Современные технологи контроля в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:35, дипломная работа

Описание работы

В современной литературе существуют различные определения понятия «управление». В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно является функцией организованных систем любой природы и сложности и связано по своей сути с определенным воздействием управляющего субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления) с целью решения задач, стоящих перед системой, элементами которой они являются, обеспечения ее должной организации и необходимого режима функционирования. Управление осуществляется в социальных, механических, технических, а также биологических системах.

Работа содержит 1 файл

Первая глава.docx

— 50.77 Кб (Скачать)

Тема дипломной работы: «Современные технологи контроля в системе государственного управления»

Глава 1(30-35 страниц)

Пункт 1Теоретико-методолгическая (что такое управление, контроль, понятие, сущность, технологии. Какое  место занимает в эффективности  государственного управления.

Пункт 2 Сравнительный анализ Российского и Зарубежного опыта  организации контроля в системе  государственного управления.

Пункт 1

Что такое управление?

В современной литературе существуют различные определения  понятия «управление». В самом  широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно является функцией организованных систем любой природы и сложности  и связано по своей сути с определенным воздействием управляющего субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления) с целью решения  задач, стоящих перед системой, элементами которой они являются, обеспечения  ее должной организации и необходимого режима функционирования. Управление осуществляется в социальных, механических, технических, а также биологических  системах. Любое живое существо, в том числе и человека также  можно рассматривать как систему, в которой осуществляется процесс  управления. Причем, несмотря на многие их коренные различия, закономерности управления такими системами общие. В соответствии с фундаментальными положениями кибернетики при  управлении любыми системами происходят одни и те же процессы получения, преобразования и передачи информации. Во-первых, управляющий  субъект всегда получает информацию о поведении управляемого объекта  и функционировании всей системы, а  также информацию из вне системы. Во-вторых, он эту информацию надлежащим образом интерпретирует, оценивает, анализирует и на основе этого, исходя из задач, стоящих перед системой, вырабатывается и принимается управленческое решение, т.е. решение о характере воздействия на объект управления. И, наконец, в-третьих, передает информацию, связанную с принятым решением, управляемому объекту, осуществляя на него необходимое управляющее воздействие. Необходимость поступления информации от объекта управления к субъекту управления, ее оценки и анализа для принятия субъектом управленческого решения свидетельствует, что управление не сводится лишь к воздействию субъекта на объект, а является во многом процессом их взаимодействия. Таким образом, под управлением следует понимать такое воздействие управляющего субъекта на управляемый объект, которое связано с обусловленными их взаимодействием процессами получения, преобразования и передачи информации и направлено на решение задач, стоящих перед системой, обеспечение соответствующих этим задачам ее организации и функционирования.

Наиболее распространенные определения понятия «управление»:

1) определение цели и результата ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий;

2) функция организованных систем разнообразной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей деятельности;

3) создание и осуществление воздействий, обеспечивающих желаемое функционирование объекта, приводящее к определенной цели;

4) процесс организации целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате чего удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом;

5) процесс формирования целей и способов их достижения;

6) использование причинно-следственных отношений, при котором поведение системы приводит к желаемому результату (система достигает цели или решает задачу);

7) воздействие на объект, улучшающее функционирование или развитие данного объекта;

8) управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности.

Признаками управления принято  считать:

  • обязательно качество целостной организованной системы;
  • наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;
  • определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);
  • служит интересам взаимодействия основных элементов;
  • обеспечивается системой определенных средств.

Элементами управления являются: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи  и обратные связи).

Субъект управления может  быть индивидуальным или коллективным. Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи – канал  информационного воздействия объекта  управления на субъект управления с  целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл –  совокупность взаимосвязанных, логически  обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными  задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

  • анализ управленческой ситуации;
  • выработка и принятие управленческого решения;
  • организация и исполнение решения;
  • контроль выполнения решения;
  • оценка результатов;
  • внесение корректив (корректирующее управляющее воздействие).

Что же касается государственного управления, то его можно рассматривать  как практическое, организующее и  регулирующее воздействие государства  на общественную жизнедеятельность  людей в политической, экономической, социальной и иных сферах в целях  ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властные полномочия. В широком понимании государственное  управление – это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, прокуратуры, судов, и т. д.). Государственное управление в узком понимании – это  административная деятельность, т. е. деятельность органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительных органов государства по осуществлению  исполнительной власти на всех уровнях.

При этом в зависимости от уровня развития всего общества, отдельного государства, его политической системы, общественных отношений и экономики  различными являются используемые формы  государственного управления, которые  в перспективе все в большей  мере превращаются в «мягкие» инструменты регулирования (правовая, налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т.д.).

Государственное управление необходимо рассматривать как систему  и как процесс.

Система государственного управления образуется подсистемами целей и  принципов осуществления властно-управленческого  воздействия на общественную жизнедеятельность, выражаемого обычно в правовых формах, и включает организационные структуры  государственного аппарата (государственные  органы), систему государственной  бюрократии (персона государственной  службы), совокупность реализуемых  функций и используемый при этом комплекс методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи  между субъектами и объектами  управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот  и т.д.

Процесс государственного управления представляет собой сознательную, целенаправленную деятельность, связанную с реализацией  государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена  общественных состояний, событий и  явлений. Тем самым выполняется  определенная совокупность действий, приводящих к определенной динамике управленческих результатов. Процесс  государственного управления направлен  на исполнение и проведение в жизнь  принятых законов и политики, провозглашаемой  высшей публичной властью, и связан с формированием и осуществлением необходимых государственных программ.

Объектами государственного управления (чем управляют государственные  органы власти) являются две основных категории: общественные отношения  и ресурсы. Общественные отношения  регулируются прежде всего правовыми  нормами, а также сложившимися традициями и сформировавшейся культурой. К  ресурсам, которыми управляет государство и его органы можно отнести: человеческие, финансовые, материальные (земля, здания, техника, инструменты, средства коммуникации), технологические, информационные, интеллектуальные, духовные, природные.

В зависимости от содержания, характера  и направления воздействия можно  выделить различные функции управления. К общим функциям управления относятся:

  • информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;
  • прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;
  • моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;
  • планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;
  • организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;
  • координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;
  • распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;
  • регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;
  • контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;
  • учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

Методы управления – это  приемы и способы воздействия  субъекта управления на управляемый  объект для достижения поставленных целей.

Методы управления многообразны. В практике государственного управления к основным методы управления относятся:

  • экономические методы;
  • административные методы (организационно-распорядительные или директивные);
  • социально-психологические методы.

Что такое контроль?

С позиций науки контроль рассматривается  как форма обратной связи, посредством  которой управляющая система  получает необходимую информацию о  действительном состоянии управляемого объекта и степени реализации управленческих решений, законов, постановлений, приказов, инструкций, положений, правил, заданий, норм, целевых программ, методических указаний, уставов и других локальных  нормативных актов.

Любое управление, направленное на достижение поставленной цели, не может  осуществляться без информации о  состоянии управляемого объекта, т.е. обойтись без контроля. Контроль есть фундаментальный элемент процесса управления. Ни одна из функций управления (функция анализа, выработки управленческого  решения, планирования, организации  и исполнения решения и т.п.) не может быть реализована без в  отрыве от функции контроля. Любая  управленческая функция обязательно  интегрирована с контрольной. В  тоже время и контроль, чтобы быть эффективным должен быть интегрирован с другими функциями управления. Поэтому правомерно утверждать, что  контроль является: 1) неотъемлемым элементом  каждой стадии процесса управления; 2) "обособленной" стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет  качества хода процесса управления на всех других стадиях.

Контроль – это одна из основных функций управления, которая позволяет собрать и обобщить информацию о результатах управления в необходимый момент времени и определить насколько он соответствует поставленной цели, в итоге, обеспечить достижение этих целей. Контроль необходим для оценки результатов управления и осуществления регулирования управления. На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.

Целью контроля является разработка и осуществление своевременного эффективного управленческого воздействия, призванного устранить выявленные отклонения от заданных параметров и  скорректировать поведение подконтрольного  объекта (объекта управления) для  достижения поставленных целей.

В процессе контроля решаются следующие задачи:

- выбор контрольной среды и объектов контроля;

- определение контролируемых параметров, допустимых отклонений и установка стандартов;

- определение методики контроля и контрольных процедур;

Информация о работе Современные технологи контроля в системе государственного управления