Роль и задачи исполнительной власти в государственном и муниципальном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – изучить специфику работы Правительства Российской федерации, а так же иных органов исполнительной власти субъектов Федерации

Предмет исследования – организация и полномочия органов исполнительной власти.

Объектом исследования является Правительство РФ и иные органы исполнительной власти.

Задачи исследования:

1) Изучить конституционно-правовой статус Правительства РФ;

2) Рассмотреть полномочия и организацию органов исполнительной власти в системе государственного и муниципального управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………..3


Глава 1. Конституционно правовой статус Правительства РФ………...…..5

1.1 Порядок организации и состав Правительства Российской Федерации………………………………………………………………..………..5

1.2 Порядок работы и акты Правительства Российской Федерации……..…9

1.3 Акты Правительства РФ…………………………………………...……..11

1.4 Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации..….13


Глава 2. Роль и задачи Правительства РФ в системе государственного управления………………………………………………………………….……15


Глава 3. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации…………………………………………………….………………….21

3.1 Понятие и виды органов исполнительной власти………………………21
3.2 Система органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов РФ………………………………………………….…………22


Глава 4. Органы исполнительной власти в системе муниципального управления……………………………………………………………………….27

4.1Местное самоуправление…………………………………..……………..27

4.2 Исполнительные органы местного самоуправления…………………...29


Заключение……………………………………………………………………33


Список используемых материалов………………………..…………………36

Работа содержит 1 файл

Роль и задачи исполнительной власти в государственном и муниципальном управлении.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

 Структура Федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314.

 1. В  систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

 2. Установить, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации.

 2. Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) — это:

   - правительства республик и других субъектов Федерации;

   - администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

   Конституция РФ, исходя из принципа федерального устройства России, определила основные подходы к организации органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Согласно ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77 Конституции субъекты Федерации самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя и общими началами, закрепленными в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации". К числу общих принципов, сформулированных в этом законе относятся:

 · государственная  и территориальная целостность  РФ;

 · верховенство Конституции РФ и федеральных  законов на всей ее территории;

 · единство системы государственной власти;

 · разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях  обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

 · разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и ее субъектов;

 · самостоятельное  осуществление органами государственной  власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

 · самостоятельное  осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

 Конституция РФ и Закон "Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ" закрепляют основополагающие начала построения систем, государственной власти субъектов Федерации, гарантируя их определенное единообразие. Однако они позволяют учитывать специфику субъектов Федерации и тем самым сочетать единство и разнообразие в организации их законодательных и исполнительных органов.

 Полномочия  субъектов Федерации по организации  собственной системы органов  исполнительной власти конкретизируются в их конституциях и уставах. Содержание этих полномочий составляют:

 · право  разрабатывать и принимать соответствующие акты, являющиеся правовой основой системы органов исполнительной власти субъектов Федерации;

 · право  самостоятельно избирать организационно-правовые формы органов исполнительной власти, устанавливать их структуру, распределять функцию и компетенцию между различными видами органов;

 · право  проводить мероприятия по образованию  органов исполнительной власти (выборы, формирование, назначение и т.п.);

 · право  осуществлять политико-правовое, организационное  и ресурсное обеспечение деятельности такой системы органов исполнительной власти.

 Принцип единства исполнительной власти в РФ не исключает разнообразия в устройстве органов исполнительной власти в  субъектах Федерации. Это разнообразие обусловлено не только историческими, национальными, культурными и иными традициями, но и, прежде всего, конституционно-правовыми различиями в положении таких субъектов.4

 В организации  исполнительной власти республик - субъектов  Федерации отражаются специфические  черты их конституционного положения  и особенностей развития. Основными элементами их системы на уровне органов общей компетенции являются, чаще всего, единоличный орган - глава исполнительной власти (Президент, Председатель правительства, глава республики) и коллегиальный орган - Правительство. На уровне органов государственной администрации специальной компетенции (отраслевых и межотраслевых) наиболее распространенными организационно-правовыми формами являются министерство, государственные комитеты, комитеты, главные управления.

 Наиболее  типичными моделями, характеризующими организацию исполнительной власти в республиках - субъектах Федерации являются:

 Система органов исполнительной власти возглавляется  Президентом, который одновременно является главой исполнительной власти и председателем Правительства (Республика Бурятия и Республика Тыва). Правительство формируется Президентом, который руководит его деятельностью.

 Система органов исполнительной власти, в  которой Президент является по конституционному акту главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Создание высшего органа исполнительной власти общей компетенции не предусмотрено. Президент наделен полномочиями для организации и осуществления централизованного оперативного руководства отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти (Республика Калмыкия).

 Система органов исполнительной власти, которая  в определенной мере копирует модель, характерную для федерального уровня, Президент выведен за пределы  традиционной концепции разделения властей, которая тем не менее находит закрепление в конституциях республик в качестве одной из основ конституционного строя. Президент является главой государства, назначает Председателя Правительства с согласия представительного органа, а Правительство формируется Президентов по представлению его Председателя (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия).

 Система органов исполнительной власти, в  которой Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Председатель Правительства назначается и освобождается от должности Президентом с согласия представительного органа, а по его предложению Президент назначает и освобождает членов Правительства (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания). Конституция Чувашской Республики 2000г. допускает, что Президент вправе совмещать свой пост с должностью Председателя Комитета Министров и тогда с согласия законодательного органа на его назначение не требуется.

 Система органов исполнительной власти, характеризующаяся отсутствием института Президента (Республика Хакасия). В Рамках этой системы можно выделить три основные модели:

 Главу исполнительной власти и высшим должностным  лицом республики является Председатель Правительства, избираемый всем населением. Он представляет на утверждение законодательного органа структуру исполнительной власти республики, назначает и освобождает от должности министров (за исключением трех) и определяет порядок деятельности Правительства (Республика Калерия).

 Правительство формируется представительным органом и является высшим органом исполнительной власти (Республика Мордовия, Республика Удмуртия).  

 Глава 4. Органы исполнительной власти в системе муниципального управления

 4.1Местное самоуправление

 Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

 Территорию  муниципального образования составляют земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности  и целевого назначения.

 12 августа  1995 г. (ред. от 06.10.2003 N 131-ФЗ) Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон, развивая конституционные нормы, закрепил территориально-поселенческий принцип формирования муниципальных образований. В соответствии с нормами этого Закона местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации: в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований – городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (ч.1 ст. 131 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В данных источниках законодатель исключает существование каких-либо поселений без местного самоуправления, доводит необходимость его существования до низовых поселенческих звеньев  – сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований. Конституция Российской Федерации допускает изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, с учетом мнения населения соответствующих территорий. Здесь определены общие подходы к формированию  территориальных границ местного самоуправления.

 В ст. 3 п. 1 «Европейской Хартии местного самоуправления»  сказано, что «Под местным самоуправлением понимается  право  и  реальная  способность органов  местного   самоуправления   регламентировать   значительную   часть публичных  дел  и  управлять  ею,  действуя  в  рамках  закона,   под   свою ответственность и в интересах местного населения».

 Согласно  ст.  3  Конституции  РФ  народ  осуществляет  свою  власть непосредственно, а  также  через  органы  государственной  власти  и  органы местного самоуправления. Таким образом,  местное самоуправление  – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

 Местное самоуправление  как  форма  народовластия  имеет  следующие основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в  системе народовластия:

         1)  местное  самоуправление   имеет   особый   субъект:   население муниципального образования, граждане;

         2) местное самоуправление - особая форма демократического механизма управления обществом и государством;

         3) местное самоуправление имеет  особый объект  управления:  вопросы

 местного  значения,  касающиеся  обеспечения   жизнедеятельности   населения

 муниципального образования;

         4)  местное  самоуправление  имеет  особую  форму   организации   и

 осуществления власти - самостоятельность;

         5)  местное  самоуправление  осуществляет  свою  деятельность   под

 собственную ответственность;

         6)  местное самоуправление  осуществляется  с   учетом   интересов

 населения;

         7) в местном самоуправлении находят  отражение исторические  и   иные

 местные традиции.5

 Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон  РФ  «Об  общих принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации», соответствующие  законы  субъектов  Российской  Федерации,  основываясь   на положениях Европейской Хартии о  местном  самоуправлении,  закрепляют  общие принципы   местного   самоуправления,  присущие   всей   системе   местного самоуправления в РФ.

 4.2 Исполнительные органы местного самоуправления

 Исполнительные  органы местного самоуправления состоят  из главы муниципального образования  или главы администрации и  возглавляемой ими администрации. Федеральный закон N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" закрепил положения о Главе муниципального образования. Так, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Информация о работе Роль и задачи исполнительной власти в государственном и муниципальном управлении