Публичные слушания в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:09, научная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в комплексном правовом исследовании института публичных слушаний как самостоятельной формы осуществления населением права на местное самоуправление в современной России и выработке на этой основе предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить понятие публичных слушаний;
• проанализировать законодательных основ функционирования института публичных слушаний в муниципальных образованиях;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
1. Публичные слушания в РФ: понятие, признаки, цели, задачи, правовое регулирование……………………………………………………………………
2. Вопросы, выносимые на публичные слушания и проблемы, связанные с их реализацией……………………………………………………………………
3. Порядок проведения публичных слушаний (на примере Нижегородской области)………………………………………………………………………..
4. Модели реализации института публичных слушаний в РФ…………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Муниципалка Научная.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

-назначение публичных  слушаний по инициативе органов  власти является их правом, решение,  о реализации которого принимается  ими самостоятельно, исходя из  сложившейся ситуации и осознания  необходимости обсудить возникшую  проблему с населением;

-подготовка публичных  слушаний может быть проведена  в упрощенной форме: поскольку  орган власти самостоятельно  принимает решение об обсуждении  той или иной проблемы на  публичных слушаниях, то объем  материалов, необходимых для проведения публичных слушаний, информационное обеспечение таких слушаний, порядок регистрации и выступления их участников могут быть определены управляющими субъектами самостоятельно;

-ход обсуждения вопросов, вынесенных на публичные слушания  по инициативе управляющих субъектов, зависит от них, так как они организуют дискуссию и руководят ею.

3) Особенности обязательных  публичных слушаний заключаются  в том, что они должны быть  проведены независимо от чьей-либо  воли в случаях и в порядке,  предусмотренном законодательством. Поэтому процедура проведения таких слушаний четко регламентирована нормативно-правовыми актами: порядок их назначения, сроки проведения, материалы, подлежащие обязательному опубликованию, перечень лиц, подлежащих обязательному приглашению для участия в таких публичных слушаний четко определен. Нарушение установленного порядка влечет возможность обжалования результатов публичных слушаний в суде. Сам законодатель гарантирует и обеспечивает право граждан на участие в осуществлении местного самоуправления и управления делами государства по наиболее значимым вопросам жизнедеятельности. 15

Необходимо отметить, что в Российской Федерации принят ряд федеральных законов, регулирующих проведение публичных слушаний, а  в каждом муниципальном образовании  дополнительно приняты правовые акты, конкретизирующие его положение. Также в ряде субъектов Российской Федерации действуют законы и иные нормативные акты, регулирующие проведение публичных слушаний.

Реализация института  публичных слушаний  необходима и полезна. Внедрение этого института в общественно-политическую жизнь муниципальных образований помогает выявить наиболее острые проблемы, стоящие перед ними, позволяет учесть мнение население, которое в иной форме могло и не прозвучать. Однако практика проведения публичных слушаний показывает, что в Российской Федерации вторая модель применяется  крайне редко, а использование первой – еще не разу не зафиксировано.  Таким образом, в Российской Федерации публичные слушания проводятся по вопросам и в порядке, предусмотренными законодательством.

 

Заключение

 

В результате исследования опыта проведения публичных слушаний в России, теоретических положений  данного вопроса можно сделать  следующие выводы:

Во-первых, из имеющегося опыта проведения публичных слушаний в РФ видно, что в большинстве случаев население муниципального образования принимает пассивное участие в их проведении. Органы власти  тоже не стремятся обсуждать с населением  проблемные, не имеющего однозначного решения, вопросы местного значения. Органы власти стараются отчитаться либо быстро обсудить проблему, а население не проявляет желания участвовать в этом, потому что, с одной стороны, не готово сформулировать свои предложения,  а с другой не очень доверяет органам власти и не верит в возможность влиять на принимаемые ими решения. А власть, в  свою очередь, не стремится донести информацию о проведении публичных слушаний до населения.

Во-вторых, необходимо развивать  доверительные отношения между  населением и органами местного самоуправления для того, чтобы публичные слушания стали реальным и эффективным инструментом взаимодействия.

В-третьих, публичные  слушания - это процесс взаимодействия органов власти и общественности, их взаимного убеждения и выработки  в ходе аргументированного обсуждения наиболее приемлемого и взвешенного решения. Представителям общественности следует занимать активную позицию и решать наиболее значимые и проблемные вопросы путем цивилизованного диалога с властью, а не прибегать к использованию митингов, демонстраций, перекрыванию дорог и иных радикальных методов влияния на власть.

В-четвертых, сопоставление моделей реализации публичных слушаний, а также анализ опыта реализации публичных слушаний в Российской Федерации показывает, что основными направлениями развития института публичных слушаний, желательными для России, являются:

1) обеспечение условий  для более активного участия  населения в реализации публичных  слушаний, упрощение порядка их  проведения по инициативе граждан;

2) постепенное расширение  круга вопросов, которые выносятся  на публичные слушания по инициативе как органов власти, так и населения ( а именно включить в федеральное законодательство открытый перечень вопросов, которые могут выноситься на публичные слушания);

3) переход от системы  редких, организуемых исключительно  в обязательном порядке публичных слушаний к системе периодического проведения слушаний по наиболее значимым общественным вопросам;

4) расширение количественного  состава участников публичных  слушаний и привлечение к участию  в слушаниях представителей различных  социальных групп, которые можно считать выразителем мнений и воли всего населения;

5) достижение возможности  организации публичных слушаний  независимо от размеров муниципального образования и численности граждан, проживающих в нем;

6) введение норм, ограничивающих возможности органов власти препятствовать проведению публичных слушаний, а также норм, обеспечивающих независимость процесса обсуждения в ходе публичных слушаний от влияния управляющих субъектов;

7) применение в ходе  реализации публичных слушаний  методов социального проектирования с использованием случайной выборки представителей населения с учетом пола, возраста, образования, места проживания и других показателей;

В-пятых, целесообразно  распространить опыт проведения публичных  слушаний на другие уровни власти, прежде всего на уровень субъектов РФ. Проведение публичных слушаний могло бы стать процедурой, обязательной на стадии разработки законодательных актов субъектов РФ и необходимым условием для принятия законов по ряду вопросов;

В-шестых, необходимо включить положения в федеральные законы, предусматривающие обязательное проведение публичных слушаний на региональном уровне, норм, регламентирующих принципы их проведения, а также обязанность субъектов Российской Федерации разработать правовые акты, регулирующие отношения в этой сфере. Четкая правовая регламентация и строгое соблюдение процедуры проведения публичных слушаний позволят достигнуть целей, стоящих перед этим институтом, и избежать игнорирования обязательных публичных слушаний, отказа гражданам в проведении факультативных публичных слушаний, нарушения прав их участников;

В-седьмых, реализация института публичных слушаний  необходима и полезна. Внедрение этого института в общественно-политическую жизнь муниципальных образований помогает выявить наиболее острые проблемы, стоящие перед ними, позволяет учесть мнение население, которое в иной форме могло и не прозвучать.

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
    2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
    3. Устав г.Н.Новгорода
    4. Постановление Городской Думы г. Н.Новгорода  от 21.09.2005 № 71 «О публичных слушаниях в городе Нижнем Новгороде»
    5. Волик И.С. Публичные слушания по отчету об исполнении местного бюджета // Право и современность. Материалы конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2006.
    6. Дементьева О.А. О регламентации института публичных слушаний в муниципальных образованиях. // Журнал российского права. 2010, N 11.
    7. Зенин С.С. Система правового регулирования публичных слушаний как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления //Государственная власть и местное самоуправление, 2009.
    8. Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред.С. А. Авакьян.
    9. Муниципальное право России: учебник / отв. ред. С.А. Авакьян,  Проспект, 2009.
    10. Очеретина, М. А. Публичные слушания в конституционном праве Российской  Федерации Специальность 12.00.02  - Конституционное право; Муниципальное право, Екатеринбург, 2009.
    11. Тамазов З. Г. Публичные слушания как форма осуществления населением права на местное самоуправление: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02. - Краснодар, 2007.

1 Постановление Городской Думы г. Н.Новгорода  от 21.09.2005 № 71 «О публичных слушаниях в городе Нижнем Новгороде»

2 Дементьева О.А. О регламентации института публичных слушаний в муниципальных образованиях. // Журнал российского права. 2010, N 11, с. 45.

3 Очеретина, М. А. Публичные слушания в конституционном праве Российской  Федерации Специальность 12.00.02  - Конституционное право; Муниципальное право, Екатеринбург, 2009, с. 22.

4 Тамазов З. Г. Публичные слушания как форма осуществления населением права на местное самоуправление: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02. - Краснодар, 2007, с. 29.

5 Зенин С.С. Система правового регулирования публичных слушаний как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления //Государственная власть и местное самоуправление, 2009, с. 52-53.

6 Очеретина, М. А. Публичные слушания в конституционном праве Российской  Федерации Специальность 12.00.02  - Конституционное право; Муниципальное право, Екатеринбург, 2009, с. 173-174.

7 Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред.С. А. Авакьян. С. 419.

8 Очеретина, М. А. Публичные слушания в конституционном праве Российской  Федерации  Специальность 12.00.02  - Конституционное право; Муниципальное право, Екатеринбург, 2009, с. 115.

9 Муниципальное право России: учебник / отв. ред. С.А. Авакьян,  Проспект, 2009, с. 199

10 Волик И.С. Публичные слушания по отчету об исполнении местного бюджета // Право и современность. Материалы конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2006, с. 22.

11 Очеретина, М. А. Публичные слушания в конституционном праве Российской  Федерации  Специальность 12.00.02  - Конституционное право; Муниципальное право, Екатеринбург, 2009, с.185

12 Очеретина, М. А. Публичные слушания в конституционном праве Российской  Федерации  Специальность 12.00.02  - Конституционное право; Муниципальное право, Екатеринбург, 2009, с.123.

13 Очеретина, М. А. Публичные слушания в конституционном праве Российской  Федерации Специальность 12.00.02  - Конституционное право; Муниципальное право, Екатеринбург, 2009, с.126.

14 Тамазов З. Г. Публичные слушания как форма осуществления населением права на местное самоуправление: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02. - Краснодар, 2007, с. 44.

15 Очеретина, М. А. Публичные слушания в конституционном праве Российской  Федерации  Специальность 12.00.02  - Конституционное право; Муниципальное право, Екатеринбург, 2009, с. 194-197.




Информация о работе Публичные слушания в РФ