Принципы права социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:47, реферат

Описание работы

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только отдельного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов правового регулирования.

Содержание

Понятие принципов права социального обеспечения и их классификация…………………………………………………………………….2
Действие общеправовых принципов в сфере социального обеспечения………………………………………………………………………..6
Общая характеристика межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов……………………………………………………9

Работа содержит 1 файл

масляев реферат.docx

— 32.39 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Понятие принципов права социального обеспечения и их классификация…………………………………………………………………….2
  2. Действие общеправовых принципов в сфере социального обеспечения………………………………………………………………………..6
  3. Общая характеристика межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов……………………………………………………9

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...14

  1. Понятие принципов права  социального обеспечения  и их классификация.

     Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие  не только отдельного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов правового регулирования.

     В теории права под правовыми принципами (принципами права) понимаются исходные нормативно-руководящие начала (положения), которые выражают главное в сущности права, на базе которого оно возникает, развивается и функционирует.

     В течение долгого времени эта  формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды  специалистов стали меняться. Споры  обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими  идеями» или они должны быть закреплены в нормах. Представляется, что закрепление  правовых принципов в нормах права - это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В  условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и  моральных устоев общества законодательно реализовать в нашей стране данную задачу весьма сложно, хотя существуют отдельные положительные примеры. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об  основах обязательного социального  страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ определены основные принципы осуществления обязательного  социального страхования:

     · устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

     · всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

     · государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

     · государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

     ·  паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

     · обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

     · ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

     · обеспечение надзора и общественного контроля;

     · автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

     До  настоящего времени кодифицированного  нормативного акта (основ законодательства или кодекса), где были бы зафиксированы  принципы социального обеспечения, не существует. Они содержатся в  различных федеральных законах, других нормативным актах, которые  составляют содержание отдельных институтов права социального обеспечения. Данные принципы, например, отражены в  постановлении Правительства РФ от 07.08.1995 № 790, одобрившем Программу пенсионной реформы в Российской Федерации, Федеральном законе от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и ряде других.

     В настоящее время в связи с  происходящими изменениями в  экономической политике государства, проводящейся реформой пенсионного  обеспечения трансформируются и  принципы права социального обеспечения, изменяются их формулировки. Однако некоторые  идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и  сегодня.

     В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов  права социального обеспечения  оказала рабочая страховая программа, принятая VI (Пражской) Всероссийской  конференцией РСДРП в 1912 г. В резолюции  конференции «Об отношении к  думскому законопроекту о государственном  страховании рабочих» указывалось:

     1) что государственное страхование  рабочих должно обеспечивать  рабочих во всех случаях утраты  ими трудоспособности (увечье, болезнь,  старость, инвалидность, а у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот  после смерти добытчика) или  в случае потери заработка  в связи с безработицей;

     2) страхование должно охватывать  всех лиц наемного труда и  их семейств;

     3) все застрахованные должны вознаграждаться  по принципу возмещения полного  заработка, причем все расходы  по страхованию должны падать  на предпринимателей и государство;

     4) всеми видами страхования должны  ведать единые страховые организации,  построенные по территориальному  типу и на началах полного  самоуправления застрахованных.

     Принципы  права социального обеспечения  отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального  обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера  социально-обеспечительных отношений  меняются и правовые принципы: одни прекращают свое существование, другие появляются, третьи, действующие, наполняются  новым содержанием.

     Таким образом, под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой - указывают основные тенденции ее развития.

     Классификация принципов по сфере действия такова:

     · общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права (гуманизм, демократизм, принцип социальной справедливости, признания и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом, презумпции невинности и т.д.);

     · межотраслевые принципы, которые отражают единые черты нескольких отраслей права (государственная защита материнства и детства);

     · отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права (всеобщность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и др.);

     · внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права (принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и др.).

     Система принципов права социального  обеспечения должна соотноситься с  общей системой принципов права, в основе которой лежит родовая  классификация.

    2.Действие общеправовых принципов в сфере социального обеспечения.

     Общеправовые  принципы определяют сущностные характеристики всей правовой системы соответствующего государства, содержание его законодательства. Термин “общеправовые принципы”  получил достаточно широкое применение в практике Конституционного Суда Российской Федерации. Как следует из его  установлений, эти принципы подлежат применению независимо от закрепления  их в конкретных нормативных актах. Они “обладают высшей степенью нормативной  обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный  характер и в связи с этим оказывают  регулирующее воздействие на все  сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как  в приоритетности перед иными  правовыми установлениями, так и  в распространении их действия на все субъекты права” (Постановление  Конституционного Суда Российской Федерации  от 27 января 1993 года N 1-П). Одним из таких  принципов Конституционный Суд  счел, например, принцип справедливости (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2000 года N 9-П).

     Отсутствие  прямой зависимости между принципообразующим статусом тех или иных юридических  начал и их нормативной формой не позволяет сформулировать их исчерпывающий состав. Практически любое их перечисление будет носить в значительной степени условный характер, поскольку в любом из таких юридических начал можно выделить аспекты, наиболее важные для целей правового регулирования в конкретной сфере. Эти аспекты во многом определяют вербальное обозначение общеправовых принципов.

     В то же время основополагающее значение для всей правовой системы имеют  положения, закрепленные в Конституции  Российской Федерации и составляющие основы ее конституционного строя. В  этой связи они либо непосредственно  выступают в качестве общеправовых принципов, либо являются одним из наиболее важных источников их постулирования. Из числа таких конституционно закрепленных принципов, имеющих важное значение и в сфере социального обеспечения, можно выделить следующие. Принцип  приоритета личности, ее прав и свобод (иногда определяется также как принцип  гуманизма). Он закреплен статьей 2 Конституции, гласящей: “Человек, его права и  свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –  обязанность государства”, и развивается  в положениях статьи 18, согласно которой  права и свободы человека и  гражданина являются непосредственно  действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием.

     Непосредственное  действие прав и свобод означает, что  нормы, их закрепляющие, не нуждаются  в издании дополнительных правовых актов, конкретизирующих порядок их применения, и органы государственного и муниципального управления обязаны  руководствоваться ими в своей  деятельности.Принцип формального  равенства, находящийся в тесной системной связи с принципом  гуманизма, закреплен в статье 19 Конституции Российской Федерации  и выражается в универсальной  формуле равенства всех перед законом и судом. Конкретизация ее обеспечивается путем провозглашения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В этой связи запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

     Распространяясь на всю систему прав и свобод человека и гражданина, данный принцип имеет  важное значение для реализации социальных прав и свобод и функционирования механизмов социального обеспечения. Приведенные положения выражают также формально-юридический аспект принципа общеправового принципа справедливости.

     Принцип законности вытекает из положений статьи 15 Конституции Российской Федерации, где она провозглашается как  правовой акт высшей юридической  силы. Законы и другие правовые акты не могут противоречить Конституции. Органы государственной власти и  органы местного самоуправления, их должностные  лица, граждане и их объединения  обязаны соблюдать Конституцию  и законы.

     Принцип социального государства, сформулированный в статье 7 Конституции, ориентирует  политику государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. В  этой связи на конституционном уровне признается необходимость охраны труда  и здоровья людей, государственной  поддержки семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развития системы социальных служб. В данной конституционной  норме юридически воплощены также  и социальные аспекты общеправового  принципа справедливости.

     Принцип федерализма пронизывает все  конституционные нормы и всю  систему законодательства, в силу чего естественным образом выступает  в качестве принципа государственного управления.

Информация о работе Принципы права социального обеспечения