Устав муниципального образования

Автор: Ксения Матвеева, 03 Декабря 2010 в 10:55, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственной или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Иными словами можно сказать, что местное самоуправление - это власть, которая отнимается у государства и передаётся непосредственно гражданам, проживающим в данном населённом пункте, получающим возможность решать свои проблемы на референдумах, сходах, собраниях, либо выборными представителями этих граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

Устав как источник муниципального права: понятие, сущность, содержание…………………………………………………………...4

Предмет уставного регулирования…………………………………5

Структура уставов муниципальных образований. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений и государственная регистрация уставов…………………………………………………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...13

Работа содержит 1 файл

контрольная мп рф.docx

— 33.14 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ» 
 

            НА  ТЕМУ: «Устав муниципального образования» 
 
 
 

              Выполнил: курсант 2 курса, 1 взвода

                рядовой милиции Матвеева К.О.

              (набор  2009 г.), очная форма обучения

              Проверил: старший преподаватель кафедры

              подполковник  милиции Войтенко О.Н.

                              

                       

                                     «___»                     2010 года 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград 2010

СОДЕРЖАНИЕ 

       ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

      Устав как источник муниципального права: понятие, сущность, содержание…………………………………………………………...4

      Предмет уставного регулирования…………………………………5

      Структура уставов муниципальных образований. Порядок принятия, внесения изменений  и дополнений и государственная  регистрация уставов…………………………………………………7

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...12

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       В соответствии с Конституцией Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления1. В связи с этим возникает задача формирования принципиально новой системы органов власти. Сложность решения такой задачи усугубляется отсутствием соответствующего опыта в историческом прошлом, поскольку местное самоуправление в России традиционно рассматривалось как вид местного государственного управления. В настоящее же время Конституция Российской Федерации гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий (ст. 3 Конституции РФ). Отсюда возникает необходимость чёткого закрепления в законодательстве компетенции местного самоуправления, полномочий, в рамках которых органы местного самоуправления действуют независимо от органов государственной власти.

       Такой закон в соответствии с Конституцией РФ, действующими федеральными законами устанавливает организационные  основы местного самоуправления, регулирует порядок образования и обустройства структур и органов местного самоуправления.

       Местное самоуправление признаваемая и гарантируемая  Конституцией РФ самостоятельная и  под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственной или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Иными  словами можно сказать, что местное  самоуправление - это власть, которая  отнимается у государства и передаётся непосредственно гражданам, проживающим  в данном населённом пункте, получающим возможность решать свои проблемы на референдумах, сходах, собраниях, либо выборными представителями этих граждан.

       Устав как источник муниципального права: понятие, сущность и содержание 

       Впервые в российском законодательстве упоминание об уставе местного самоуправления появилось  в Законе РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6.07.91 г. № 1550-1. В нем говорилось о положении (уставе) о местном самоуправлении. Однако в период с 1991 по 1995 годы практически  ни в одном городе такие положения (уставы) не были приняты в силу нескольких причин.

       Одна  из причин это то, что Закон предусматривал регистрацию положения (устава) о местном самоуправлении органами государственной власти соответствующего края, области, автономной области, автономного округа. Однако процедуры регистрации не были определены, что делало невозможным выполнения требований этой статьи.

     Конституция РФ 1993 г. и Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95г. № 154-ФЗ и от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ заложили новые основы для  реформирования местного самоуправления в России и пополнили правовую систему РФ новым источником права - уставом муниципального образования. По законам все муниципальные образования обязаны иметь устав, который является их основным нормативным актом.

       Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составлен более грамотно, в нем  устав рассматривается шире. Так, в ст. 43 Закона сказано, что устав  муниципального образования и оформленные  в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической  силы в системе муниципальных  правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

       Далее в Законе отмечено, что должно определяться Уставом, какие вопросы регулируются, даны более полные сведение о том, кто принимает, как и в каком  количестве, а также подробная  информация о процессе вступления его  в силу. Также в Законе идет речь о регистрации устава.

       Устав муниципального образования принимается  представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно, подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

       Таким образом, устав - это подзаконный  правовой акт; акт учредительного (правоустанавливающего) характера; основополагающий нормативный  акт конкретного муниципального образования; акт долговременного  действия; он обладает высшей юридической  силой по отношению к другим нормативным  актам, принятым органами местного самоуправления конкретного муниципального образования; имеет особый порядок принятия; подлежит государственной регистрации; уставом  может осуществляться временное  правовое регулирование вопросов, связанных  с осуществлением местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования и подлежащих регулированию  законами субъектов РФ до принятия соответствующих законов субъектов  РФ. 

Предмет уставного регулирования 

       Определение предмета уставного регулирования - сложная теоретическая и практическая задача. Содержание предмета уставного  регулирования в значительной степени  определено законом. Выделяются обязательные и дополнительные положения, составляющие содержание устава. К обязательным положениям относятся такие, которые  в обязательном порядке должны быть отражены и урегулированы в уставе муниципального образования. К дополнительным положениям устава могут быть отнесены вопросы, которые муниципальные  образования вправе принимать к своему рассмотрению, если они прямо отнесены федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ к вопросам местного значения, либо, если они не исключены из их ведения и не отнесены к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Уставы могут значительно отличаться друг от друга, в первую очередь, по содержанию дополнительных положений, относящихся к предмету уставного регулирования.

       В структуре предмета уставного регулирования  выделяют вопросы самостоятельного уставного регулирования и вопросы  совместного законодательного и  уставного регулирования. Решение  проблемы необоснованного расширения пределов уставного регулирования  зависит от более точного установления в федеральном законодательстве соотношения законодательного и  уставного регулирования.

       Значительный  объем регулирования в уставе осуществляется на основе законодательства субъекта РФ. При этом соотношения  объема регулирования между уставом  муниципального образования и законами субъекта РФ в Федеральном законе точно не определено. В разных субъектах РФ не одинаково подходят к проблеме соотношения правового регулирования основных вопросов местного самоуправления. Есть мнение, что нецелесообразно полностью регулировать в законе такие вопросы, как порядок формирования органов местного самоуправления, определение компетенции органов и должностных лиц местного самоуправления, сроков их полномочий, порядок подотчетности перед населением, управление муниципальной собственностью и предусматривать определенный объем для регулирования уставом. Часть таких вопросов, как бюджет, налоги, экономические и финансовые основы, собственность не может быть полностью передана на усмотрение органов местного самоуправления, поскольку различные подходы в разных муниципальных образованиях, в конечном счете, могут подорвать единые основы бюджетной, налоговой, финансовой системы страны.

       В процессе уставного регулирования  следует придерживаться следующих  положений: в структуре предмета уставного регулирования следует  выделять вопросы самостоятельного уставного регулирования и вопросы  совместного уставного и законодательного регулирования; в уставе должны конкретизироваться общие нормы Конституции РФ, федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, требующие юридической детализации; в уставе должны быть урегулированы вопросы, которые не регламентированы в законодательстве и отнесены к исключительному ведению муниципального образования; в уставе важно четко определять объем уставного регулирования, чтобы не получился объемный, содержащий чрезмерно общие положения документ2 

       Структура уставов муниципальных образований. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений и государственнаярегистрация уставов 

       Уставы  муниципальных образований состоят, как правило, из: введения или преамбулы; основной части; заключительных и переходных положений; приложения.

       Уставы  городов в большинстве представляют по форме единые нормативно-правовые акты, как правило, нормативный материал в уставе последовательно излагается по порядку перечня положений, которые  должны содержаться в уставе. В  некоторых уставах городов нарушена логика построения разделов и глав, отсутствует внутренняя согласованность  этих структурных элементов, в качестве приложения к уставу включаются отдельные  нормативные акты, принятые в другое время и отдельно от устава, или  не относящиеся к предмету уставного  регулирования.

       Структура устава обуславливается: обязательными  положениями, отнесенными к предмету уставного регулирования федеральным  и региональным законодательством; дополнительными положениями, относящимися к предмету самостоятельного уставного  регулирования; правилами и средствами юридической техники, территориальными, национальными особенностями, историческими  и иными местными традициями.

       Стадия  разработки устава включает в себя несколько этапов:

       1) правотворческая инициатива - подготовка первоначального текста проекта устава субъектом правотворческой инициативы и внесение его в представительный орган местного самоуправления;

       2) предварительное обсуждение проекта,  сбор заключений, предложений и  замечаний;

       3) публичные слушания.

       Здесь следует отметить, что в местном  законодательстве процедура разработки уставов муниципальных образований, как правило, не получает детальной  нормативно-правовой регламентации. Выборочный анализ регламентов представительных органов местного самоуправления показал, что в большинстве случаев  порядок разработки уставов также  не оговорен3.

       Как правило, проект устава готовится депутатами (группой депутатов) либо администрацией. В случаях, когда с правотворческой  инициативой выходит представительный орган местного самоуправления, распространена практика формирования специальных  рабочих групп (комиссий) по разработке проекта устава.

       Федеральное законодательство требует обеспечения  участия населения в процедуре  разработки уставов. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию)4. При этом предполагается, что граждане вправе приносить замечания и предложения к опубликованному проекту устава. Порядок учета предложений по проекту устава должен быть утвержден представительным органом местного самоуправления и опубликован одновременно с проектом устава.

       Порядок обсуждения проекта устава устанавливается  в уставе муниципального образования  либо в отдельном правовом акте представительного  органа местного самоуправления и публикуется  одновременно с проектом устава и  порядком учета предложений по проекту  устава.

Информация о работе Устав муниципального образования