Система выборов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:58, реферат

Описание работы

Выборы - необходимый признак демократического правового государства. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

право.docx

— 35.86 Кб (Скачать)

Многие континентальноевропейские  страны практикуют пропорциональную систему. Пропорциональная избирательная система  — это способ определения результатов  голосования, в основу которого положен  принцип распределения мест пропорционально  полученным каждой партией количеству голосов. При такой системе создаются  большие округа, от каждого из которых  избирается несколько депутатов. Часто  избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозможно выдвинуть так называемого независимого кандидата, т. е. для того, чтобы быть избранным, нужно попасть в список. После голосования определяется избирательная квота ("избирательный метр"). Простейший способ ее определения состоит в том, что общее число поданных по округу голосов делится на количество распределяемых мандатов, затем распределение депутатских мест между партийными списками осуществляется посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количество полученных партией голосов, столько и будет у нее мандатов. При применении этого метода все места сразу не распределяются, после первой передачи мандатов нужно привлечь еще один способ распределения остатков (например, метод наибольшего остатка). Чтобы не допустить получение мандатов карликовыми партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: списки, в совокупности, не набравшие определенного числа голосов (как правило, 5%), отстраняются от распределения мандатов, собранные ими голоса не учитываются при подведении итогов.

В российской литературе по правовым вопросам избирательной  системы предлагалась следующая  альтернатива. Дело в том, что, по мнению Вадима Белоцерковского: малочисленность  состава партий и одновременно их многочисленность делает неизбежной их зависимость от номенклатурно-мафиозных  кругов, от госвласти и связанных  с нею коммерческих структур, к  которым должны идти на поклон карликовые партии. Своими силами и деньгами им почти не возможно пробиться в  парламент. В этих условиях большинство  депутатов оказывается под жестким  контролем указанных кругов и  структур, и о демократии уже не может быть и речи. Народ в парламенте оказывается некому представлять. В  этой ситуации выход из тупика могла  бы дать система выборов по производственному  принципу. То есть, когда депутаты выдвигаются  и избираются на предприятиях, в  учреждениях и объединениях работников "единоличников" - фермеров, писателей, кустарей, адвокатов, частных предпринимателей. Иначе говоря, речь идет о возвращении  к системе выборов первозданных Советов, но не классовой, а на общественной основе, чтобы все слои общества были представлены в законодательных  органах власти. Частные предприниматели - пропорционально доле частного сектора  в валовом продукте.

При выборах по производственному  принципу у кандидатов и партий исчезает необходимость искать поддержки  у властей и финансовых структур. Для избирательной кампании по месту  работы кандидатам не потребуется ни копейки! Не менее важно также, что  избиратели всегда будут хорошо знать, за кого они голосуют - ведь это будут  их коллеги! Они - легко смогут контролировать избранных ими депутатов и  отзывать, если депутаты станут защищать чужие интересы. При территориальных  выборах избиратели округов, работая  в различных местах, сорганизоваться  для контроля над депутатами практически  не способны. При выборах на производственной основе уже не будет иметь значения, сколько в стране партий, отпадает и проблема кворума избирателей. Невозможной сделается и фальсификация  результатов.

Таким образом, выборы на обсуждаемой основе способны подорвать  господство номенклатуры и мафии  над законодательной властью, а  вслед за нею - над исполнительной и судебной. Система выборов по производственному принципу уже  хорошо отлажены в мире. Они применяются  при формировании центральных правлений  крупных концернов, имеющих много  филиалов, правлений кооперативных  объединений и федераций предприятий, принадлежащих работникам. В мире сейчас распространяется мнение, что  везде партийно-территориальная  система выборов втягивает в  кризис, не отвечает современным понятиям о демократии и должна быть реформирована  в направлении более прямого  представительства различных социальных слоев. В ряде стран существует смешанная, мажоритарно-пропорциональная система. Так, в ФРГ половина состава бундестага избирается на основе мажоритарной системы  в один тур, а другая - на основе пропорциональной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства, а сенат - по системе пропорционального представительства. При этом отмечено, что мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности, а пропорциональная система, наоборот, - многопартийности, а мажоритарная в два тура - объединению партий в коалиции.

Рассмотрим, как  осуществляется избирательное право  и избирательная система в  России. 
 
    Избирательное право и его принципы.

В Российской Федерации  избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации (законодательные органы и главы  исполнительной власти), а также  выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право  можно рассматривать в двух смыслах: в объективном и субъективном.

В объективном смысле избирательное право как государственно-правовой институт представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе выборов, в субъективном смысле обозначает избирательные  права граждан. Избирательные права  являются конституционными правами  граждан Российской Федерации. Они  включают активное избирательное право - право избирать и пассивное избирательное  право - право быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Нормы избирательного права содержатся в нормативных  правовых актах — источниках избирательного права. Прежде всего, это Конституция  РФ и ряд федеральные законов. К источникам избирательного права  относятся также законодательные  акты субъектов Российской Федерации, инструкции Центральной избирательной  комиссии.

Граждане участвуют  в выборах на принципах всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, свободного и добровольного участия в  выборах. 1. Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин  Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении установленного законодательством возраста —быть  избранным в органы государственной  власти и в выборные органы местного самоуправления. Например, депутатом  может быть гражданин РФ, достигший 21 года, а Президентом РФ— 35 лет. Гражданин РФ обладает активным и  пассивным избирательным правом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии. Однако не имеют права избирать и  быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы  по приговору суда. Граждане Российской Федерации, проживающие за границей, обладают всей полнотой избирательных  прав. Российские дипломатические и  консульские учреждения обязаны  оказывать содействие гражданам  РФ в реализации их избирательных  прав. Руководители этих учреждений образуют избирательные участки для граждан  РФ, пребывающих на территории иностранного государства.

2. Принцип свободного  и добровольного участия гражданина  РФ в выборах предполагает, что  никто не вправе оказывать  воздействие на гражданина с  целью принудить его к участию  или неучастию в выборах, а  также на его свободное волеизъявление.

3. Принцип равного  избирательного права означает, что каждый избиратель имеет  равное число голосов по избирательному  округу, и все избиратели участвуют  в выборах на равных основаниях. Избиратель не может быть включен  в более чем один список  избирателей, он голосует лично,  предъявив паспорт или другое  удостоверение личности, расписывается  в получении бюллетеня в списке. Избирательные округа образуются примерно с равной численностью избирателей, чтобы депутаты были избраны от примерно равного числа избирателей, голоса всех имели равный "вес". Однако в соответствии с законом допускаются определенные отклонения от средней нормы представительства. 4. Принцип прямого избирательного права, который означает, что избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно, не делегируя свои полномочия кому бы то ни было. 5. Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, т. е. исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. 
 
    Избирательная система.

Выборы осуществляются в определенном порядке, который  именуется избирательной системой.

Избирательная система  — порядок выборов государственных  органов и органов местного самоуправления, некоторых должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. В Российской Федерации применяется смешанная  избирательная система: мажоритарная (как относительного большинства  при выборах половины депутатов  Государственной Думы, так и абсолютного  большинства при выборах Президента РФ) и пропорциональная (при выборах  другой половины депутатов Государственной  Думы).

Так, например, нижняя палата парламента состоит из 450 человек, из которых 225 избраны по мажоритарной системе; остальные по пропорциональным партийным спискам ("КПРФ", "Медведь", "Яблоко" и т. д. ) 
 
    Избирательный процесс.

Избирательный процесс  состоит из нескольких стадий: назначение выборов; образование избирательных  округов и участков; формирование избирательных комиссий; составление  списков избирателей; выдвижение и  регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование; определение  результатов выборов; повторное  голосование.

На федеральном  уровне выборы Президента РФ назначаются  Советом Федерации Федерального Собрания, а выборы депутатов Государственной  Думы нового созыва назначает Президент  РФ. Организацией выборов занимаются избирательные комиссии. На них возлагаются  подготовка и проведение выборов, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль за их соблюдением. В систему  избирательных комиссий входят: •  Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; 
 
    • избирательные комиссии субъектов РФ; 
    • окружные избирательные комиссии;

• территориальные (районные, городские и другие) избирательные  комиссии; • участковые избирательные  комиссии.

При подготовке и  проведении выборов избирательные  комиссии в пределах своей компетенции  независимы от государственных органов  и органов местного самоуправления. Для проведения выборов образуются избирательные округа. Половина депутатов  Государственной Думы, избираемых по пропорциональной системе, а также  Президент РФ выбираются по федеральному избирательному округу, включающему  всю территорию страны. Другая половина депутатов избирается в одномандатных  округах, от которых проходит по одному депутату. Могут использоваться и  многомандатные избирательные округа (от одного многомандатного округа избираются два или несколько депутатов), например, при выборах советников в районные собрания (представительный орган местного самоуправления) в г. Москве. Кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно избирателями (по инициативе избирателя, группы избирателей) соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты, а также списки кандидатов могут быть выдвинуты и избирательными объединениями, избирательными блоками.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том  числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов  и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня выборов. Не допускаются  злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную  ненависть и вражду, призывы к  захвату власти, насильственному  изменению конституционного строя  и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Голосование в  Российской Федерации проводится в  один из выходных дней, обычно с 8 до 22 часов  по местному времени.

Завершающая стадия выборов — определение их результатов. Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших  участие в голосовании при  условии, что выборы состоялись. Кандидат на должность Президента РФ считается  избранным, если за него проголосовало  более половины избирателей от числа  принявших участие в голосовании. В случае если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей, то проводится повторное голосование  по двум кандидатам, которые получили наибольшее количество голосов по сравнению  с другими кандидатами. При повторном  голосовании избранным является тот, кто получил наибольшее количество голосов по сравнению с другим кандидатом. 
 
    Заключение.

В демократическом  государстве при достаточной  развитости политической культуры и  самодеятельности граждан практически  не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл  выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми  гражданами и социальными слоями, который никогда; кроме чрезвычайные ситуаций, не может быть - достигнут  в развитом обществе, а в том, чтобы  все могли выразить свою волю, а  государственная власть - быть созданной  и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигается  стабильность и порядок в общественной жизни.

Коль скоро выборы это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку  граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в  соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии  к конкретным кандидатам. Во время  избирательных компаний обычно наблюдается  подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах, поэтому  вырабатываются определенные стандарты  политического поведения, подкрепляемые  соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся  у известной части населения  недовольству действиями властей, они  открывают единственно возможный  путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству  мнение меньшинства или отдельных  политиков. Выборы, таким образом, это  своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся  обрести справедливое правление.

Информация о работе Система выборов государственной власти