Балет Стравинского "Жар-птица" и мотивы русских народных песен в нем

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:35, доклад

Описание работы

Балет «Жар-птица» — одно из ранних произведений И. Стравинского. Он входит в число первых трех балетов композитора (два других — «Весна священная» и «Петрушка). Замысел балета «Жар-птица», как известно, не принадлежал самому Стравинскому. Балет был заказан ему антрепризой Сергея Дягилева, выдающегося организатора «Русских сезонов» в Париже, когда либретто было уже готово.

Работа содержит 1 файл

Балет жар птица.doc

— 113.00 Кб (Скачать)


 

Балет «Жар-птица»

Балет «Жар-птица» — одно из ранних произведений И. Стравинского. Он входит в число первых трех балетов композитора (два других — «Весна священная» и «Петрушка). Замысел балета «Жар-птица», как известно, не принадлежал самому Стравинскому. Балет был заказан ему антрепризой Сергея Дягилева, выдающегося организатора «Русских сезонов» в Париже, когда либретто было уже готово.

Т. Карсавина в роли Жар-птицы и М. Фокин в роли Царевича. 1910. Париж

М. Фокин в своих «Мемуарах» так рассказывает о возникновении замысла балета: «Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх). Все образы народной фантазии уже прошли на сцену. Только образ Жар-птицы оставался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица — самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединить различные народные сказки и сочинил по ним либретто».

Премьера балета состоялась в Париже на сцене Гранд-опера 25 июня 1910 года. На спектакле, который прошел с большим успехом, собралось высшее артистическое общество.

Примечательно, что музыка балета начинается с необычайно тихого звучания. По поводу этого приема любопытно высказался Рихард Штраус. Начинать произведение с такой тихой звучности, считал Штраус, опрометчиво — никто не будет слушать; начинать нужно громко, чтобы сразу овладеть вниманием слушателей, после этого с публикой можно делать что угодно. Стравинский, как и следовало ожидать, не изменил своего замысла.

Фокин сочинил либретто, используя отдельные образные мотивы различных сказок. Помимо широко известных сказок об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кащее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе, Фокин заимствовал мотив ночных игр и хороводов зачарованных царевен из сказки «Ночные пляски», в которой двенадцать дочерей вдового короля уходят каждую ночь в царство заклятого царя и танцуют до утра в роще, где растут золотые цветы.

 

 

Фабула "Жар-птицы" незатейлива, но, обработанная с глубоким знанием фольклора.

В погоне за Жар-птицей Иван-царевич проникает в волшебный сад Кащея, куда Жар-птица прилетает лакомиться золотыми яблоками. Иван-царевич ловит Жар-птицу. Та молит отпустить её, обещая свою помощь в трудную минуту и оставляя в залог золотое перо. В саду Кащея Иван-царевич ненароком подсматривает игры-хороводы царевен, пленниц Кащея. Но не дремлет Кащеево царство. Ивану-царевичу, находящемуся в запретном кащеевом саду, грозит участь окаменевших под чарами Кащея царевичей. Он вспоминает о пере Жар-птицы. Та прилетает и увлекает всё царство Кащея в неистовый пляс, указывая Ивану-царевичу, где скрывается смерть Кащея. Всё его царство гибнет. Иван-царевич венчается с Царевной-красой.

 

Всё во вступлении приковывает внимание своей необычностью.

Определяются три основных круга образов балета-сказки: Кащей и его царство, Жар-птица, Иван-царевич и царевны. Эти три круга образов нашли отражение и в различной пластики персонажей балета. Жар-птица танцевала на пуантах, в её партии использовались элементы классического виртуозного танца; царевны двигались в мягкой пластике девичьих игр и танцев, близкой русской народной пляске; Кащей и его чудища ползали, скакали, извивались. Обозначилось и разграничение звуковых миров - фантастического от русского. Оно отчетливо выражено интонационными средствами: сопоставлением мелодики изысканной и народно-песенной. Подобный принцип музыкальной драматургии является исконным для русской культуры.

 

С появлением царевен возникает новый пласт музыкального повествования сказки-балета.
Нежные венки хороводов царевен оплетают Ивана-царевича, принятого ими в свой круг. Как ни грозна власть Кащея, ему не подвластна одухотворенность человеческого начала. К росту этого начала теперь прибавляется пробуждение любовной игры. "Хоровод царевен" - это словно песня-танец на девичнике и вместе с тем мольба, трогательно-робкая, в затаённости которой таится нежно-прекрасная женственность и вера в избавление от злых сил. Стравинский обращается здесь к русской народной песне "Как по садику, садику". С исключительным проникновением в дух и строение напева Стравинский развивает эту мелодию.

 

Восторжествовал мир света, добра, любви, мир "русских образов", всепобеждающего человеческого начала. Он и славится в финале балета, его апофеозе. И опять, как и в "Хороводе", Стравинский обращается к русской народной песенности, к песне "У ворот сосна раскачалася". По мере развертывания финала она преображается. От предрассветно зыбкого мягко зарождающегося напева до торжественно ликующих звучаний, и далее к звонкой праздничной "колокольности". Финал является в известной мере противовесом "Поганому плясу". Если тот весь в буйстве, неистовости, грозном хаосе, то апофеоз утверждает торжество сил гармонии, красоты.

 

Стравинский в "Жар-птице" синтезировал достижения новой русской школы (прежде всего Римского-Корсакова) и французского музыкального импрессионизма. Феерия красок, ослепительный фейерверк её партитуры был основан не только на утончённой разработке традиции Римского-Корсакова, но и на использовании приёмов, почерпнутых у Дюка, Дебюсси. Вместе с тем глубоко прав Асафьев, отмечая в "Книге о Стравинском", что "на каждой странице партитуры можно встретить новое, своё преломление музыкального опыта (и русского и французского) сильным и осознавшим средства воплощения молодым музыкантом".

"Жар-птица" занимает в истории русского балетного театра почётное место первого выдающегося балета русского композитора на русский национальный сюжет.



Информация о работе Балет Стравинского "Жар-птица" и мотивы русских народных песен в нем