей правого обеспечения этих принципов.

Наиболее часто выделяются следующие принципы: самостоятельность; выборность; гласность; учет исторических и национальных традиций.

Наиболее изучен принцип  выборности и, прежде всего, такие его  аспекты, которые связаны с работой  избирательных комиссий, предвыборной агитацией, правами избирателей. Особо  следует отметить материалы Центральной  Избирательной Комиссией Российской Федерации РФ. В то же время слабо  разработаны вопросы ответственности  за применение неправомерных приемов  агитации, ответственности депутатов, правового обеспечения защиты интересов  избирателей. He изучен этот принцип и с позиций его правового закрепления в условиях современной реформы местного самоуправления.

В своей диссертации Беседина В.А. предложила собственную классификацию принципов местного самоуправления как социально-правовой системы, проанализировал их правовое обеспечение и сформулировал рекомендации по их практической реализации [7].

Автор разделил все конституционные  принципы местного самоуправления на: 1) принципы, определяющие деятельность местного самоуправления как социальной системы; и 2) принципы, определяющие деятельность местного самоуправления как локальной  правовой системы, выполняющей функции  местного нормотворчества и исполнения правовых предписаний. Была предпринята попытка обобщения и разработки дефинитивных норм, раскрывающих содержание принципов местного самоуправления как социальной и правовой систем.

Принципы первой группы отражают преломление конституционных принципов - демократизма, федерализма, народного  суверенитета и др. в сфере местного самоуправления. Соответственно этим принципам выделены такие конституционные  принципы местного самоуправления, как  принцип самостоятельности, гласности (публичности) местного самоуправления, учета исторических и иных традиций. Новизна подхода к изучению уже  известных в юридической литературе принципов заключается в самом  обосновании их классификации и  рассмотрении их в качестве принципов  социальной системы. При таком подходе  конституционные принципы местного самоуправления анализируются c малоизученных позиций комплексного внедрения.

Принципы второй группы отражают преломление конституционных принципов - верховенства права, равенства всех перед законом и судом, защиты прав и свобод, участие граждан  в культурной жизни и др. Ко второй группе отнесены принципы, которые  определяют деятельность местного самоуправления как локальной организационно-правовой системы, в рамках которой осуществляются местное нормотворчество и правоприменение. Это принципы законности, юридической  ответственности, формирования правовой культуры субъектов местного самоуправления.

B условиях реформы действие ряда принципов, например законности, юридической ответственности, значительно усиливается, появляются существенные изменения в правовом закреплении принципов, определяющих деятельность местного самоуправления как социальной системы.

За достаточно короткий исторический период развития российской государственности  и становления гражданского общества, начиная с 1993 года, произошли значительные изменения в концептуальных подходах к модели организации местного самоуправления. Фактически сформировалась дуалистическая модель местного самоуправления. Соответственно, произошли изменения в системе принципов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации  текстуально прямо закрепила  только один общий принцип местного самоуправления. Таким принципом  является самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Вместе c тем из системного толкования положений Конституции РФ можно вывести и другой общий принцип местного самоуправления. Таким принципом является принцип взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

Конституция Российской Федерации  содержит вполне определенные положения, которые позволяют на уровне федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, осуществить  необходимое правовое закрепление  всех аспектов принципа взаимодействия местного самоуправления c государством, без специального изменения или дополнения Конституции РФ. Все другие принципы местного самоуправления являются производными от этих общих принципов, закрепленных в Конституции РФ. B отличие от существующих классификаций в работе предлагается делить принципы местного самоуправления на общие и специальные.

Общие принципы проявляются  во всех сферах местного самоуправления и конкретизируются в специальных  принципах. Так, например, общий принцип  самостоятельности распространяется на все основы местного самоуправления и проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность  в решении вопросов местного значения. B свою очередь это проявление общего принципа в различных сферах местного самоуправления конкретизируется в специальных принципах.

Принципы государственного управления первичны по отношению к  принципам местного самоуправления, охватывая своим действием и  государственное и муниципальное  управление.

Вопросы местного значения всегда были и будут объектом управления для органов государственной  власти. Государство не может снять  с себя ответственность за решение  вопросов местного значения.

B системе принципов государственного управления и принципов местного самоуправления особое место занимает важнейший организационный принцип - это принцип сочетания централизации и децентрализации. Централизация, также как и децентрализация, должна иметь государственные гарантии и необходимое правовое обеспечение.

Муниципальное право строится на множестве принципов, одним из которых является принцип самостоятельности  местного самоуправления. Данный принцип  в силу особенностей правовой регламентации  относится к принципам, декларируемым  Конституцией РФ, a по масштабам действия - к основным принципам, так как он воздействует на все сферы местного самоуправления.

Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления выступает как закрепленное в Конституции РФ основополагающее нормативно-руководящее начало, отражающее суть самоуправленческой деятельности: решение населением муниципального образования относительно автономно от государственной власти вопросов местного значения собственными силами и на основе своей инициативы.

При выяснении содержания конституционного принципа самостоятельности  местного самоуправления важным является смысл термина «самостоятельность». Это обусловлено тем, что «разброс интерпретаций конституционного положения  о самостоятельности местного самоуправления чрезвычайно широк - от утверждений, что местное самоуправление отделено от государства, до толкования самостоятельности  не более как права органов  местного самоуправления определять порядок  реализации предписаний органов  государственной власти.

По определению К.Ф. Шеремета, «общие принципы организации местного самоуправления составляют «правовой каркас» демократической концепции местного самоуправления, основанной на обеспечении равного права граждан на местное самоуправление, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают» [15]. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

В целом, можно сделать  следующий вывод. Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Обобщая вышесказанное, можно  резюмировать следующее.

Принципы местного самоуправления в субъективном смысле определяются политическим выбором общей теории и модели местного самоуправления. Еще одна проблема, которая отмечается автором, при анализе второго  подхода, это возможность менять принципы.

Несмотря на определенные трудности в поиске закономерностей  становления и развития принципов  местного самоуправления в субъективном плане, критерием эффективности  применяемых принципов, в конечном счете, является практика. Анализ частоты  совпадения принципов, которыми руководствовались  субъекты, добившиеся успехов в своей  деятельности и, частоты совпадения принципов, которыми руководствовались  субъекты, получившие отрицательные  результаты деятельности, позволяет  выявить определённые закономерности.

Общие принципы организации  местного самоуправления это, принципы, которые получили всеобщее признание, как в отечественной, так и  в мировой практике организации  местного самоуправления. Общие принципы местного самоуправления распространяются на любых субъектов деятельности, независимо от их видовых или индивидуальных особенностей.

Закрепление принципов местного самоуправления в нормативных правовых актах высокого уровня в определенной мере должно свидетельствовать об общепризнанном характере закрепленных принципов, хотя это само по себе еще не факт. Как показывает практика применения федерального закона 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», эти «общие» принципы, не привели к созданию работоспособного местного самоуправления в Российской Федерации.

Закрепление принципов местного самоуправления в международных  правовых актах, в законодательстве и других нормативных правовых актах  придает им характер общеобязательных требований.

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Конституция РФ принятая общенародным голосованием 12 декабря 1993г.  (с учетом Указов Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679, и Федеральных Законов от 25.03.2004 №1-ФКЗ, от 14.10. 2005 №6-ФКЗ); 
  2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г. (с учетом Федеральных законов от 19.06.2004 №53-ФЗ, от12.08.2004 №99-ФЗ, от28.12.2004 №183-ФЗ, от28.12.2004 №186-ФЗ, от29.12.2004 №191-ФЗ, от29.12.2004 №199-ФЗ, от 30.12.2004 3211-ФЗ, от 18.04.2005 №34-ФЗ, от29.06.2005 №69-ФЗ, от21.07.2005 №93-ФЗ, от 21.07.2005 №97-ФЗ).
  3. Распоряжение Правительства Российской  Федерации от 25 мая 2004г. №707-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 08.09.2004 N 1165-р, от 04.11.2004 N 1397-р)
  4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. – М.: Норма, 2006.
  5. Беседина В. А.. Принципы местного самоуправления и их реализация в современных условиях Российской Федерации (Правовые аспекты) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. – СПб., 2004.
  6. Выдрин И.В. Муниципальное право России: учебник для вузов. – М.: Норма, 2005.
  7. Голубок С.А. Конституционное право России: учебное пособие. – М.: РИОР, 2005.
  8. Демьяненко, А.Н. Муниципальное управление: учеб. пособие Хабаровск-Нижний Новгород, 1998.
  9. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник. – М.: Юристъ, 2003.
  10. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. – М.: Юристъ, 2005.
  11. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: учебник – М.: Юристъ, 2004.
  12. Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учебное пособие / Акад. правовой ун-т при Ин-те государства и права РАН.; /Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. – М.: Юнити,  2008.
  13. Никитина А.М. Муниципальное право России. – М.: Юнити, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Принципы местного самоуправления в Российской Федерации