Экспериментальная работа по развитию творческого воображения старших дошкольников в театрализованной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:16, дипломная работа

Описание работы

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов.

Работа содержит 1 файл

pril.doc

— 459.00 Кб (Скачать)

      Глава I. Теоретические основы  проблемы  развития  творческого воображения старших дошкольников  в театрализованной  деятельности 

   1.1.  Развитие  творческого   воображения   как  психолого-педагогическая  проблема 

   В  психической  жизни  дошкольника   исключительно важную  роль  играет  воображение. Воображение в дошкольном  возрасте  проявляется настолько ярко  и интенсивно, что многие  психологи рассматривали его как изначально  заданную  детскую способность, которая с годами  теряет  свою  силу. Вместе  с  тем  проблема  развития  воображения  хотя  и  привлекает  к  себе  неослабевающий  интерес  психологов, но  до  сих  пор  является  одной  из  наименее  разработанных  и  спорных  проблем  психологии. В  общих  чертах  воображение  можно  определить  как  способность  к  перекомбинированию  образов. Сущность  воображения  заключается  в  том, что  оно  «схватывает»  целое  раньше  частей, на  основе  отдельного  намека  строит  целостный  образ. Отличительной  особенностью  воображения  является  своеобразный  «отлет  от  действительности», создание  нового  образа, а  не  простое  воспроизведение  известных  представлений, что  характерно  для  памяти  или  внутреннего  плана  действий [48, с.260]. Возможность  построения  нового, воображаемого  мира  ребенком  разные  психологи  объясняли  по-разному.

   Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение  как первоначальный и высший познающий  и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально –  «разум воображения», диалексическая логика воображения – и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество.

       В психологии воображение трактуется  как своеобразный тип синтеза  чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач [40].

   Создатель  психоанализа  З. Фрейд  рассматривал  воображение  как  первичную, изначальную  форму  детского  сознания. Принцип  удовольствия, который  господствует  в раннем  детстве, находит свое  отражение в фантазиях и грезах  ребенка. Согласно  Фрейду  сознание  ребенка до  определенного возраста  свободно  от  реальности  и только  обслуживает его желания чувственные тенденции [69, с.281].

   Примерно  ту  же  позицию  продолжает  и  развивает  Пиаже. Исходной  точкой  развития  ребенка, по  Пиаже, является  мышление, не  направленное  на  действительность, т.е. миражное  мышление  или  воображение. Детский  эгоцентризм  есть  переходная  ступень  от  воображения  к  реалистическому  мышлению. Чем  младше  ребенок, тем  более  его  мысль  направлена  на  воображаемое  удовлетворение  его  желаний. Лишь  в  более  позднем  возрасте  ребенок  начинает  учитывать  реальность  и приспосабливаться  к  ней [69, с.282].

   Итак, согласно  этой  позиции  воображение  отличается  от  реалистического  мышления  тем, что  оно:

  1. подсознательно (ребенок  не  осознает  своих  целей  и  мотивов);
  2. направлено  на  собственное  удовольствие, а  не  реальную  деятельность  в  окружающей  действительности;
  3. является  образным, символическим  мышлением, оно  не  может  быть  выражено  в  словах  и  сообщено  другим  людям.

     Однако  трудно  представить, а   тем  более  доказать, что   миражное  построение, мечта  является  более  первичной  формой, чем мышление, направленное  на  реальность. Наблюдения  показывают, что  у  ребенка  в  самом  раннем  возрасте  мы  имеем  дело  не  с  галлюцинаторным  получением  удовольствия, а  с  реальным  удовлетворением  его  потребностей. Как  известно, ни  один  ребенок  не  испытывает  галлюцинаторное  удовольствие  от  воображаемой  пищи. Удовольствие  ребенка  неразрывно  связаны  с  реальной  действительностью. Путь  к  удовольствию  в  раннем  детстве  лежит  через  реальность, а  не  через уход  от  нее [75, с.171].

   Недоказанной  также  остается  «невербальность»  детской  фантазии. На  самом  деле, как  подчеркивал  Л.С. Выготский, мощный  шаг  в  развитии  воображения  совершается  в  связи  с  усвоением  речи. Наблюдения  показывают, что  задержки  в  речевом  развитии всегда  ведут  к  недоразвитию  воображения  ребенка. Речь  освобождает  ребенка  от  непосредственных  впечатлений, способствует  формированию  и  фиксации  представлений  о  предмете; именно  речь  дает  ребенку  возможность  представить  себе  тот  или  иной  предмет, которого  он  не  видел, мыслить  о  нем  и  мысленно  преобразовывать  его. Ребенок  может  выражать  словами  то, что  не  совпадает  с  его реальным  восприятием; именно  это  дает  ему  возможность  чрезвычайно  свободно  обращаться  в  сфере  впечатлений, создаваемых  и  выражаемых  словами [75, с.176]. Таким  образом, главным  средством  воображения, как  и  мышления, является  речь. Воображение  становится  возможным  благодаря  речи  и  развивается  вместе с  ней. Следовательно, оно  является  не  первичной  функцией, изначально  присущей  ребенку, а  результатом  его  психического  и  главным  образом  речевого  развития.

   Достаточно  сложен  вопрос  о  богатстве  детского  воображения. Существует  мнение, что  воображение  ребенка  гораздо  богаче  воображения  взрослого  человека. Действительно, дети  фантазируют  по  самым  различным  поводам: они  сочиняют  истории, выдумывают  фантастические  сюжеты, приписывают  камням  или  деревьям  человеческие  переживания  и  отношения, разговаривают  с  вещами  и пр. Однако  эти  элементы, входящие  в  детские  фантазии, так  или  иначе  заимствованы  ими  из  опыта: из  сказок, рассказанных  взрослыми, из  случайно  услышанных  слов  или  увиденных  фильмов, из  тог, с  чем  они  встречались  в  своей  реальной  жизни. Новое  объединение  и  перекомбинация  знакомых  образов, перенос  свойств  и  событий  с  одних  персонажей  на  другие  создают  фантастическую  картину, совершенно  не  похожую  на  реальность.

   Но  все  эти  фантастические  комбинации  построены  на  основе  реального  опыта  детей, на  том, что  они  уже  знают [69, с.283]. А  так  как  знают  они  мало  и  их  жизненный  опыт  гораздо  беднее, чем  у  взрослых, то  материала  для  воображения  у  них  меньше. Ребенок  может  вообразить  себе  меньше, чем  взрослый. Его  фантазии  ограничены  его  бедными  представлениями  о  жизни  и  примитивным  жизненным  опытом. Значит, воображение  ребенка  никак  не  богаче, а  во  многом  даже  беднее, чем  у  взрослого.

   И  все-таки  воображение  играет  в  жизни  ребенка  значительно  большую  роль, чем  в  жизни  взрослого. Оно  проявляется  гораздо  чаще  и  допускает  значительно  более  легкий  «отлет»  от  действительности [48, с.260]. И главное – дети  верят в то, что придумывают. Воображаемый  и реальный  миры  не  отделены  у них столь четкой  границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются  воображаемыми событиями, для них совершенно  реальны и значительно  сильнее, чем у взрослых. Дети  3-5  лет могут оплакивать  судьбу  серенького  козлика или колобка, угрожать  злому волшебнику  и пытаться  побить  его во  время спектакля, придумывать пути  спасения  зайчика от  хитрой  лисы  и пр. То, что происходит  в  воображаемом  пространстве (в  сказке, не  словах, на  сцене), вызывает  у  него  самые  сильные  эмоции, воображаемый  персонаж  может  стать  для  него  реальной  угрозой  или  спасением. Известно, что  взрослые  из  воспитательных  соображений  вводят  в  жизнь  и  сознание  ребенка  разных  придуманных  персонажей: Бабу  Ягу  или  Змея  Горыныча, которые  забирают  непослушных  детей, или  добрых  фей,  которые  приносят  замечательные  подарки  и  творят  разные  волшебства. Эти  персонажи  становятся  для  ребенка  живыми  и  совершенно  реальными. Дети  всерьез  боятся  выдуманную  Бабу  Ягу  и  ждут (а  иногда  и  видят)  добрую  фею. Жестокие  шутки  старших  детей  на  улице: «Баба  Яга  летит!» – вызывают  слезы  и  паническое  бегство  дошкольника. Даже  дома, в  интимной  и  безопасной  обстановке, может  возникнуть  страз  воображаемых  событий. Многочисленные  детские  страхи, которые  нередко  встречаются  в  этом  возрасте, объясняются  как  раз  силой  и  живостью  детского  воображения.

   Повышенная  эмоциональность – важная  отличительная  черта  воображения  дошкольника [69, с.284]. Придуманные  персонажи  приобретают  для  ребенка  личную  значимость  и  начинают  жить  в  его  сознании  как  совершенно  реальные.

   Одной  из  наименее  разработанных  проблем  психологии  воображения  ребенка  является  проблема  психических  механизмов  творческого  воображения  дошкольников. Именно  этой  проблеме  были  посвящены  работы  О.М. Дъяченко, в  которых  выяснились  особенности  воображения  детей  разного  возраста  на  материале  решения  воображаемых  задач [19].

   Воображение  ребенка  с  самого  начала  его  формирования  имеет  две  основные  функции – познавательную  и  аффективную[76, с.302]. Основная  задача  познавательного  воображения – это воссоздание объективной реальности, достраивание  целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети  могут творчески овладеть  схемами и смыслами  человеческих  действий, строить целостный образ  какого-либо  события  или  явления.

   Аффективная  функция  воображения  направлена  на  утверждение  и  защиту  своего  Я. Такая  защита  может  осуществляться  двумя  путями. Во-первых, через  многократное  воспроизведение (или  проигрывание) травмирующих  воздействий  или  ситуаций  ребенок  как  бы  отстраняется  от  них, начинает  видеть  их  стороны. Во-вторых, дети  создают  воображаемые  ситуации, в  которых  они  могут  утвердить  себя – чувствуют  себя  сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные  детские  фантазии  о  собственных  победах  и  невероятных  успехах, как  и  их  варианты  спасения  Иванушки, Кая  и  других, как  раз  и  выполняют  эту  функцию.

   Классификация  видов  воображения, предложенная  Л.М. Веккера, соответствует  по  своей структуре основным  уровням представленности  познавательных  процессов:

  • сенсорно-перцептивное  воображение;
  • словесно-логическое, выступающее  как  элемент  мышления;
  • эмоциональное.

   Воображение характеризуется как  «сквозной» психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления.

   Хотя  воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего  познания, но и для его преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности[48, с.260].

   Различают пассивное и активное  воображение. Пассивным называют воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели. Так бывает, например, сновидения, состояния полусна, или бреда. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический характер. Содержание этих характеров в значительной мере определяется не психологическими, а физиологическими причинами  - тем, в каком находятся разные участки мозга. Иногда содержание сновидений проявляются скрытые желания или опасения человека, не осознаваемые им во время бодрствования, влияние со стороны внутренних органов. В какой-то мере отражается в образов сновидений и внешние воздействия, но часто эти отражения принимает причудливые формы.

      Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на  два  вида:

  1. воображение  воссоздающее;
  2. воображение  творческое [76, с.303].

   Задачи  воссоздающего воображения состоят  в воссоздании, восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению  или словесному описанию. Когда мы слушаем рассказ, читаем книги или  художественную  литературу, смотрим  картины, мы  представляем  себе, то, что описывается и показывается. Одно дело - понять содержание, уловить главную  мысль  рассказа, проследить   последовательность   событий в рассказе (эта - задачи мышления); совсем  другое  представить  в  виде  живых образов, как лежит в кроватки младенец, и тянет ручки к игрушке, как выглядят героя романа, как бы очутиться самим на лугу, описанном Тургеневым. Мышление, понятие - необходимая предпосылка воображения. Не поняв текста описания, нельзя себе представить все это. Но, в свою очередь, воображение расширяет понимание, придает ему живость и конкретность.

      Может  показаться странным, что  воображение требуется и при  рассмотрении  картины: там   ведь  все  передано  наглядно. Тем  не  менее, если  не  «вжиться»  в картину, не представить себе изображений на ней «кусок жизни»  мы  только  скользнем по ней глазами, ничего не почувствовав.

      Сложность задач, возникающих   перед  воображением, зависит   от  характера сведений  о   тех  предметах, явлениях, которые   мы  пытаемся  себе представить - от  того, насколько  эти  сведения  полны, подробны  и  точны, и в  какой  форме  они  выражены.

Информация о работе Экспериментальная работа по развитию творческого воображения старших дошкольников в театрализованной деятельности