Социальное страхование: принципы и практика развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Задачи контрольно-курсовой работы:
1.Рассмотреть историю развития социального страхования в России
2.Рассмотреть современную систему социального страхования в РФ
3.Выявить ее принципы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История развития социального страхования в России 5
1.1. Возникновение социального страхования в России (1903-1933 гг.) 5
1.2.Социальное страхование и профсоюзы(1933 – 1990 г.г.) 7
Глава 2.Система современного социального страхования РФ и ее принципы 9
2.1. Развитие системы современного социального страхования РФ 15 9
2.2. Обязательное социальное страхование в России 12
2.3. Принципы социального страхования в РФ 21
Заключение 23
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

     Обязательное  медицинское страхование в России является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).

     Деятельность  фонда обязательного медицинского страхования регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

     Основные  функции фонда:

  1. Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.
  2. Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
  3. Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

     Финансовые  средства государственной системы  обязательного медицинского страхования  образуются за счет страховых медицинских взносов и бюджетных субсидий. Закон определил, что для реализации государственной политики обязательного медицинского страхования образуются Федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования как автономные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды не уплачивают налогов по доходам с основной деятельности.

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»[1]. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 133 тысяч социальных работников.

     Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров[3] и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России.

     Новый пенсионный закон утвердил единую федеральную  пенсионную систему, включающую следующие  виды трудовых пенсий: по возрасту, по нетрудоспособности, в случае потери кормильца, за выслугу лет в отдельных отраслях с тяжелыми, вредными и связанными с профессиональным риском условиями труда. Пенсия по возрасту устанавливается:

  • для мужчин — в возрасте 60 лет с общим трудовым стажем 25 лет;
  • для женщин — в возрасте 55 лет с общим трудовым стажем 20 лет.

     Данная  пенсия устанавливается на уровне 55% от зарплаты плюс 1% за каждый год общего стажа свыше 25 лет (для мужчин) и  свыше 20 лет (для женщин). Уровень  такой пенсии не может быть выше 75% заработка. Минимальный уровень  данной пенсии равен минимальной заработной плате. Максимальный уровень пенсии по возрасту равен трем минимальным пенсиям, а для пенсий, связанных с тяжелыми и вредными условиями труда, — 3,5 минимальным пенсиям. Согласно закону, работающий пенсионер в России получает полную государственную пенсию, но досрочная пенсия, установленная для безработных граждан, не выплачивается им в случае трудоустройства.

     Пенсия  по нетрудоспособности устанавливается  для инвалидов первой и второй групп на уровне 75%, третьей группы — 30% от заработной платы. Среднемесячная заработная плата работника для исчисления пенсий в России равна его заработку в течение 24 последних месяцев работы. 
Социальная пенсия в новом пенсионном законе устанавливается:

  • для инвалидов первой-третьей групп, включая детей-инвалидов в возрасте до 16 лет;
  • для детей, потерявших своих родителей;
  • для граждан в возрасте 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины), которые не имеют права на трудовую пенсию.

     Согласно  Закону, все пенсии должны индексироваться  не реже, чем каждые три месяца, в зависимости от уровня инфляции. Источниками финансирования пенсий, согласно Закону, являются Пенсионный фонд РФ, который аккумулирует страховые взносы работодателей и работников, а также субсидии из Федерального бюджета.

     В период высокой инфляции в стране для поддержания уровня минимальных пенсий использовался механизм компенсации (в одинаковом или дифференцированном размере), а для сохранения зависимости пенсии от предыдущего заработка — механизм их линейной индексации в соответствии с индексом роста потребительских цен.

     Ставки  страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие государственные  фонды социального страхования  РФ устанавливаются Российским Парламентом. Федеральный бюджет перечисляет в Пенсионный фонд РФ платежи для выплаты пенсий военнослужащим, их семьям и социальных пенсий.

     Финансовые  средства государственной, муниципальной  систем здравоохранения используются для:

  • финансирования целевых программ (федеральных, региональных, местных);
  • обеспечения профессионального образования медицинского персонала;
  • финансирования исследовательских программ и проектов;
  • развития материально-технической базы медицинских учреждений;
  • субсидий регионам на улучшение условий медицинского обслуживания;
  • оплаты катастрофических медицинских расходов;
  • финансирования медицинской помощи при социально значимых заболеваниях;
  • медицинской помощи в случаях массовых заболеваний, в регионах, где происходят чрезвычайные ситуации и катастрофы.

     На  основе нового социального законодательства Правительство РФ разработало и утвердило новые Положения о государственных внебюджетных фондах социального страхования. Кроме того, бывший бюджетный Фонд социального страхования, находившийся в распоряжении профсоюзов, также перешел в разряд внебюджетных фондов, подчиненных Правительству России. Основанием явилось возникновение множества новых независимых профсоюзов в России и острая борьба между ними за контроль над средствами Фонда социального страхования РФ, а также неперечисление отдельными профсоюзами взносов в данный фонд, что привело к переподчинению его Правительству РФ при участии российских профсоюзов в управлении его деятельностью.

     Общий размер страховых платежей в государственные  внебюджетные фонды социального страхования в России до 1996 года составлял 40% к фонду оплаты труда в народном хозяйстве.

     Страховые платежи в государственные внебюджетные социальные фонды первоначально взимались со всех видов оплаты труда, за исключением единовременных и компенсационных выплат работникам, что в целом ряде случаев вело к росту социальных выплат на предприятиях с целью сокращения налогооблагаемой базы (фонда оплаты труда) и уменьшения налоговых платежей государству.  

     2.3. Принципы социального страхования в РФ

     Принципы  социального страхования в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», к которым относятся:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, | доступность для застрахованных лиц реализации своих социаль-, ных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию неза-(висимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного со-циального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

     Организационно-правовыми  формами социального страхования  в Российской Федерации являются государственные социальные внебюджетные фонды. С введением в 2001 г. единого социального налога возникли некоторые противоречия в организации социального страхования. Налог — это обезличенный и безвозмездный платеж, в то же время поступления в систему социального страхования связаны с обеспечением возможности получения компенсации потери заработной платы в результате наступления страховых случаев, которые должны иметь целевой характер и быть возмездными. Единый социальный налог находится одновременно в поле и налогового, и социального законодательства, это потенциально создает конфликт интересов, когда в рамках снижения налогового бремени, снижаются и размеры социальных выплат. В последнее время большое число выплат по социальному страхованию фиксируется российским законодательством в абсолютной сумме, без привязки в размеру заработной платы. Все это говорит о том, что в Российской Федерации происходит некоторое тяготение к бевериджской модели социальной защиты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Подводя итоги по данной курсовой работе можно сделать выводы о том, что страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий; страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры; страхование предусматривает замкнутое перераспределение ущерба с помощью специализированного денежного страхового фонда, образуемого за счет страховых взносов.

     При страховании возникают перераспределительные  отношения по формированию и использованию  этого фонда, что приближает страхование  к финансам, но и одновременно подчеркивает особенности.

     Организация социального страхования базируется на следующих принципах: всеобщность, универсальность, комплексность, самоуправление, а в странах с развитой рыночной экономикой и самоокупаемость.

     Система социального страхования может  быть двух видов: государственной и негосударственной.

     История социального страхования в России начинается в начале XX в. Современная система социального страхование в РФ начала формироваться в начале 90-х годов XX в. после принятия ряда законов для реорганизация действующей системы социального страхования.

     Средства  социального страхования в РФ распределяются 3 фондами: Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд РФ

     Принципы  страхования в РФ подробно изложены в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Список  использованной литературы

1.Бюджетная  система России / Под ред. Г. Б. Поляка. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

2.Гейц И.В. Новое в обязательном пенсионном и социальном страховании. - М.: ДИС, 2004. - 224 с.

3. Государственное социальное страхование / под ред. А.В.Верховцева. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 144 с.

4.Дрошнев В.В. Обязательное медицинское страхование в России. - М.: "Анкил", 2004. - 160 с.

5. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ

Информация о работе Социальное страхование: принципы и практика развития