Система муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 06:49, реферат

Описание работы

Муниципальное управление – относительно новое явление в современной России.
Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической
деятельности, муниципальное управление появилось в стране лишь в 90-х годах
XX века вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно
Конституции России, органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти. В силу этого муниципальное управление имеет
свою специфику, отличающую его от других видов управленческой
деятельности, в том числе от государственного управления.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Специфика муниципального управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2 Человек в муниципальном управлении.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3 Муниципальное образование как объект управления. . . . . . . . . . . . . . . . .11
Заключение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Работа содержит 1 файл

Система униципального управления.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Реализация  этих задач требует скоординированных  действий органов местного самоуправления, государственной власти (с учетом разграничения полномочий между ними) и общественности.

Вложения  в человека, развитие его потенциала, наращивание человеческого капитала — самый выгодный вид вложения средств, хотя количественно оценить их эффективность довольно трудно.

Привлечение граждан и локальных местных сообществ к реальному участию в муниципальном управлении представляет собой достаточно сложную задачу в условиях отсутствия соответствующих традиций и сложившегося отчуждения рядовых жителей от любой власти. Поэтому местами власть должна принимать специальные меры, способствующие достижению нормального участия граждан в муниципальном управлении. Основные направления этой работы следующие:

  1. В уставе муниципального образования должны быть закреплены процедуры, позволяющие отдельным гражданам и общественным группам прямо выражать свое отношение к местным проблемам и участвовать в их решении на всех этапах. Граждане должны иметь нормативно оформленную возможность предлагать решения, конкретные проекты; участвовать в осуществлении тех решений и проектов, в которых они наиболее заинтересованы.
  2. Необходимо разрабатывать и осуществлять муниципальные программы информированного согласия, которые помогали бы людям поверить в возможности своими силами повышать качество жизни на местном уровне. 
    В частности, необходима специальная муниципальная структура по поддержке гражданских инициатив, т. е. должно быть такое место, куда человек или группа граждан могут обратиться со своей инициативой.
  3. Работа по обеспечению информированного гражданского согласия должна вестись постоянно, на долговременной основе.

Только  при соблюдении этих условий человеческий ресурс может способствовать процветанию и развитию муниципального образования. 
 
 

Муниципальное образование как объект управления.

Эффективное управление невозможно без исследования объекта управления, которым является муниципальное образование. Важнейшим инструментом исследования муниципального образования как объекта управления является методология системного подхода. Системный подход — это методология научного анализа объекта в соотношении «система—среда», позволяющая рассматривать объект исследования в органической взаимосвязи с факторами его окружения. Базовыми категориями системного подхода являются:

-система  — множество взаимосвязанных элементов, которые образуют определенную целостность, содержащую особое качество, отсутствующее у каждого из них;

-элементпростейшая часть системы, неделимый (неразложимый) компонент. Деление (разложение) системы на элементы определяется целями ненаучного анализа;

- структура системы — относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы, инвариантная относительно внешних преобразований;

- целостность системыее относительная независимость от окружающей среды и других систем;

- эмерджентностьнесводимость свойств системы к свойствам ее элементов.

Системный характер представления и исследования муниципальных образований заключается в необходимости формирования целостности и относительной самодостаточности территорий, в границах которых реализуются принципы местного самоуправления. Будучи системно представленными, муниципальные образования рассматриваются во взаимодействии с различными территориями и общественными институтами, образующими окружающую среду. Муниципальное образование сохраняет свою структуру и устойчивость по отношению к внешним воздействиям. Его системный характер выражен тем сильнее, чем жестче связи внутри него. В свою очередь, степень жесткости связей напрямую зависит от его размеров. Конфигурации, расстояния до близлежащих территориальных единиц. Базовыми подсистемами муниципального образования являются территория, население и экономика. Благодаря внутреннему единству этих подсистем муниципальное образование воспроизводит себя в качестве социально-экономической системы, нацеленной на удовлетворение потребностей формирующих это единство людей.

Структура муниципального образования определяется отнесением его к тому  или  иному нормативно-правовому или  содержательному типу, задающему  особые качества и свойства такого образования, характер реакции на внешние  факторы. Содержательно структуру муниципального образования составляют способ формирования местных органов власти, пространственное размещение жилого и нежилого фонда, морфологические особенности местности и пр.

Особенностью  муниципальных образований как  социально-экономических систем является их принадлежность к категории целеполагающих, характерной чертой которых является непрерывная генерация целей и обеспечение их ресурсами.

Основными свойствами муниципального образования  как социально-экономической системы являются следующие:

-Целостностьтесная взаимозависимость между подсистемами и элементами муниципального образования, требующая четкой координации действий и функций управления.

-Коммуникативность — признак тесноты связей системы и внешней среды, обеспечивающей режим интенсивного обмена между подсистемами и элементами муниципального образования и внешней среды.

-Устойчивость — способность инфраструктуры функционировать в относительно автономном режиме, защищающем муниципальное образование от вероятных ошибочных решений или негативных воздействий внешней среды. Устойчивость является важным условием нормальной жизнедеятельности муниципального образования. Однако оно не может и не должно быть чисто равновесной системой. Для него важны внешние воздействия, благоприятно влияющие на изменение и устойчивое развитие. С устойчивостью муниципального образования как системы связано такое его свойство, как адаптивность — мобильность, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям функционирования.

-Самоорганизация — свойство социальных и социально-экономических систем. Люди ставят перед собой частные цели и имеют интересы, далеко не всегда совпадающие с целью системы как единого целого. Для достижения 
общих целей люди должны договориться между собой, в известной мере ограничить свои частные интересы во имя системных (общих) интересов, что 
и является проявлением самоорганизации.

    -Слабая структурированностьважное свойство муниципального    образования как социально-экономической системы. Это означает, что состав подсистем и элементов муниципального образования, а также взаимосвязи между ними характеризуются известной долей неопределенности.

По своим  системным качествам муниципальные  образования можно классифицировать по различным основаниям: численности населения, нормативно-правовому статусу, характеру, застройки, степени урбанизации, выполняемым функциям.

Можно выделить еще два основания классификации  муниципальных образований: по выполняемым функциям и вытекающему из них преобладающему виду деятельности трудоспособного населения и по различиям природных, исторических, социально-демографических и других факторов, обусловливающих обособленность и структуру территорий. Так, одна группа муниципальных образований, несмотря на тенденцию к размыванию границ между смежными территориями, стремится сохранить свои границы с целью недопущения утраты социокультурной и исторической самобытности. Другая обособлена по национальному принципу, что способствует сегрегации на данной территории представителей определенной национальности или культуры. Такое обособление позволяет жителям не только сохранять традиции и культуру, но и эффективнее защищать свои экономические и социальные интересы. Особенностями отдельных муниципальных образований являются их принадлежность к экстремальной климатической зоне, рельеф местности, наличие природных достопримечательностей, уникальных месторождений полезных ископаемых и т. п. Не меньшее значение имеет возраст поселения, влияющий на особенности его социально-демографической структуры. В частности, в новых городах средний возраст проживающих значительно ниже, чем в старых, различны соотношения между мужчинами и женщинами. Учет этих факторов важен для организации муниципального управления.

Каждое  из выделенных выше оснований деления  является самостоятельным системообразующим признаком, вокруг которого концентрируются различные аспекты жизнедеятельности муниципального образования. Такой признак определяет вектор целеполагания субъекта муниципальной политики, особенности поведения, а также характер взаимодействия с внешней средой. 

 

Заключение

В данной работе были изучены следующие разделы:

-Специфика  муниципального управления

-Человек  в муниципальном управлении

-Муниципальное  образование как объект управления

С первой главе я выявила, что муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.

Во второй главе я определила, что человек в муниципальном управлении выступает в трех ролях: как цель, объект и источник власти — субъект управления.

В третьей  главе я рассмотрела муниципальное  образование как объект управления.

Итак, в  муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления, объектом - муниципальное образование, а главной целью - повышение уровня и качества жизни населения, в местном самоуправлении субъект и объект - население муниципального образования, цель - самостоятельное решение вопросов местного значения. Все это регулируется нормами муниципального права.

Таким образом, можно утверждать о том, что цель нашего исследования достигнута, задачи, поставленные во введении решены. 

Список  используемой литературы. 

1 Зотов, В.Б.  Система муниципального управления/В.Б.Зотов. – СПБ.: Питер пресс, 2006. – 556с.

2 Васильев, А.А. Муниципальное управление/ А.А.Васильев. – издатель Гладкова, 2004. – 523с.

3 Радченко, А.И  Основы государственного и муниципального  управления/А.И.Радченко. – РнД, 2001. – 720с.


Информация о работе Система муниципального управления