Территориальная организация и принципы территориальной организации местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 06:38, контрольная работа

Описание работы

Территориальная организация — один из самых сложных вопросов формирования системы местного самоуправления. Выбор оптимальных размеров территории, на которой должно осуществляться, местное самоуправление, зависит от многих противоположно действующих факторов и по-разному решался на разных этапах становления и развития местного самоуправления в России. Так Закон СССР «Об общих началах местного, самоуправления и местного хозяйства в СССР» (1990) и Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (1991) предусматривали осуществление местного самоуправления на территориях существовавших на тот момент административно-территориальных образований: сельсовет, поселок, сельский район, город, район в городе и др. При этом самоуправление нижнего уровня административно подчинялось самоуправлению верхнего уровня.

Содержание

1. Территориальная организация и принципы территориальной организации местного самоуправления. 3
2. Основы территориально общественного самоуправления (ТОС) 7
3. Проблемы формирования ТОС 12
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

КР по ОМС.docx

— 36.54 Кб (Скачать)
 

Оглавление

1. Территориальная организация и принципы территориальной организации местного самоуправления. 3

2. Основы территориально общественного самоуправления (ТОС) 7

3. Проблемы формирования ТОС 12

Список литературы 15 

 

  1. Территориальная организация и принципы территориальной организации местного самоуправления.

     Территориальная организация — один из самых сложных  вопросов формирования системы местного самоуправления. Выбор оптимальных  размеров территории, на которой должно осуществляться, местное самоуправление, зависит от многих противоположно действующих факторов и по-разному решался на разных этапах становления и развития местного самоуправления в России. Так Закон СССР «Об общих началах местного, самоуправления и местного хозяйства в СССР» (1990) и Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (1991) предусматривали осуществление местного самоуправления на территориях существовавших на тот момент административно-территориальных образований: сельсовет, поселок, сельский район, город, район в городе и др. При этом самоуправление нижнего уровня административно подчинялось самоуправлению верхнего уровня.

     В Федеральном законе 1995 г. для характеристики самоуправляемой территории был  введен термин «муниципальное образование». Было дано следующее его определение:

     Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

     Границы муниципальных образований могут  не совпадать с границами административно-территориальных  единиц субъекта РФ. Логика такого подхода  состоит в том, что целевое  назначение муниципальных образований  и административно-территориальных  единиц различно:

      - деление территории субъекта РФ на муниципальные образования осуществляется в целях создания условий для решения вопросов местного значения, деление на административно-территориальные единицы предназначено для возможности более эффективного решения вопросов государственного значения;

      - на территориях муниципальных образований размещаются органы местного самоуправления, на территориях административно-территориальных единиц — территориальные подразделения структуры) органов государственной власти: ЗАГСы, военкоматы, суды, органы прокуратуры, налоговые и другие органы;

      - административно-территориальная единица может не быть муниципальным образованием, например, административный район внутри крупного города;

      - муниципальное образование (как правило, сельское поселение) может не быть административно-территориальной единицей и не иметь на своей территории органов государственной власти.

     Несовпадение  границ административно-территориальных  единиц субъектов РФ и границ муниципальных  образований в целом является нежелательным явлением, поскольку создает дополнительные трудности для жителей при обращениях в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также при взаимоотношениях между органами местного самоуправления и территориальными структурами органов государственной власти. Поэтому органы государственной власти субъектов РФ должны по возможности унифицировать эти границы.1

     При установлении размеров территории и  границ каждого конкретного муниципального образования необходимо учитывать  две противоположные тенденции.

     Первая  тенденция – приближение местной власти к населению. Определяющим здесь является наличие местного сообщества, в интересах которого осуществляется местное самоуправление. Интересы местного сообщества диктуют следующие принципы территориальной организации местного самоуправления:

     1) принцип эффективности самоорганизации, основанный на осознании населением общих интересов и участии в их реализации. Эффект самоорганизации снижается с увеличением размеров территории и удалением местной власти от населения;

     2) принцип подконтрольности органов и должностных лиц местного самоуправления населению, который также требует максимально возможной ограниченности территории, предоставляющей населению возможность оперативно реагировать на действия местной власти;

     3) принцип доступности органов местного самоуправления для жителей в течение короткого времени. Выполнение этого условия определяется развитостью транспортной инфраструктуры.

     Вторая, противоположная тенденция состоит  в укрупнении самоуправляемых единиц для обеспечения на территории муниципального образования необходимого экономического потенциала, развитой инженерной и  социальной инфраструктуры. Это необходимо для эффективного решения вопросов местного значения и оказания услуг  населению.

     Наличие указанных противоположных тенденций  предопределяет целесообразность формирования муниципальных образований разных типов, с разным кругом решаемых вопросов местного значения. Такой подход принят в большинстве зарубежных стран, особенно крупных, где используются двух- или даже трехуровневые модели территориальной организации местного самоуправления с четким законодательным разграничением функций, полномочий и источников доходов каждого уровня.

     Учитывая  наличие противоположно действующих  факторов, субъекты РФ по-разному подошли к решению вопросов территориальной организаций местного самоуправления. При этом были использованы следующие подходы:

     Поселенческий подход, основанный на приоритете приближения органов местного самоуправления к населению. Муниципальными образованиями при данном подходе являются все города, поселки, крупные сельские, поселения и сельсоветы (волости, сельские округа), объединяющие малые поселения.

     Экономический подход исходит из того, что критерием для создания муниципального образования должен быть уровень экономического развития, наличие развитой инженерной и социальной инфраструктуры, позволяющей оказывать услуги населению. В этом случае муниципальными образованиями являются только крупные города и административные районы.

     Третий  подход состоит в создании двухуровневой системы муниципальных образований, в соответствии с административно-территориальным делением субъектов РФ. Муниципальные образования верхнего уровня создаются в крупных городах и административных районах, на которые делится территория данного субъекта РФ. Муниципальные образования нижнего уровня создаются в поселениях или компактных группах поселений (малые города, поселки, волости, сельсоветы), находящихся в границах муниципальных образований верхнего уровня.

     На  основе изложенных подходов в разных субъектах РФ сложились следующие основные модели территориальной организации местного самоуправления:

     1. Территориальная, или районная, модель. Административный район с расположенными на его территории городами районного значения, поселками, волостями, сельсоветами и сельскими поселениями является единым муниципальным образованием. В городах районного значения, поселках, волостях и сельсоветах на территории района имеются территориальные администрации, подчиненные администрации района. Число муниципальных образований в одном субъекте РФ при данной модели измеряется десятками. Эта модель наиболее проста в управлении и была принята в большинстве субъектов РФ.

     2. Поселенческая, или волостная, модель. Муниципальными образованиями являются все города, волости (сельсоветы) и рабочие поселки. В административных районах создаются местные органы государственной власти, а местное самоуправление отсутствует. Главной особенностью этой модели является наличие в субъекте РФ не одного, а двух уровней государственной власти — центральной и районной. Число муниципальных образований в одном субъекте РФ при данной модели измеряется сотнями.

     3. Двухуровневая модель. Муниципальными образованиями являются и административные районы, и поселения, внутри районов с разграничением между ними полномочий, собственности и источников доходов.

     В ряде субъектов РФ сосуществует несколько  моделей одновременно. Муниципальным  образованием может быть и город, и город вместе с окружающим районом, и административный район, и поселения внутри района. 

  1. Основы  территориально общественного  самоуправления (ТОС)

     Одной из форм участия населения в осуществлении  местного самоуправления является территориальное  общественное самоуправление (ТОС), под  которым понимается самоорганизация  граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС — максимально приближенная к населению и исключительно гибкая форма участия граждан в местном самоуправлении. Она сочетает и прямое волеизъявление граждан, и деятельность органов ТОС, избираемых гражданами.2

     Законодательством и уставом муниципального образования установлено право граждан на осуществление территориального общественного самоуправления. Серьезным является вопрос об установлении территорий, на которых осуществляется ТОС. Поскольку под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, имеет смысл предоставить право выбора территории, на которой будет осуществляться ТОС, самим гражданам, а органам местного самоуправления лишь установить границы этих территорий. Наиболее распространенным является создание органов ТОС в городах и поселках на территории дворов, улиц, кварталов. Возможно формирование органов ТОС и в микрорайонах, однако, такие органы обычно создаются для решения более крупных и единичных задач (экологических, градостроительных, создания добровольных дружин по охране общественного порядка, организации работы с молодежью). В сельской местности возможно создание органов ТОС в мелких поселениях, не являющихся муниципальными образованиями. ТОС осуществляется на принципах:

  • добровольности объединения;
  • равноправия граждан;
  • законности;
  • защиты прав и интересов населения территории ТОС;
  • свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;
  • выборности и подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц населению данной территории;
  • самостоятельности и ответственности в принятии и реализации собственных решений и инициатив;
  • сочетания интересов населения территории ТОС, прав человека и гражданина, интересов всех жителей муниципального образования;
  • гласности и учета общественного мнения.

     ТОС осуществляется гражданами данной территории:

     – в отдельных поселениях (в городах, поселках, селах, деревнях и иных поселениях), или на части их территорий (в микрорайонах, кварталах, на улицах, во дворах, в домах и на иных территориях);

     – на территории нескольких поселений, в совокупности не являющихся муниципальным образованием (в сельском округе, ряде деревень и на иных территориях).

     Система ТОС населения включает в себя: 3

     * общие собрания (сходы), в том числе  земские, конференции и иные  формы осуществления непосредственной  демократии гражданами;

     * органы ТОС - советы, комитеты  или иные органы общественного самоуправления микрорайонов, жилых комплексов, поселков, деревень, кварталов, улиц, домов и других территорий, входящих в состав муниципального образования;

     * уполномоченные выборные лица  ТОС.

     Территориальные границы ТОС устанавливаются  с учетом его исторических, местных  традиций и особенностей по предложению  граждан органом местного самоуправления.

     ТОС в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы ТОС различных территориальных  образований не соподчинены друг другу. Органы ТОС не входят в систему  органов местного самоуправления.

     Учредителями  органа ТОС являются граждане постоянно  или преимущественно проживающие  на данной территории и составляющие большинство из общего числа граждан, обладающих избирательным правом, принявшие  непосредственно на собрании или  через своих представителей (делегатов) на конференции решение об учреждении органа ТОС.

Информация о работе Территориальная организация и принципы территориальной организации местного самоуправления