Роль Конституционного суда в развитии федеративных отношений в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Цель рассмотреть компетенцию Конституционного Суда РФ с точки зрения отражения особенностей федеративного устройства России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть федеративное, государственное устройство РФ, территориальную организацию государственной власти;
2.Проследить становление федеративных отношений;
3.Проанализировать роль Конституционного суда в вопросах федеративных отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Общие понятия федеративных отношений в РФ 6
1.1 Федеративное устройство РФ 6
1.2 Форма Государственного устройства РФ 7
1.3 Территориальная организация государственной власти в РФ 8
Глава 2Становление федеративных отношений и практика Конституционного Суда Российской Федерации 11
2.1 Вопросы федеративных отношений в решениях конституционного суда РФ 12
2.2 Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации 17
2.3 Проблемы реформирования федеративных отношений в современной России 19
Глава 3 Пути решения проблемы (модернизация, результаты)………………………………………………………………………28
Заключение 31
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 174.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 

 

Филиал ФГОУ ВПО «Российская  академия народного хозяйства государственной службы» в г. Новокузнецке

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Система  государственного и муниципального управления

 

Тема: Роль Конституционного суда в развитии федеративных отношений  в РФ

 

 

 

 

 

 

 

Студент:

Тенякова Наталья

Группа ГМУ-3

Проверил:

Лоншакова Т. Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк

2012 г.

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Введение

 

15-летний опыт формирования  качественно новых федеративных  отношений в Российской Федерации  убеждает в том, что всесторонняя  интеграция – это объективно необходимый для любой Федерации процесс. Следует совершенствовать федеративное устройство России законодательными мерами, с учетом необходимых и законных потребностей всех субъектов Федерации. Для этого необходимо исследование правовых основ российского федерализма, существующих в современном мире, практик распределения полномочий, бюджетных средств и других ресурсов между федеральным центром и субъектами федерации, а также других проблем федеративных отношений.

Федерализм, как демократический  принцип государственного обустройства социума и средство обеспечения стабильности и согласия в отношениях между федеральным Центром и регионами, сегодня стоит в повестке дня укрепления российской государственности. Не вызывает сомнений необходимость формирования такого типа федерализма, который предполагает организацию отношений между федеральным Центром и регионами на основе партнерства, разграничения предметов ведения и полномочий. Федеральный Центр и регионы должны обладать теми правами и обязанностями, которые адекватны их историческому и политическому предназначению, а также задачам укрепления мощи и территориальной целостности Российской Федерации. Особо следует отметить, что указанная цель не может достигаться любыми средствами.

Конституционное правосудие - принципиально новый для России правовой институт, присущий странам с развитыми демократическими традициями. Его предназначение заключается в обеспечении верховенства и прямого действия Конституции, ограничении власти, защите прав и свобод личности. Осуществляемый в форме правосудия, конституционный контроль выступает как самостоятельный, специальный вид контрольной деятельности государства, весомый элемент правовой защиты Конституции страны.

Основной закон любого государства, который принят в переходный период, как правило, не фиксирует уже сложившуюся модель государственного устройства, а лишь предлагает желаемую. При таком состоянии общественных отношений Конституция не всегда способна в полном объеме отражать существующие публично-правовые отношения - от старых уже отказались, новые еще не утвердились. Именно подобная ситуация сложилась в Российской Федерации в начале 90-х годов XX века. Подтверждением этого являются последние законодательные инициативы Президента Российской Федерации, направленные на коррекцию правовых основ федеративного устройства России. «Нужно признать - в России федеративные отношения недостроены и неразвиты», - отметил глава государства в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию Российской Федерации.1

Данные обстоятельства предопределили роль судебного органа конституционного контроля - Конституционного Суда Российской Федерации, а именно, - направленность его деятельности в области разрешения правовых конфликтов, возникающих между участниками федеративных отношений.

Статья 1 Конституции  Российской Федерации 1993 года провозглашает Россию демократическим правовым федеративным государством.

Значительная часть  полномочий Конституционного Суда РФ, 
предусмотренных статьей 125 Конституции РФ, исходя из ее буквального 
текста, непосредственно направлена на разрешение споров, возникающих в 
сфере федеративных отношений. Другая часть полномочий по рассмотрению 
споров вытекает из смысла и содержания конституционных норм, который 
придается им практикой применения их в конституционном судопроизводстве, осуществляемым Конституционным Судом РФ.

Предметом данной курсовой работы являются конституционно-правовые основы, регулирующие вопросы компетенции Конституционного Суда РФ, а также его деятельность, направленная на реализацию полномочий при рассмотрении дел в сфере федеративных отношений.

Исходя из актуальности темы, в курсовой работе ставится цель рассмотреть компетенцию Конституционного Суда РФ с точки зрения отражения особенностей федеративного устройства России.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1.Рассмотреть федеративное, государственное устройство РФ, территориальную организацию государственной власти;

2.Проследить становление федеративных отношений;

3.Проанализировать роль Конституционного суда в вопросах федеративных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Общие понятия федеративных отношений в РФ

 

1.1 Федеративное устройство РФ

Федеративное устройство - это обусловленное социально-экономической сущностью общества и его национальным составом населения деление государства на государства, национально-государственные  и политико-территориальные образования, определяющие форму государственных связей между государством в целом и его частями, их правовой статус.

Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из ряда государств, национально-государственных или политико-территориальных образований, каждое из которых пользуется самостоятельностью за исключением тех прав, которые принадлежат всей федерации в целом.

Федеративные государства  отличаются следующими признаками:

1. В федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как правило, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты, определяющие их статус.

2. Субъекты федерации наделяются правом принятия законов, которые действуют на его территории и должны соответствовать федеральному законодательству.

3. Субъекты федерации в ряде стран имеют свою правовую и судебную систему. Например, в 50 штатах США действует своя судебная система. В России действует единая правовая и судебная система.

4. Территория федеративного государства не составляет единого целого в политико-административном отношении. Она представляет собой совокупность территорий субъектов федерации и иногда территорий центрального подчинения.

5. В федеративных государствах характерно наличие двойного гражданства, которое закрепляется в конституциях. В некоторых федерациях (Индия, Малайзия) признают только союзное гражданство, так же как и в России.

6. Для большинства федераций характерна двухпалатная структура союзного парламента.

7. В зарубежных странах субъекты федерации не являются суверенными государствами. По конституциям республик, входящих в РФ, они провозглашаются суверенными и за некоторыми из них закреплено право свободного выхода из федерации.

 

         1.2 Форма Государственного устройства РФ 

 

Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как единого целого с его составными частями и их правовое положение.

Согласно (Ст. 1 Конституции  РФ) Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Федеративное устройство (Ст. 5 Конституции РФ) Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Государственным языком (Ст. 68 Конституции РФ) Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Российская Федерация  гарантирует всем ее народам право  на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Российская Федерация (Ст. 69 Конституции РФ) гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

1.3 Территориальная организация государственной власти в РФ

 

 

Российская Федерация (Ст. 5 Конституции РФ) состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

а) Республики:

Республика (государство) в составе РФ имеет свою конституцию и законодательство.

Статус республики (ст. 66 Конституции РФ) определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

Республики (ст. 68 Конституции РФ) вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

В составе РФ находятся (21) республика (Ст. 65 Конституции РФ):

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия и Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тува, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.

Б) Края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в составе РФ:

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Статус (Ст. 66 Конституции  РФ) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного  округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В составе РФ находятся (6) краев (Ст. 65 Конституции РФ):

Алтайский край, Краснодарский  край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

В составе РФ находятся (49) областей (Ст. 65 Конституции РФ):

Амурская область, Архангельская  область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;

В составе РФ находятся (2) города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург.

В составе РФ находятся (10) (Ст. 65 Конституции РФ) автономных округов: Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Информация о работе Роль Конституционного суда в развитии федеративных отношений в РФ