Героическая и Рейнская симфонии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:31, реферат

Описание работы

Создатель Героической симфонии родился и формировался как личность в революционную эпоху. В Англии буржуазия совершила крупнейшую всемирноисторическую промышленную революцию, в то же время, на другом берегу Ла-Манша, французы совершили величайшую политическую революцию. В Германии же, в которой социальные отношения отстали от Франции и Англии, единственной революцией, стала революция в умах философов. Кант, Шеллинг, Фихте и Гегель жарко спорили о природе мира и идей, в то время как в других странах, люди фактически приступили к переделке мира и людских умов.

Содержание

Обзор эпохи и исторических особенностей двух симфоний.
Особенности стиля композиторов (с опорой на симфоническое творчество).
История создания «Героической» симфонии. Музыкальный анализ.
История создания «Рейнской» симфонии. Музыкальный анализ.
Вывод.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Реферат -Героическая и Рейнская симфонии.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

     Законченная 9 декабря 1850 года, она прозвучала два  месяца спустя, 6 февраля следующего года в Дюссельдорфе под управлением  автора. Третья симфония не приобрела  впоследствии мировой популярности, однако ее высоко ценили русские музыканты. Ею дирижировал Балакирев, Стасов писал о сильнейшем впечатлении от этого концерта. Чайковский, страстный поклонник Шумана, особенно восхищался медленной четвертой частью: «Ничего более мощного, более глубокого не исходило из художественного творчества человека. Хотя на созидание Кельнского собора проходят целые века и множество поколений положили частичку своего труда для осуществления этой грандиозной архитектурной концепции, но одна страничка великого музыканта, вдохновленная величавыми красотами собора, оставит для грядущих поколений такой же немеркнущий памятник глубины человеческого духа, как и самый собор». Глазунов считал, что «Es-dur'ная симфония является произведением вдохновенным, в высшей степени совершенным и зрелым как по форме, так и по яркости и глубине мыслей, граничащих с гениальностью».

     Музыка

     Третья  симфония, в отличие от всех других у Шумана, начинается без вступления, непосредственно главной партией  сонатного аллегро — фанфарной, призывной, в мощном ликующем звучании tutti. Она разливается широко и вольно, а повторение в тембрах медных инструментов окрашивает ее в тона лесной романтики. Побочная служит контрастом — задумчиво звучащая у деревянных духовых, она напоминает «Песни без слов» Мендельсона. Однако через несколько тактов задумчивость уступает место всеобщей радости — средний раздел побочной построен на мотиве главной партии. Ей близка и заключительная. Эти темы последовательно (в обратном порядке) включаются в активное развитие обширной разработки. Длительная подготовка репризы строится на мощном зове природы — валторны интонируют главную тему на фоне таинственного тремоло струнных. В коде преобладает звучание медных инструментов. 

     На  втором месте находится скерцо — картина беззаботной народной жизни на берегах Рейна. Простодушная, грубоватая, многократно повторяющаяся танцевальная тема с вальсовым сопровождением напоминает пьесу «Веселый крестьянин» из фортепианного «Альбома для юношества», написанного Шуманом в 1848 году для своих детей. И склад темы, и избранная композитором форма, ни разу не встречавшаяся в его скерцо — тема и пять классических вариаций — заставляют вспомнить о медленных частях последних симфоний Гайдна. В процессе варьирования тема изменяется преимущественно фактурно, характер же остается неизменным — в скерцо царит ничем не омрачаемая радость.

     Третья, медленная часть очень коротка. Она близка аналогичной части  Первой симфонии Шумана и ассоциируется с тем же прообразом — «Песнями без слов» Мендельсона. Это ноктюрн — камерный по звучанию (без труб, тромбонов и литавр), в миниатюрной трехчастной форме. Две его темы дополняют одна другую, будучи лишены каких бы то ни было контрастов, даже оркестровых.

     Наиболее  оригинальна четвертая, еще одна медленная часть, написанная в редко используемой тональности ми-бемоль минор и в полифоническом стиле. Претворяющая черты музыки барокко, эта часть мало свойственна Шуману, но перекликается с Реформационной симфонией и симфонией-кантатой «Хвалебная песнь» Мендельсона. Формально она играет роль расширенного вступления к финалу. Первоначально Шуман указал в партитуре: «В характере сопровождения торжественной церемонии», имея в виду событие, которое произвело на него сильное впечатление, — возведение архиепископа Кельнского в сан кардинала. Потом это программное пояснение было снято. Сложные приемы строгого контрапунктического письма призваны передать душевную сосредоточенность, охватывающую человека в готическом соборе. Угловатая, неизменно направленная вверх по квартам тема служит, по словам Чайковского, «как бы музыкальным воспроизведением готической линии». Неожиданная просветленная кульминация — аккорды духовых в отдаленной красочной мажорной тональности — связывают это адажио с последующим финалом.

     Пятая часть перекликается по настроению с первой и подводит итог всему развитию, включая темы предыдущих частей (прием, испробованный Шуманом ранее в двух симфониях). Здесь вновь царят радость и веселье. Главная партия подчиняет себе остальные темы сонатного аллегро: и связующую, открывающуюся соло валторн (преображенная тема четвертой части), и проходящую незамеченной побочную. Ни разработка, ни реприза не вносят контраста. В обширной коде многократно повторяется ликующе преображенная тема четвертой части, излагаемая полифонически. В стремительном вихревом заключении слышатся отголоски фанфарной главной партии первой части, которая, таким образом, обрамляет всю симфонию.

     Таким образом, объединённые одним веком, одной тональностью, одним порядковым номером, симфонии Бетховена и Шумана наделены яркими различиями в содержании, образном строе, музыкально-языковых средствах, строении и форме.

     «Героическая» симфония открыла не только центральный период в творчестве самого композитора, но и новую эпоху в истории симфонической музыки – симфонизм XIX века.

     «Рейнская»  симфония наметила тенденции к непрерывности развития, которая завершилась формированием нового романтического жанра симфонической поэмы.

     Оба произведения заняли особое место в  истории музыки 19 века и сыграли  важную роль в развитии европейского симфонизма. 
 

     Литература: 
 

    • Болеславский Лев  Гармония и грезы Роберта Шумана
    • Википедия
    • Вудс Алан Бетховен: человек, композитор и революционер.
    • Кенигсберг А.  (сайт: http://belcanto.ru/)
    • Конен В.  Бетховен. Героическая симфония.
    • Конен В. Шуман. Симфонические и камерные произведения.
    • Левик Б. Партитура «Героической» симфонии. Предисловие.
    • Музыкальная энциклопедия.
    • Сайт: http://musike.ru/ Творчество Р. Шумана как новый этап в развитии музыкального романтизма

Информация о работе Героическая и Рейнская симфонии