Хоровое пение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 06:01, статья

Описание работы

Система работы с хоровым коллективом в учреждении дополнительного образования детей

Работа содержит 1 файл

МАЛЬЦЕВА О.И. освоение хоровой партитуры.doc

— 44.50 Кб (Скачать)


Мальцева О. И.,

преподаватель предметно-цикловой комиссии

«Хоровое дирижирование».

Стаж работы 33 года

ДОМАШНЯЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОГО ОТДЕЛЕНИЯ

НАД ОСВОЕНИЕМ ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ

Домашняя работа студента-хормейстера над хоровой партитурой начинается с момента знакомства с нотным текстом данного произ­ведения. Партитура (с итальянского partitura - разделение, распре­деление) - это нотная запись ансамблевой музыки. В ней сведены партии всех голосов, звучащих одновременно. Данный термин воз­ник в XV в. Партитурой тогда называли новый вид нотной записи хорового многоголосия. В дальнейшем в связи с развитием мелоди­ческой и ритмической самостоятельности партий возникла необхо­димость выделять для каждого голоса строку нотного стана и раз­мещать их одну под другой. Принцип параллельного размещения сохранился до сих пор.

Строки партитуры объединяются тактовыми чертами и специальной скобкой-акколадой. Хоровая партитура дает общую картину мелодиче­ского и ритмического движения голосов, текст, распевы, роль каждой хоровой партии. В записи хоровой партитуры существует значительное разнообразие - от однострочных до восьмистрочных и более, в зависи­мости от состава, типа и вида хора, количества хоровых партий.

Первое чтение - разбор хорового произведения - дает возможность разобраться в нотном тексте, играть с остановками и повторами слож­ные фрагменты, а также использовать медленный темп исполнения.

Этот период можно разделить на следующие моменты:

-  зрительное прочтение партитуры;

-  обзорное исполнение;

-              более детальное изучение (аппликатура, цезуры, фразировка и т. д.).
В звучании на фортепиано должны быть переданы свойства во­кального звуковедения и пения:

-  соблюдать плавное «протяженное» legato;

-  максимально связывать пальцами звуки;

-  определять точную аппликатуру;

-  обращать внимание на особенность вокально-хоровой фразиров­ки хорового произведения;

-  учитывать смену дыхания;

-  играть, не глядя на клавиши и руки, ощущать инструмент;

желательно «охватывать взглядом» и ноты, и литературный текст для определения музыкальной фразы и цезур.

 

Зрение должно опережать исполнение. Исполнение хоровых пар­тий на фортепиано требует постоянной тренировки. Читать с листа, предварительно просмотрев и определив тональность, тип, вид хора, размер, отклонения и т. д., - такой навык просто необходим дирижеру-хормейстеру. Конечно, первокурсникам сложно сразу понять и почув­ствовать разницу в исполнении хоровых произведений на фортепиано; этот навык требует вдумчивой работы в овладении «певучего звука». На начальном периоде обучения несложные хоровые партитуры луч­ше играть без педали, соединяя звуки максимально связно. Этой рабо­те может помочь пропевание хоровых партий, пение одного голоса с игрой другого.

После первого знакомства с произведением начинается скрупулез­ное изучение, осознание всех деталей. Сложное произведение необхо­димо учить по частям, разделам, фразам, мотивам. По мере того как становятся ясными все сложные моменты, разобраны ритм, метр, гар­мония, - произведение начинает звучать более слаженно, обдуманно, прочувствованно.

Очень помогает и такой вариант работы, как игра в ансамбле: сту­дент играет хоровую партитуру, а педагог - аккомпанемент. Ансамбле­вое исполнение делает невозможным остановки, повторение аккордов, активизирует внимание, заставляет слушать себя в ансамбле. Кроме сказанного, хочется отметить такой вариант работы, как исполнение упрощенного аккомпанемента в сочетании с игрой хоровой партиту­ры. Полученный навык необходим в работе с хором, в отсутствии кон­цертмейстера, дает свободу музыкального творчества.

Большое художественное значение имеет педализация. В хоровой партитуре педаль меняется на каждый аккорд. Чаще применяется пе­даль запаздывающая, чтобы отразить певучесть звука. Своевременная и верная педаль расширяет тембровые возможности фортепиано в пе­редаче хорового звучания.

По мере усвоения музыки в деталях следует представить дирижер­скую манеру передачи музыкальных образов произведения. Точное со­блюдение авторских указаний в игре на фортепиано поможет студенту наполнить дирижерский жест элементами выразительности. Много­кратные повторения игры хоровой партитуры на фортепиано дадут свободу мышцам, автоматизм перейдет и на мануальную технику. Ре­зультатом большой, регулярной работы будет яркое воплощение музы­кального образа и выполнение творческого замысла композитора.

Далее следует период музыкально-теоретического осмысления. Не­обходимость анализировать хоровые произведения как обязательное условие подготовки дирижера к работе с хором, успешной исполни­тельской работы нашло свое отражение в трудах лучших отечествен­ных дирижеров. «Не берись за работу над сочинением, которого не воспринимаешь полностью своим сознанием и чувством. Не приходи к хору с сочинением, предварительно тобою не изученным, не про­анализированным всесторонне» - так звучат советы П. Г. Чеснокова, изложенные в его работе «Хор и управление им».

Анализ партитуры помогает выявить технические, стилистические, вокальные и другие особенности произведения. На основе анализа хоровой партитуры дирижер определяет конкретные выразительные средства для практического воплощения, составляет исполнительский план произведения.

Работа над анализом хоровой партитуры обогащает общие и спе­цифические знания студента в области истории музыки, гармонии, музыкальной формы, хороведения, приемов дирижерской техники. Накопление этих сведений является необходимым условием развития личности дирижера-хормейстера.

 

 

 

 

 

Существует план анализа хоровой партитуры, содержащий при­мерный круг вопросов:

1) общие сведения о произведении (автор музыки, эпоха, стиль);

2) анализ литературного текста (автор текст*, эпоха, стиль);

3) анализ теоретических, музыкально-выразительных средств;

4) анализ вокально-хоровых особенностей;

5) составление исполнительского плана.

Одним из главных вопросов является уяснение содержания произ­ведения. Он касается и музыки, и литературных средств, поэтому ва­жен вопрос о соотношении поэтического текста и музыки.

Следующий момент, который определяет основу исполнительской интерпретации, - правильное понимание структуры произведения. Разделы формы должны служить отправными точками исполнения, их нужно оттенить средствами артикуляции, динамики, агогики. Кон­кретные результаты анализа хорового произведения, его качества зави­сят от объема музыкально-теоретических знаний студента, его анали­тических способностей и навыков, опыта, накопленного в результате работы над хоровыми произведениями.

Далее, когда студент досконально изучил хоровую партитуру: игру, владение звучностью, формой, стилем, голосами, когда он имеет свое слышание, можно перейти к освоению дирижерских жестов. Дирижер­ская техника складывается из гибких навыков, способных объединить все умение студента в дирижировании «под рояль». Долг концертмей­стера стараться точно исполнять указания дирижера, выполняя дыха­ние, снятие звука по руке. Это достаточно сложный вид работы, так как не всегда совпадают две величины - внутренний слух студента и реальное звучание на фортепиано. Установление реальной связи меж­ду творческим слухом и дирижерской техникой, всемерное развитие и укрепление этой связи - процесс длительный.

 

Студент, механически следующий за преподавателем, бессозна­тельно повторяющий его приемы и манеры, не учится самостоятельно мыслить, а «натаскивается». В дальнейшем он не сможет самостоя­тельно найти способы и приемы управления хором. Задача педагога - выявить слабые моменты в работе студента и стимулировать поиски нужного варианта.

Единственно верный путь в работе над хоровой партитурой заклю­чается в глубоком постижении стиля и характера произведения, в осо­знании общей драматургической линии, в отборе и шлифовке жестов, соответствующих музыке. Разделение исполнительского процесса на составные части является условным, так как на практике они взаимо­действуют друг с другом. Изучение и постижение хорового произведе­ния никогда не заканчивается, а продолжается в процессе воплощения реального звучания музыки.

 

 

 

 

 

 

Приложение

Советы молодым дирижерам П. Г. Чеснокова

(фрагменты из книги «Хор и управление им».

М.: Музгиз, 1961):

1. Техника помогает вдохновению, а потому выучивай сочинение с хором прежде всего технически совершенно.

2. Помни, что ты руководитель в своем деле; сознание ответствен­ности поможет тебе в преодолении многих трудностей.

3. Если хор поет плохо, вини в этом не его, а самого себя.

4. При управлении хором будь всегда хотя бы отчасти на подъеме; отсутствие подъема ослабляет исполнение.

5. На занятиях с хором будь оживленным, изобретательным, остро­умным; завоевывай авторитет у хора интересными занятиями и арти­стическим исполнением выученных сочинений.

6. Перед выходом на эстраду возьми 2-3 глубоких, медленных ды­хания; это благоприятно действует на нервную систему.

7. Цени и уважай хорового певца, если хочешь, чтобы и тебя цени­ли и уважали в хоре; взаимное уважение и доброжелательность - не­обходимые условия для художественной работы.

Помни, что хоровое искусство является одним из проявлений че­ловеческой культуры.



Информация о работе Хоровое пение