Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 03:15, шпаргалка
шпаргалки по муниципальному праву
Местное
самоуправление. Самоуправлять
- значит самим устанавливать, корректировать,
изменять правила и нормы функционирования
и развития общества и отдельных его структур:
предприятий, организаций, поселений и
др.Самоуправление с внешней стороны характеризуется
обособленностью, автономией по отношению
к воздействию извне. Самоуправление с
внутренней стороны понимается как соуправление,
соучастие, взаимодействие в управлении,
совместная деятельность по управлению.
3. Понятие местного самоуправления.
Исходя из трактовки действующего законодательства,
МСУ в РФ - это признаваемая и гарантируемая
Конституцией РФ самостоятельная и под
свою ответственность деятельность населения
по решению непосредственно или через
органы местного самоуправления вопросов
местного значения, исходя из интересов
населения, его исторических и иных местных
традиций.
Выделяют следующие основные
черты МСУ:
- население муниципального образования
выступает специфическим субъектом отношений
местного самоуправления;
- МСУ выступает формой публичной власти
и элементом гражданского общества;
- вопросы местного значения являются
особым объектом управления в отношениях
местного самоуправления;
- самостоятельность местного самоуправления,
его относительная независимость от органов
государственной власти;
- собственная ответственность муниципальных
образований за деятельность в сфере местного
самоуправления
Формы местного
самоуправления.
МСУ в РФ осуществляется в двух формах:
- непосредственно (выборы, референдум,
сходы, собрания и пр.);
- через выборные и иные органы (Дума, Глава
города, староста администрации, комитеты,
советы и пр.).
Формы
местного самоуправления : непосредственная
(референдум- выборы; - собрания (сходы);)
представительная (выборные органы МСУ-
- органы территориального общественного
самоуправления.
Принципы МСУ - это обусловленные природой
местного самоуправления коренные, базовые
начала и идеи, лежащие в основе организации
местного самоуправления, а также деятельности
населения и формируемых им органов по
осуществлению управления местными делами.
К принципам
местного самоуправления относят:
а) самостоятельность решения населением
вопросов местного значения:
- формирование целей развития сообщества
и согласование несовпадающих интересов
различных групп населения;
- принятие решений о путях и средствах
достижения поставленных целей;
- формирование представительных нормотворческих
органов, выполняющих также функции контроля
за исполнительными органами;
- выборы Главы муниципального образования,
функция которого - создать эффективно
действующий аппарат, способный исполнять
волю народа, выраженную непосредственно
или через представителей .
Самостоятельность органов местного самоуправления
не абсолютна, а относительна, это выражается,
в частности, в том, что важнейшие стороны
их правового статуса, к которым относится
и компетенция, регламентируются "сверху"
- федеральным и региональным законодательством.
О полной самостоятельности речь идет
лишь при образовании органов местного
самоуправления. Кроме этого, действующим
законодательством предусмотрен ряд сфер,
в которых с наибольшей яркостью проявляется
зависимость местного самоуправления
от государства и его "включенность"
в систему институтов государства, в частности,
предусмотренное п.5 ст.4 ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в РФ" наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями
влечет за собой необходимый контроль
за их реализацией со стороны органов
государственной власти. Об ответственности
органов местного самоуправления перед
государством и о полномочиях органов
государственной власти в этой сфере говорит
и ст.49 ФЗ;
б) организационное обособление местного
самоуправления от системы органов государственной
власти.
В соответствии
со ст.12 Конституции РФ органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной
в) гласность в работе органов местного
самоуправления;
г) ответственность органов и должностных
лиц местного самоуправления перед населением;
д) законность в осуществлении местного
самоуправления;
е)
готовность населения к
Функции МСУ. 1. По решению вопросов местного значения: а) социально-экономические.б) безопасность.в) организационные.2. Функции и полномочия по предметам совместного с органами государственной власти ведения.3. Отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления. 1. Обеспечение потребности населения в различного рода услугах.2. Обеспечение реализации социально - экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.3. Обеспечение оптимального сочетания местных и общегосударственных интересов.4. Обеспечение участия населения в управлении общественными делами.
МСУ
- это «организация власти на местах,
предполагающая самостоятельное решение
населением вопросов местного значения».
Реальное и эффективное МСУ возможно
лишь при наличии определенных предпосылок
и условий, которые в своей
совокупности составляют основы местного
самоуправления. Одной из таких важнейших
основ является правовая основа местного
самоуправления. Правовая основа местного
самоуправления представляет собой
систему нормативных правовых актов
обеспечивающих эффективное регулирование
вопросов организации и деятельности
местного самоуправления в Российской
Федерации. Правовую основу местного самоуправления
в Российской Федерации составляют:
Европейская хартия местного самоуправления;
Конституция Российской Федерации;
федеральные законы, акты Президента
и Правительства Российской Федерации;
конституции, уставы, законы субъектов
Российской Федерации; уставы и другие
нормативные правовые акты муниципальных
образований, регулирующие вопросы
организации и деятельности местного
самоуправления. Международное
законодательство
Согласно ст. 15 Конституции Российской
Федерации «общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора». Одним
из таким актов международного права,
важнейшим элементом правовой основы
местного самоуправления в Российской
Федерации является подписанная от имени
Российской Федерации 28 февраля 1996 года,
ратифицированная Федеральным собранием
Российской Федерации (Федеральный закон
от 11.04.98 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской
хартии местного самоуправления») и вступившая
в силу для Российской Федерации с 01 сентября
1998 года Европейская хартия местного самоуправления,
разработанная и принятая Советом Европы
15 октября 1985 года. Европейская
хартия местного самоуправления дает
понятие местного самоуправления (ст.
3 «право и реальная способность
органов местного самоуправления регламентировать
значительную часть государственных дел
и управлять ею, действуя в рамках закона,
под свою ответственность и в интересах
местного населения»), устанавливает общие
принципы закрепления компетенции самоуправления
(ст. 4), закрепляет гарантии защиты территории
местным самоуправлением (ст. 5), право
местного самоуправления определять свои
внутренние административные структуры
(ст. 6). Кроме того, она включает положения
об условиях осуществления полномочий
на местном уровне (ст. 7), об источниках
финансирования органов местного самоуправления
(ст.9), об административном контроле за
деятельностью органов местного самоуправления
(ст.8), а также закрепляет право органов
местного самоуправления на объединение
(ст. 10) и право на судебную защиту для обеспечения
свободного осуществления ими своих полномочий
(ст.11). При этом Европейская хартия местного
самоуправления устанавливает обязательства
государств, подписавших ее, в том числе
Российской Федерации. Так, согласно ст.
2 «принцип местного самоуправления должен
быть признан во внутреннем законодательстве
и, по возможности, в Конституции государства».
Российская Федерация как участник этого
договора обязуется соблюдать установленный
ст. 12 минимальный уровень гарантий организации
и деятельности местного самоуправления
на своей территории. Европейская хартия
местного самоуправления устанавливает
обязанность государств - членов Совета
Европы, в том числе Российской Федерации,
направлять Генеральному секретарю Совета
Европы всю необходимую информацию о законодательных
положениях и иных мерах, предпринятых
для того, чтобы соответствовать Европейской
хартии местного самоуправления. Таким
образом, Европейская хартия местного
самоуправления, являясь базовым элементом
правовой основы местного самоуправления
в Российской Федерации, устанавливает
не только основные принципы и положения
правового регулирования местного самоуправления,
но и минимально необходимые рамки по
составу и содержанию остальных элементов
правовой основы: Конституции Российской
Федерации, федеральных законов по вопросам
местного самоуправления и др. Конституция
РФ - Конституция Российской Федерации
как основной закон государства занимает
особое место в правовой основе местного
самоуправления. В ней устанавливаются
основные принципы организации и деятельности
местного самоуправления в Российской
Федерации, «намечаются основные контуры
устройства самой близкой к населению
власти - органов местного самоуправления»,
закрепляются общие принципы построения
и функционирования муниципальной власти,
единые для всей системы местного самоуправления
в Российской Федерации. Прежде всего,
согласно ст. 12 «в Российской Федерации
признается и гарантируется МСУ». Конституция
Российской Федерации содержит специальную
главу о местном самоуправлении из четырех
статей (ст. 130-133), а, кроме того, ряд положений
содержится в ст. 8, 9, 15, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46.
68 Конституции Российской Федерации. С
точки зрения организации и принципов
местного самоуправления наибольшее значение
имеют следующие конституционные положения:
МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно;
органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной власти;
МСУ обеспечивает самостоятельное решение
населением вопросов местного значения,
владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью; МСУ осуществляется
гражданами путем референдума, выборов,
других форм прямого волеизъявления, через
выборные и другие органы местного самоуправления;
структура органов местного самоуправления
определяется населением самостоятельно;
изменение границ территорий, в которых
осуществляется МСУ, допускается с учетом
мнения населения соответствующих территории.
В Конституции Российской Федерации содержатся
и другие важные положения, раскрывающие
сущность, формы и гарантии местного самоуправления.
Так, устанавливается, что оно осуществляется
с учетом исторических и иных местных
традиций. Раскрывая содержание самостоятельности.
Конституция указывает на основные предметы
ведения органов местного самоуправления:
управление муниципальной собственностью;
формирование, утверждение н исполнение
местного бюджета; установление местных
налогов и сборов; осуществление охраны
общественного порядка; иные вопросы
местного значения. Конституцией Российской
Федерации закреплены следующие гарантии
местного самоуправления: право на
судебную защиту; право на компенсацию
дополнительных расходов, возникших в
результате решении, принятых органами
государственной власти; запрет на
ограничение прав местного самоуправления.
Ставя органы местного самоуправления
вне системы органов государственной
власти, Конституция Российской Федерации
в то же время допускает возможность наделения
этих органов отдельными государственными
полномочиями. В таких случаях им должны
быть переданы необходимые материальные
и финансовые средства, а реализация полномочий
- контролироваться государством. Федеральное
законодательство Ст. 72 Конституции
Российской Федерации относит установление
общих принципов организации местного
самоуправления к совместному ведению
Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения согласно
ст. 76 Конституции Российской Федерации
«издаются федеральные законы и принимаемые
в соответствии с ними законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации».
Иначе говоря, федеральное законодательство
о местном самоуправлении составляет
«юридическую базу для правового регулирования
местного самоуправления субъектами Российской
Федерации» . Оно обеспечивает общие для
всех субъектов Российской Федерации
подходы к вопросам формирования и развития
правовой основы местного самоуправления,
дает определения основных понятий и терминов,
используемых при правовом регулировании
муниципальных отношений. Основополагающие
начала организации и деятельности местного
самоуправления, закрепляемые Конституцией
Российской Федерации, получили развитие
в Федеральном законе от 28.08.95 №154-ФЗ (ред.
от 17.03.97) «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации». Данный закон «в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
определяет роль местного самоуправления
в осуществлении народовластия, правовые,
экономические и финансовые основы местного
самоуправления и государственные гарантии
его осуществления, устанавливает общие
принципы организации местного самоуправления
в Российской Федерации». Согласно ст.
7 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред.
от 17.03.97) «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» ему не могут противоречить
другие федеральные законы, законы субъектов
Российской Федерации, устанавливающие
нормы муниципального права. В случае
же противоречия норм муниципального
права, содержащихся в этих законах, положениям
Конституции Российской Федерации, Федеральному
закону от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
должны применяться положения Конституции
Российской Федерации и названного закона.
Это в равной мере распространяется на
республики, края, области, города федерального
значения, автономную область, автономные
округа. Данный закон устанавливает территориальные,
финансово-экономические основы местного
самоуправления, гарантии местного самоуправления,
ответственность органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления,
контроль за их деятельностью, определяет
органы местного самоуправления и должностные
лица местного самоуправления, формы прямого
волеизъявления граждан и другие формы
осуществления местного самоуправления.
Особенная роль Федерального закона от
28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» в развитии правовой
основы местного самоуправления определяется
также и тем, что он разграничивает полномочия
федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области
местного самоуправления. Так, полномочия
органов государственной власти Российской
Федерации устанавливает ст. 4, согласно
которой на федеральном уровне осуществляется
законодательное регулирование общих
принципов организации и деятельности
местного самоуправления, контроль за
соблюдением федеральных законов. Речь
в данном случае идет не только о Конституции
Российской Федерации, Федеральном законе
от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации», но и о других
федеральных законах, регулирующих отдельные
вопросы построения и функционирования
местного самоуправления, в частности,
вопросы ответственности органов местного
самоуправления за нарушение законов;
организации местного самоуправления
в закрытых административно-
представительным
органом субъекта Российской Федерации
не принят закон, устанавливающий порядок
проведения муниципальных выборов;
представительным органом местного
самоуправления или на местном референдуме
не принят устав муниципального образования;
в муниципальном образовании
отсутствует выборный представительный
орган местного самоуправления и
т.п., но только в части, не урегулированной
законами субъектов Российской Федерации
и нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления. Для
установления и обеспечения федеральных
гарантий финансовой самостоятельности
местного самоуправления был принят Федеральный
закон от 25.09.97 №126-ФЗ «О финансовых основах
местного самоуправления в Российской
Федерации», который «определяет основные
принципы организации местных финансов,
устанавливает источники формирования
и направления использования финансовых
ресурсов местного самоуправления, основы
бюджетного процесса в муниципальных
образованиях и взаимоотношения органов
местного самоуправления с финансовыми
институтами, а также гарантии финансовых
прав органов местного самоуправления».
«Общие принципы организации муниципальной
службы и основы правового положения муниципальных
служащих в Российской Федерации» установлены
Федеральным законом от 08.01.98 №8-ФЗ «Об
основах муниципальной службы в Российской
Федерации». Данный закон определяет понятия
муниципальной должности, муниципальной
службы, разряды, ограничения, поощрения,
ответственность, гарантии муниципальных
служащих и другие вопросы муниципальной
службы. Крайне важную роль на этапе формирования
правовой основы местного самоуправления
сыграли Указы Президента Российской
Федерации и Постановления Правительства
Российской Федерации по вопросам местного
самоуправления, т.к. «для того, чтобы закон
заработал необходим пусковой механизм
его реализации». Некоторые из этих актов
продолжают составлять правовую основу
местного самоуправления: Указ Президента
РФ от 11.06.97 №568 «Об основных направлениях
реформы местного самоуправления в Российской
Федерации»; Указ Президента РФ от 22.10.98
№1281 «О конгрессе муниципальных образований
Российской Федерации»; Постановление
Правительства РФ от 19.01.98 №65 «О федеральном
реестре муниципальных образований в
Российской Федерации» и др. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ Российская Федерация состоит
из равноправных субъектов Российской
Федерации: республик, краев, областей,
городов федерального значения, автономной
области, автономных округов. Республика,
являясь государством, имеет свою конституцию,
а другие субъекты Российской Федерации
- устав. Конституции и уставы субъектов
Российской Федерации должны соответствовать
Конституции Российской Федерации и федеральным
законам, которые имеют верховенство на
всей территории Российской Федерации.
Поэтому содержащиеся в конституциях
и уставах субъектов Российской Федерации
положения о местном самоуправлении не
должны противоречить основополагающим
началам и принципам организации местного
самоуправления, закрепляемым Конституцией
Российской Федерации и ранее указанными
федеральными законами. Как уже упоминалось
установление общих принципов организации
местного самоуправления относится к
предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов, по которым издаются
федеральные законы и принимаемые в соответствии
с ними законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации.
Они принимают и изменяют законы субъектов
Российской Федерации о местном самоуправлении,
о муниципальных выборах (например, «О муниципальных
выборах в Иркутской области» от 11 ноября
2011 года № 116-оз), о местном референдуме
(например, «О
местных референдумах в Иркутской области» от 6 мая 2006 г.
№ 25-оз (в ред. Закона Иркутской области
от 29 ноября 2010 г. № 116-оз), о муниципальной
службе Закон относит к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации решение вопросов о передаче
собственности субъектов Российской Федерации
в муниципальную собственность, регулировании
отношений между бюджетами субъектов
Российской Федерации и местными бюджетами.
В ведении субъектов Российской Федерации
находятся установление и изменение порядка
образования, объединения, преобразования
или упразднения муниципальных образований,
их границ и наименований, а также установление
порядка регистрации уставов муниципальных
образований. Кроме того, субъекты Российской
Федерации вправе регулировать законами
особенности организации местного самоуправления
с учетом исторических и иных местных
традиций. Субъекты Российской Федерации
могут принимать законы об административных
правонарушениях по вопросам, связанным
с осуществлением местного самоуправления.
Важная роль принадлежит органам государственной
власти субъектов Российской Федерации
в создании и функционировании системы
гарантий местного самоуправления. Они
призваны обеспечить: гарантии финансовой
самостоятельности местного самоуправления;
сбалансированность минимальных местных
бюджетов на основе нормативов минимальной
бюджетной обеспеченности; государственные
минимальные социальные стандарты; компенсацию
местному самоуправлению дополнительных
расходов, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти
субъектов Российской Федерации; защиту
прав граждан на осуществление местного
самоуправления. Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
принимают региональные программы развития
местного самоуправления. Они также осуществляют
контроль за соблюдением законодательства
о местном самоуправлении, обеспечивают
соответствие законов субъектов Российской
Федерации о местном самоуправлении Конституции
Российской Федерации и федеральным законам.
Кроме того, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации вправе
наделять органы местного самоуправления
законом, отдельными полномочиями субъектов
Российской Федерации с одновременной
передачей материальных и финансовых
средств, необходимых для осуществления
переданных полномочий и осуществлять
контроль за их реализацией. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ
АКТЫ Необходимый элемент правовой
основы МСУ - уставы
муниципальных образований, в которых
на основе федерального законодательства,
законодательства субъектов Российской
Федерации о местном самоуправлении определяются
организация и формы осуществления МСУ
в данных муниципальных образованиях,
их территориальная, финансово-экономическая
основы, а также содержатся другие положения
об организации МСУ, о компетенции и порядке
деятельности органов и должностных лиц
МСУ. Необходимость появления в системе
нормативных правовых актов о местном
самоуправлении уставов муниципальных
образований предопределили признаваемые
и гарантируемые Конституцией Российской
Федерации организационная обособленность
органов МСУ в системе управления государством,
самостоятельность населения в решении
вопросов местного значения, включая выбор
конкретных организационных форм осуществления
МСУ, определение структуры органов МСУ.
В соответствии с законом устав муниципального
образования разрабатывается муниципальным
образованием самостоятельно. Порядок
его разработки, принятия и изменения
находится в ведении муниципального образования.
Закон предусматривает два пути принятия
устава муниципального образования: представительным
органом МСУ и населением непосредственно,
т.е. местным референдумом или на сходе
граждан. Органы государственной власти
субъектов Российской Федерации устанавливают
порядок государственной
регистрации уставов муниципальных
образований. По результатам рассмотрения
заявления о регистрации устава территориальный
орган уполномоченного федерального органа
исполнительной власти в сфере регистрации
уставов муниципальных образований обязан
принять одно из следующих решений: а)
о регистрации устава; б) об отказе в регистрации
устава. Отказ в регистрации устава, равно
как и регистрация устава, содержащего
противоречия федеральному или областному
законодательству, могут быть обжалованы
в суд. Основанием для отказа в государственной
регистрации устава муниципального образования
может быть только противоречие его Конституции
Российской Федерации, законам Российской
Федерации и законам субъекта Российской
Федерации. Устав муниципального образования
вступает в силу после его официального
опубликования (обнародования) в течении
7 дней, «которое осуществляется при наличии
его государственной регистрации». Устав
муниципального образования должен содержать,
Во-первых, наименование муниципального
образования с указанием его границ и
состава территории. Во-вторых, в уставе
указываются вопросы местного значения,
относящиеся к ведению муниципального
образования. Муниципальные образования
вправе расширить этот перечень за счет
вопросов, отнесенных к вопросам местного
значения законами субъектов Российской
Федерации, а также вопросов, не исключенных
из их ведения и не отнесенных к ведению
других муниципальных образований и органов
государственной власти В-третьих,
устав муниципального образования определяет
организационную структуру МСУ, правовой
статус органов и должностных лиц МСУ,
условия и порядок организации муниципальной
службы. В уставе закрепляются структура
и порядок формирования органов МСУ, их
наименование и полномочия. Уставом муниципального
образования могут быть предусмотрены
должность главы муниципального образования,
а также должности иных выборных должностных
лиц Органы МСУ должны быть наделены уставом
муниципального образования собственной
компетенцией в решении вопросов местного
значения. Устав муниципального образования
закрепляет статус и социальные гарантии
депутатов, членов других выборных органов
МСУ, выборных должностных лиц МСУ, а также
гарантии прав должностных лиц МСУ. При
этом срок полномочий депутатов, членов
других выборных органов МСУ и выборных
должностных лиц МСУ не может быть меньше
двух лет и более 5 лет. Кроме того, устав
должен определять основания и порядок
прекращения их полномочий. В соответствии
с законом субъекта Российской Федерации
устав муниципального образования устанавливает
наименование и виды правовых актов органов
и должностных лиц МСУ, порядок их принятия
и вступления в силу. Уставом муниципального
образования определяются выборные и
иные органы МСУ, являющиеся юридическими
лицами. В-четвертых, в уставе муниципального
образования должны быть закреплены формы,
порядок и гарантии непосредственного
участия населения в решении вопросов
местного значения. Речь идет о таких институтах
муниципальной демократии, как местный
референдум; муниципальные выборы; собрание
(сход) граждан; народная правотворческая
инициатива; обращения граждан в органы
МСУ, а также территориальное общественное
самоуправление и другие формы участия
населения в осуществлении МСУ. В-пятых,
устав муниципального образования устанавливает
основания и виды ответственности органов
и должностных лиц МСУ. Уставом муниципального
образования в соответствии с законом
субъекта Российской Федерации может
быть предусмотрена возможность отзыва
населением депутата, члена выборного
МСУ, выборного должностного лица МСУ.
В-шестых, уставом муниципального образования
определяются экономическая и финансовая
основа осуществления МСУ, общий порядок
владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью. В-седьмых,
в уставе муниципального образования
могут регулироваться вопросы организации
МСУ, обусловленные компактным проживанием
на территории муниципального образования
национальных групп и общностей, коренных
(аборигенных) народов, казачества с учетом
исторических и иных местных традиций.
Устав муниципального образования может
содержать и другие положения об организации
МСУ, о компетенции и порядке деятельности
органов и должностных лиц МСУ в соответствии
с законами Российской Федерации и законами
субъектов Российской Федерации. Кроме
устава на муниципальном уровне принимаются
и другие нормативные правовые акты, регламентирующие
отдельные вопросы организации и деятельности
МСУ: регламенты представительных органов,
положения о территориальном общественном
самоуправлении и др. Территориальная
основа МСУ Местное самоуправление
осуществляется в границах определенных
территориальных единиц, на которые делится
территория государства. Такое подразделение
территории государства именуется административно-
В России
до принятия упомянутого выше Закона
об общих принципах организации
местного самоуправления 2003 г. использовались
три территориальные модели: одноуровневая,
двухуровневая и трехуровневая,
а также смешанная система
муниципальных и
Муниципально-правовые
отношения это регулируемые нормами
муниципального права общественные отношения,
возникающие в процессе организации и
деятельности местного самоуправления.
МПО подразделяются: отношения, связанные
с организацией МСУ; отношения, характеризующие
муниципальную деятельность по непосредственному
жизнеобеспечению населения МО; отношения,
в которых находит свое отражение деятельность
органов местного самоуправления по осуществлению
отд.государственных полномочий. МПО подразделяются
на три группы: Отношения, в которых одной
из сторон выступает ИО – МО в соответствии
с Законом имеет муниципальную собственность,
местный бюджет, выборные органы местного
самоуправления, а также вправе имеет
собственную символику, устав, вступать
в ассоциации и союзы МО; второе – отношения
в которых одной из сторон выступает население
МО, данные отношения возникают в процессе
непосредственного волеизъявления населения,
принятия им решений по вопросам местного
значения; третье – отношения, в которых
одной из сторон выступает орган МСУ или
должностное лицо МСУ, данные отношения
характеризуют многостороннюю деятельность
МСУ по решению вопросов местного значения,
реализации отдельных государственных
полномочий. Абсолютным признаком МПО
является тот факт, что обязательной стороной
этих отношений является население МО
непосредственно или в лице органов МСУ.
Субъекты МПО – лица, представляющие
МСУ и имеющие право принимать решения
по вопросам местного значения, а также
физ и юр лица, общественные организации
и государственные органы, вступающие
с муниципалитетом в правовые отношения.
К субъектам МПО относят: МО, население
МО, собрание (сход) граждан, ОМСУ, депутаты
представительных органов МСУ. Субъекты
условно подразделяются на два вида: 1.
Муниципальное образование – Закон
определяет МО как городское, сельское
поселение, муниципальные районы, городские
округа, внутригорордские территории
городов федерального значения т.е. населенные
территории, в пределах которых осуществляется
местное самоуправление, имеется муниципальная
собственность, местный бюджет и выборные
органы МСУ. Границы муниципальных образований
устанавливаются и изменяются в соответствии
со следующими требованиями: 1)
территория субъекта Российской Федерации
разграничивается между поселениями.
Территории с низкой плотностью сельского
населения, за исключением исторически
сложившихся земель населенных пунктов,
прилегающих к ним земель общего пользования,
территорий традиционного природопользования
населения соответствующего поселения,
рекреационных земель, земель для развития
поселения, могут не включаться в состав
территорий поселений;
2) Муниципальный район - территории всех
поселений, за исключением территорий
городских округов, а также возникающие
на территориях с низкой плотностью населения
и (или) на территориях упраздняемых поселений
межселенные территории;
3) Поселение -в состав территории поселения
входят земли независимо от форм собственности
и целевого назначения, 3.1. Городское
поселение - в состав территории могут
входить один город или один поселок, а
также в соответствии с генеральным планом
городского поселения территории, предназначенные
для развития его социальной, транспортной
и иной инфраструктуры (включая территории
поселков и сельских населенных пунктов,
не являющихся муниципальными образованиями),
3.2 Сельское поселения - в состав территории
могут входить, как правило, один сельский
населенный пункт или поселок с численностью
населения более 1000 человек (для территории
с высокой плотностью населения - более
3000 человек) и (или) объединенные общей
территорией несколько сельских населенных
пунктов с численностью населения менее
1000 человек каждый (для территории с высокой
плотностью населения - менее 3000 человек
каждый; сельский населенный
пункт с численностью населения менее
1000 человек, как правило, входит в состав
сельского поселения,
однако, он может быть наделен статусом
сельского поселения; 4) Административным
центром муниципального района может
считаться город (поселок), имеющий статус
городского округа и расположенный в границах
муниципального района.
Территория населенного пункта должна
полностью входить в состав территории
поселения; территория
поселения не может входить в состав территории
другого поселения; территория
городского округа не входит в состав
территории муниципального района;
границы муниципального района устанавливаются
с учетом необходимости создания условий
для решения вопросов местного значения
межпоселенческого характера органами
местного самоуправления муниципального
района, а также для осуществления на всей
территории муниципального района отдельных
государственных полномочий, переданных
указанным органам ФЗ субъектов и З РФ. Изменение
границ мо Изменение границ
муниципального образования осуществляется
законом субъекта Российской Федерации
по инициативе населения, органов местного
самоуправления, органов государственной
власти субъекта Российской Федерации,
федеральных органов государственной
власти в соответствии с законом. Инициатива
населения об изменении границ муниципального
образования реализуется в порядке, установленном
федеральным законом и принимаемым в соответствии
с ним законом субъекта Российской Федерации
для выдвижения инициативы проведения
местного референдума. Инициатива органов
местного самоуправления, органов государственной
власти об изменении границ муниципального
образования оформляется решениями соответствующих
органов местного самоуправления, органов
государственной власти. Закон субъекта
Российской Федерации об изменении границ
муниципального образования не должен
вступать в силу в период избирательной
кампании по выборам органа местного самоуправления
данного муниципального образования,
в период кампании местного референдума
При любой модели организации территории
муниципальных образований иногда в них
выделяются особые территории (кварталы
и иные территории в городах, деревни в
сельских муниципальных образованиях
и др.) с общественным самоуправлением.
Их органы не являются органами муниципального
самоуправления, не обладают властными
полномочиями. Вопросы территориального
устройства МО (создание, изменение границ,
упразднение и др.) должны решаться при
обязательном учете мнения его населения.
Оно может быть решающим (при проведении
решающего референдума) или консультативным
(например, при консультативном референдуме
или при проведении местных опросов, при
обсуждении вопроса на собраниях жителей
и т.д.). Порядок осуществления таких изменений
регулируется либо законами субъектов
Федерации о местном самоуправлении, либо
специальными законами по вопросу об изменении
границ муниципальных образований. На
практике изменения границ муниципальных
образований, в том числе в связи с передачей
населенных пунктов из одной области в
другую, проводились в России много раз.
Преобразованием МО является объединение
МО, разделение МО, изменение статуса городского
поселения в связи с наделением его статусом
городского округа либо лишением его статуса
городского округа, по инициативе
населения, органов местного самоуправления,
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, федеральных органов
государственной власти в соответствии
с законом. Упразднение
поселений Упразднение
поселений допускается на территориях
с низкой плотностью сельского населения
и в труднодоступных местностях, если
численность населения сельского поселения
составляет не более 100 человек и решение
об упразднении поселения будет принято
на сходе граждан, проживающих в указанном
поселении. Территория упраздняемого
поселения входит в состав муниципального
района в качестве межселенной территории.
Упразднение поселений осуществляется
законом субъекта Российской Федерации
по инициативе населения, органов местного
самоуправления, органов государственной
власти субъекта Российской Федерации
или федеральных органов государственной
власти в соответствии с настоящим Федеральным
законом. Ко второму виду субъектов МПО
относятся субъекты, наделенные правом
принимать решения, участвовать в принятии
решений по вопросам местного значения.
Субъектами МПО, наделенными полномочиями
на решение вопросов местного значения
являются выборные и другие органы МСУ.
К ним относятся: представительный орган
МСУ, обладающие правом представлять интересы
населения и принимать от его имени решения,
а также выборное должностное лицо МСУ,
наделенное согласно Уставу МО полномочиями
на решение вопросов местного значения.
Органы
местного самоуправления
Структуру органов местного самоуправления
составляют: представительный орган муниципального
образования, глава муниципального образования,
местная администрация (исполнительно-