Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:23, контрольная работа
Музыкальная импровизация берет начало в глубокой древности, в устном народном творчестве. Обычно музыканты (певцы и исполнители) передавали песни и инструментальные наигрыши по слуху. Такие импровизации опирались на единожды выработанные формы музыкального мышления и устоявшийся круг интонаций, попевок, ритмов. Простейшим импровизационным методом было свободное варьирование — так народные музыканты добивались постоянного обновления и обогащения найденного музыкального образа. Импровизационное варьирование определенной мелодической модели является основной формой музицирования в культурах восточных народов.
Определение импровизации
Истоки импровизации
Свободная импровизация
Импровизация в эпоху романтизма
Импровизация в современной музыки
Вывод
Список использованной литературы
РВУЗ КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт филологии, истории и искусств
Контрольная работа
по дисциплине: «История и теория музыкального исполнительства»
На тему: «Искусство музыкальной импровизации»
Подготовил: студент группы 42М
Масяськин Иван
Ялта 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Определение импровизации
Истоки импровизации
Свободная импровизация
Импровизация в эпоху романтизма
Импровизация в современной музыки
Вывод
Список использованной литературы
Импровизация — первичный и самый древний вид творчества. Она присутствует в повседневной жизни человека, искусстве, игровом спорте, политике.
Импровизация (от латинского improvisus, — непредвиденный, внезапный, неожиданный) по-своему проявляется в каждом виде искусства. Например, в живописи это кроки — наброски рисунка с натуры, выражающие первичную мысль, первичные впечатления. В актерском мастерстве — сценическая игра, не обусловленная зафиксированным драматическим текстом и не подготовленная на репетициях. В музыкальном и литературном искусствах — сочинение непосредственно в процессе исполнения.
Характерным признаком импровизации является совпадение во времени момента создания и воспроизведения творческого замысла. Это сложно и привлекательно, и потому неслучайно во все времена в импровизации видели высшее проявление творческих способностей музыкантов, художников, танцоров, поэтов, актеров, ораторов, спортсменов.
Истоки импровизации
Музыкальная импровизация берет начало в глубокой древности, в устном народном творчестве. Обычно музыканты (певцы и исполнители) передавали песни и инструментальные наигрыши по слуху. Такие импровизации опирались на единожды выработанные формы музыкального мышления и устоявшийся круг интонаций, попевок, ритмов. Простейшим импровизационным методом было свободное варьирование — так народные музыканты добивались постоянного обновления и обогащения найденного музыкального образа. Импровизационное варьирование определенной мелодической модели является основной формой музицирования в культурах восточных народов.
Через странствующих народных музыкантов импровизация проникла и в городскую музыкальную культуру. В профессиональной европейской музыке она получает распространение в средние века, первоначально в вокальной культовой музыке. В монастырях, при исполнении канонов, прибегали к импровизациям (юбиляциям) из-за приблизительной, неполной формы записи звуков (невмы, крюки). Со временем методы импровизации становились все более определенными, регламентированными. Высокого художественного уровня искусство импровизации достигает в светских музыкальных жанрах эпохи Возрождения, когда в композиторской и в исполнительской музыкальной практике наблюдаются многообразные приемы преломления мелодий.
Свободная импровизация
С развитием инструментальной сольной музыки, особенно для клавишных инструментов, диапазон импровизации расширился от простейших мотивов до создания в виде импровизации целых музыкальных пьес. Музыкант — нередко в одном лице композитора и исполнителя — для овладения искусством импровизации должен был пройти специальную подготовку. Мастерство в так называемой свободной импровизации полифонических музыкальных форм (прелюдий, фуг, и др.) долгое время служило мерилом профессиональной квалификации. Первым прославленным мастером импровизации был органист и композитор Ф.Ландино (XV в).
В конце XVI века в музыке, как известно, утверждается гомофонно-гармонический склад. Хотя исполнитель должен был придерживаться определенных правил, допускалась и импровизация: колорирование вокальных партий и инструментальных пьес для лютни, клавира, скрипки и других музыкальных инструментов. С появлением в конце XVIII века точной нотной записи кристаллизуется и искусство интерпретации. Одновременно широко применяется в вариационных формах орнаментика, которая детализирует мелодическую линию, насыщает ее экспрессией, увеличивает плавность звуковых переходов. Стремление к регламентации при неизбежном сохранении элементов импровизации — общая тенденция исторического развития европейской музыки. Всеобщее увлечение импровизацией особенно характерно для первой половины XIX века.
Импровизация в эпоху романтизма
В эпоху романтизма она становится неотъемлемой частью исполнительского мастерства художника-романтика. Свободное фантазирование, импровизация на заданную тему, было обычно заключительным номером в концертных программах виртуозов- инструменталистов и концертирующих композиторов.
Импровизация современной музыки
К сожалению, в современной музыкальной практике импровизация не играет существенной роли. Она сохраняется лишь на первом этапе формирования музыкальных образов, реже как элемент исполнительской интерпретации. Исключение составляет джазовая музыка XX века, которой органически присуща не только сольная, но и коллективная импровизация.
Джаз, отвергая стандартную танцевальность, песенную мелодику, гомофонный склад и живописную палитру «свинга», вносил в поток свободных импровизаций нарочито угловатые, насыщенные диссонансами темы, режущее сухое звучание. Эти импровизации являлись не варьированием известного мотива, а вполне оригинальной линеарной конструкцией, опирающейся, в частности, на заданную последовательность аккордовых гроздьев, или аккордов-кластеров. Популярности джаза способствовали такие первоклассные исполнители, как, например, Элла Фицджеральд, Луи Армстронг и другие.
В 50—60-е годы появляется и большое количество отечественных джазовых оркестров. В начале XX века знакомство с мастерством исполнителя-импровизатора продолжил кинематограф. «Великого немого», говорящего жестами и мимикой, невозможно представить без музыкальных импровизационных иллюстраций. Именно они создавали особый колорит немого кино, его особое очарование.
Возникшие во второй половине XX века модные музыкальные течения, находят применение в авангардистском искусстве. Оригинальные произвольные импровизации (алеаторика) встречаются в произведениях таких композиторов-новаторов, как К.Штокхаузен, П.Булез. Нотная запись дает исполнителю лишь немногие ориентиры для свободного претворения авторского замысла.
Вывод:
История музыкального искусства знала выдающихся композиторов-импровизаторов (Шуман, Шопен, Рахманинов, Лист). О гениальном скрипаче и композиторе Н.Паганини, например, рассказывали, что лучшие его произведения — не те, что записаны, изданы и известны всем, а те, что он импровизировал по настроению и никогда больше не исполнял.
Из-за узкой специализации
в современной музыкальной
Импровизация доступна на элементарном уровне всем, а в педагогической практике она является незаменимым инструментом воспитания и обучения. Импровизация активизирует знания, творческие устремления, а сам учебный процесс делает привлекательным, ненавязчивым, жизненным.
Являясь неотъемлемым условием гармоничного развития свободной личности, импровизация обучает творчеству, помогает совершать открытия, главное из которых — открытие и познание самого себя.
Список использованной литературы:
1.Л. Мун / «Импровизация в истории искусств и в учебном процессе». 2008.