Разработка управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:29, реферат

Описание работы

Разработка управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Решения, принимаемые органами власти, определяют не только качество и эффективность протекающих в управляемой системе процессов, но и возможность устойчивого и адаптивного развития в быстро меняющемся современном мире.

Работа содержит 1 файл

Разработка управленческого решения.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Процесс муниципального управления, как и любой другой управленческий процесс, включает изучение и анализ исходной ситуации, выявление  и оценку проблем, формулирование цели, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, а также контроль их реализации. Специфические особенности принятия и реализации управленческих решений, характерные для системы муниципального управления, таковы: 

необходимость анализа мнений различных групп населения в процессе подготовки управленческих решений; 

наиболее важные решения принимаются коллегиально, что соответствует федеральному законодательству и уставу муниципального образования; 

необходимость разработки механизма взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования — представительный орган — администрация) в процессе принятия управленческих решений; 

наличие, помимо обычных видов контроля реализуемых  управленческих решений, дополнительной формы контроля — общественного. 

Соблюдение данных принципов, бесспорно, усложняет процесс  муниципального управления, однако обеспечивает принятие более качественных решений  и более эффективный контроль их исполнения, а их нарушение приводит к сбоям в системе муниципального управления, вызывая конфликты между ветвями муниципальной власти и недовольство населения [54]. 

Технология управленческого  решения в социально-экономической  системе (например, при решении проблем  муниципального образования) включает три этапа: подготовку, принятие и выполнение управленческих решений (рис. 1.6) [15]. Эффективность социального управления зависит от соблюдения всех требований на каждом из этапов. Для управления социальными процессами необходимы социальные цели и нормы, в соответствии с которыми и будут оказываться целенаправленные воздействия. Разработка социальных целей и норм составляет содержание первого этапа управленческой технологии. 

Причинами разработки нового управленческого решения  являются: неполадки в управляемой подсистеме — 27%; указания вышестоящих органов — 24%; истечение срока действия предыдущего решения — 17%; необходимость корректировки ранее принятого решения — 15%; новое состояние управляющей подсистемы — 14%. Доля других причин невелика. 

Таким образом, социальные проблемы непосредственно  побуждают к разработке и принятию новых управленческих решений. Они  связаны с различными отклонениями фактического состояния управляемой  подсистемы от планируемого, а также  с изменениями механизма функционирования системы в целом. При этом если характер и частота каких-либо отклонений и изменений оказываются не случайными, а проявляются последовательно, это может рассматриваться как свидетельство несовершенства данной системы. 

Технологии разработки политических, административных, экономических и иных решений похожи, так как модели перечисленных видов деятельности в основном совпадают [15]. Этап подготовки управленческого решения включает в себя пять стадий (см. рис. 1.6). Он начинается с выявления социальных проблем и прогнозирования возможных вариантов решения приоритетной из них, а завершается разработкой проектов нормативных актов на основе приоритетных целей и представлением окончательного проекта государственному или иному органу, административному должностному лицу, с которым согласовывается процедура принятия решения. 

На этапе принятия управленческого решения устанавливается  перечень государственных и негосударственных  органов, которые обладают правом нормативной  инициативы по данному вопросу; подготавливаются нормативные акты к рассмотрению; формируются планы рассмотрения нормативных актов; подготавливаются заседания для рассмотрения нормативных актов; проводятся заседания; принимаются нормативные акты и осуществляется информирование других государственных и иных органов, а также населения о принятых нормативных актах. На этапе выполнения управленческого ре- 
 
 

Рис. 1.6. Этапы  технологии принятия решения в социальном управлении 

шения осуществляются планирование, исполнение и контроль реализации. 

Ввиду отсутствия нормативов по технологии подготовки управленческих решений во многих органах  власти и управления разрабатывают  памятки, определенные рекомендации. Разработка общих унифицированных требований для подготовки однотипных решений  по-прежнему актуальна. 

1.2. Формы разработки  и реализации управленческих  решений 

Управленческие  решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления, фиксируются  в распорядительных документах, основное назначение которых состоит в  реализации целей и задач, регулировании деятельности объекта управления, обеспечении его финансовыми, трудовыми, материальными и информационными ресурсами. К формам разработки управленческих решений относят [5, 55]: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, акцепт, протокол, инструкцию, договор, соглашение, план, контракт, оферту, положение, правила, модель. 

Указ — решение  верховного органа власти или главы  государства, имеющее силу закона, например Указ Президента РФ «О структуре федеральных  органов исполнительной власти», Указ Президента РФ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом», Указ губернатора Ростовской области «О регламенте Администрации Ростовской области». 

Указание —  решение, разрабатываемое органом  государственного или муниципального управления по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления или разъяснения. 

Закон — решение  высшей государственной власти, носящее  обязательный и непреложный характер, например Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ». 

Акт — решение  широкого круга государственных и общественных организаций, подтверждающее установленные факты, события, действия [17, 23]. Например, акт о передаче чего-либо в собственность. 

Приказ —  решение, принимаемое руководителем  органа государственного или муниципального управления, действующего на основе единоначалия, в целях решения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В некоторых случаях приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от подчиненности. Например, Приказ Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ области «О повышении роли государственных приемочных комиссий», Приказ Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ области «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию капитального ремонта объектов муниципального жилищного фонда». 

Распоряжение  — решение руководителя, главным  образом коллегиального органа государственного или муниципального управления, принимаемое  в целях разрешения оперативных  вопросов. Например, Распоряжение главы  администрации города «О присуждении премии главы администрации города одаренным учащимся общеобразовательных учреждений». 

Протокол —  решение, принимаемое коллегиальным  органом или группой лиц, по вопросам, требующим совместного обсуждения [18]. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол. 

Инструкция —  решение, устанавливающее порядок  и правила выполнения каких-либо действий в определенной сфере деятельности. Например, должностная инструкция специалиста  Управления экономики и промышленной политики администрации города, инструкция по работе с обращениями граждан, инструкция по работе с персоналом. 

Договор — решение  двух и более сторон об установлении, изменении и прекращении правоотношений [17]. Например, договор о портфельных  инвестициях, договор кооперации с зарубежным производителем. 

Соглашение —  решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности. Например, соглашение о намерениях, соглашение между РФ и США об избежании  двойного налогообложения, соглашение о разделе рынков сбыта, соглашение о квотах на экспорт нефти странами ОПЕК. 

План — решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время  их реализации. Например, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации организации. 

Контракт —  решение коммерческого характера  о выполнении совместной деятельности с указанием взаимных прав и обязательств. 

Положение —  решение, представляющее собой набор  законов, правил и инструкций, регламентирующих определенный вид деятельности. Например, положение об Управлении экономики и промышленной политики администрации города. 

Правила — решение, представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников. Например, правила  предоставления льгот определенным слоям населения. 

Модель какого-либо процесса или явления — решение, включающее набор определенных элементов  и связей, который с заданной точностью  воспроизводит реакции реального  процесса или явления на внешние  воздействия. Например, модель администрации города включает: 

справочные данные; 

организационную структуру; 

методики формирования статистической информации, проведения экономических расчетов и прогнозирования; 

информацию о  решениях в аналогичных ситуациях  и реальных полученных при этом результатах; 

нормативно-правовое обеспечение. 

Формы реализации управленческих решений включают: деловую  беседу, предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, деловые  игры, совещания, заседания, отчет, деловое слово [55]. 

Деловая беседа — встреча руководителя с подчиненным  для обсуждения заранее оговоренной  темы. Включает следующие этапы: 

организация атмосферы  взаимной заинтересованности; 

согласование  целевых установок; 

информационная подготовка исполнителей; 

обоснование целей  и задач; 

учет предложений  исполнителей; 

принятие решения. 

Предписание —  официальное извещение, направленное конкретному исполнителю, об обязательном выполнении решения в установленный  срок. 

Убеждение — проводимая руководителем деловая беседа с целью добиться у исполнителей прочных взглядов и установок относительно содержания управленческого решения для его выполнения. 

Разъяснение —  проводимая руководителем деловая  беседа, направленная на то, чтобы объяснить суть и содержание решения. 

Принуждение —  деловая беседа, цель которой —  осознанно заставить работника  выполнить управленческое решение. 

Наставление —  деловая беседа, цель которой —  обучить, подготовить работника  к выполнению решения. 

Сообщение — передача информации, данных, необходимых для успешного исполнения управленческого решения. 

Обучение —  деловая беседа, цель которой —  дать новую информацию и знания, необходимые исполнителям для реализации управленческого решения. 

Совет — деловая  беседа, цель которой — передать подчиненным рекомендации по поводу возможных вариантов реализации управленческого решения. 

Деловая игра —  мероприятия, проводимые на основе имитационных моделей реальных процессов с  целью развития навыков и способностей сотрудников, необходимых для разработки и реализации управленческих решений. 

Совещание —  мероприятие, проводимое руководителем  с целью оперативного сообщения  подчиненным текущих задач, обмена информацией и обсуждения специальных  вопросов, возникающих в процессе реализации решений. 

Заседание —  совещание для решения организационных  проблем. 

Отчет — результаты проделанной работы по воплощению в  жизнь управленческого решения. 

Для каждой формы  разработки УР используется свой набор  форм реализации (рис. 1.7). 
 
 

Рис. 1.7. Совместное использование форм разработки и реализации управленческих решений

http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978546901673&at=exc&n=0 

http://fictionbook.ru/author/inna_aleksandrovna_kuznecova/gosudarstvenniye_i_municipalnoe_upravlen/read_online.html?page=1 
 
 
 

Информация о работе Разработка управленческого решения