Дидактическое тестирование на уроках музыкальной литературы в ДМШ с применением медиатехнологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 18:26, статья

Описание работы

В связи с постными разработками и усовершенствованиями тестового контроля дидактическое (педагогическое) тестирование приобретает все больший вес в оценке качества знаний учащихся, оценке последовательности и прочности усвоения ими изученного материала

Работа содержит 1 файл

Хамидуллина_статья.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

Тестовые виды контроля на уроках музыкальной литературы в ДМШ (на примере электронно-дидактического теста) 

    Основная  цель музыкального воспитания состоит  в том, чтобы научить эмоционально, в соответствии с художественным содержанием воспринимать музыкальные сочинения, а следовательно, по словам Л. М. Кадцына, «научить мыслить на языке искусства музыки» [5, 10]. Во всех звеньях музыкального образования эта задача решается комплексно, но полное свое воплощение находят на занятиях по музыкальной литературе [7, 15].

    В ДМШ музыкальную литературу изучают четыре года – с IV по VII  классы для групп с семилетним сроком обучения и с II по V классы для групп с пятилетним сроком обучения. В рамках данного курса формируется навык сознательного, эмоционального восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, а также умение грамотно излагать свои впечатления о них [8, 25]. Таким образом, музыкальная литература представляется тем самым предметом, который в большей степени способствует расширению слушательской аудитории, воспитывает ее эстетический вкус и потребности, так как, осуществляется воздействие на учащихся не только через звук, но и через слово, через текст как способ трансляции информации связанной с биографией композиторов, с историей создания произведений, с его дальнейшей судьбой и тд.

    Действующая программа по музыкальной литературе составлена А. Лагутиным в 1982 г [1, 24], на основе которой разрабатываются альтернативные программы, например, Н. Брянцевой, Е. Лисянской, Д. Михеевой, З. Осовицкой и А. Казариновой, Т.Фрумкис, Н. Хотунцова, которые в свою  очередь предлагают немало ценных методических указаний и практически полезных рекомендаций для педагога.

     В рамках работы ДМШ на сегодняшний  день нами за основу взята программа А. И. Лагутина, в которой традиционными формами контроля на уроке музыкальной литературы считаются устный опрос, письменная работа (форма замены традиционного опроса, а также  предполагается изложение учащимися развернутого ответа на поставленный вопрос), тест (вид письменного контроля знаний, предлагающий несколько вариантов ответа на заданный вопрос), музыкальная викторина (специфическая форма контроля. Это письменный опрос, выявляющий непосредственное освоение учащимися музыкального материала курса), составление хронологических таблиц [2, 54].

    Одной из перечисленных форм контроля, используемых в процессе обучения, по Лагутину, является тест. Но в музыкальных школах тестовый контроль сводиться исключительно к проверке знаний учащихся путем простого воспроизведения полученной ими от учителя или из других источников информации. В процессе тестового контроля большое значение имеет комплексная проверка всей музыкальной деятельности ученика, в том числе динамики его общего развития, формирования специальных умений и навыков, активности, познавательных интересов, ценностных ориентаций.

    По  учебному предмету «Музыкальная литература» существуют готовые дидактические тесты, ориентированные на каждый год обучения. Наиболее популярными такого рода дидактическими тестовыми пособиями являются тесты по музыкальной литературе, предлооженные Г.Ф.Калининой и Л.Н.Егоровой [4, 23].

    Однако  нам не удалось встретить примеры электронно-дидактических тестов для учащихся по этой дисциплине. Поэтому мы предприняли попытку их создать. Разработка и внедрение в учебный процесс таких тестов представляется нам необходимым условием модернизации системы контроля знаний по музыкальной литературе в ДМШ. Эта форма контроля знаний обладает целым рядом преимуществ. Во-первых, осуществление индивидуального подхода: у учителя появляется возможность контролировать каждого ребенка не только по пройденной теме, но и на всех этапах процесса обучения; возможность сочетания этой формы контроля с другими традиционными формами педагогического контроля. Во-вторых, всесторонность, заключающаяся в том, что электронно-дидактический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся. Контроль осуществляется объективно, исключая субъективные, оценочные суждения и выводы учителя. За счет применения современных методик разработки и многообразия форм тестовых заданий можно учесть специфические особенности учебного предмета и отдельных его разделов. Также есть возможность применения современных компьютерных средств тестирования. В числе преимуществ электронно-дидактического тестирования можно назвать, единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижении. Стандартизованность тестового контроля дает возможность разработки единого теста для различных учебных заведений на основе требований государственных образовательных стандартов. Тестовый контроль обладает высокой надежностью, что позволяет говорить о полноценном педагогическом измерении уровня обученности ребенка. Содержательная валидность основана на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста, а прогностическая валидность вступительных тестовых испытаний, позволяет предвидеть успехи ребенка в будущем. Эффективность электронно-дидактического теста позволяет проводить контроль любой выборки испытуемых, за короткое время с минимальными затратами. Тестовые формы контроля являются  стимулом для систематической деятельности учащихся на уроке, а в связи с тем, что в структуру теста имеется возможность включить иллюстративный материал, аудио-  и видео фрагменты – эта форма контроля привлекает внимание и заинтересовывает учащихся.

     На  современном этапе развития общества информационные технологии внедряются во все сферы человеческой деятельности, система детского музыкального образования не должна быть исключением [3, 67]. С внедрением электронно-дидактического тестирования в систему ДМШ и ДШМ контроль знаний учащихся станет эффективней. Применение компьютерного тестирования видится нам востребованной форой контроля знаний в стремительно технически развивающийся XX век, так как, позволяет проконтролировать качество полученных знаний, оценить последовательность и прочность усвоения изученного материала. Также тестовая форма контроля знаний учащихся по предмету «Музыкальная литература» представляется эффективной и имеет большой педагогический потенциал еще и потому, что позволяет за короткие временные промежутки составить общую картину усвоения знаний школьников. Электронно-дидактические тестирования позволяют предоставить учащимся общую визуально-звуковую картину (иллюстрации, аудио- и видеоматериалы), таким образом, делают контроль наглядным, а следовательно, максимально удобным для школьников. Эти тестирования способны привлечь внимание обучаемых,  сделать процедуру тестирования приятной и интересной, таким образом, привить интерес учащихся к работе с учебной, а также дополнительной литературой, активизировать интеллектуальную деятельность, развить память и логику.

     Тем не менее, нельзя забывать, что в процессе проведения электронного тестирования преподаватель остается главным направляющим в обучении, а компьютер должен считаться лишь средством в решении определенных задач. Нельзя исключать традиционные подходы к проверке знаний: устные опросы, практические задания, викторины и т.п. Было бы логично, использовать электронно-дидактические тесты наряду с другими формами контроля.

     Список  используемой литературы:

  1. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.,1965.
  2. Березовский Б. В классе музыкальной литературы // Музыка – детям. Вып. 3 М., 1976. С. 71-86.
  3. Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.
  4. Волкова П., Казанцева Л. Уроки музыки – уроки творчества // Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных, Вып. 131, 1994. С. 31-47.
  5. Кадцын Л. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М., 1990.
  6. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М., 1999.
  7. Роллан Р. О месте занимаемом музыкой во всеобщей истории / Даттель Е. Музыкальное путешествие. М., 1970. С.10-22
  8. Токарская М. Совершенствование методов обучения музыкальной литературе в детской музыкальной школе // Проблемы детского музыкального воспитания. Сб. тр. /РАМ им. Гнесиных, Вып. 131, 1994. С.74-89.

Информация о работе Дидактическое тестирование на уроках музыкальной литературы в ДМШ с применением медиатехнологий