Как рассказывает музыка. Средства музыкальной выразительности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:23, контрольная работа

Описание работы

Музыка – одно из самых сильных и ярких средств воспитания ребёнка. Хорошо пишет об огромном значении музыки известный композитор Д. Шостакович: «Музыка вызывает к жизни слабые и ещё неосознанные слушателями мысли и чувства и очищает их от мелкого и случайного. Она поднимает человека, укрепляет его достоинство, веру в свои внутренние силы, в свое большое призвание».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
I. Как рассказывает музыка (средства музыкальной выразительности)…….. 4
II. Анализ музыкального произведения……………………………………….. 20
III. Конспект музыкального занятия……………………………………………. 22
Заключение……………………………………………………………………….. 32
Литература……………………………………………………………………….. 33

Работа содержит 1 файл

контрольная по музыке - копия.doc

— 81.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический

институт им. П.П. Ершова»

 

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как рассказывает музыка

Средства музыкальной выразительности

Контрольная работа  по теории и методике музыкального воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса (3,6)

заочного отделения ПиМ ДО

Колегова Ольга Ивановна

 

Проверила:

Лынник Светлана Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

Ишим 2011

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………   3

I.   Как рассказывает музыка (средства музыкальной выразительности)……..    4

II.  Анализ музыкального произведения………………………………………..    20

III. Конспект музыкального занятия…………………………………………….    22

Заключение………………………………………………………………………..    32

Литература………………………………………………………………………..     33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Музыка – одно из самых  сильных и ярких средств воспитания ребёнка. Хорошо пишет об огромном значении музыки известный композитор                       Д. Шостакович: «Музыка вызывает к жизни слабые и ещё неосознанные слушателями  мысли и чувства и очищает их от мелкого и случайного. Она поднимает человека, укрепляет его достоинство, веру в свои внутренние силы, в свое большое призвание».

           Такое воздействие музыки сохраняет свою силу и по отношению к дошкольникам. И у них музыка вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию, хотя, конечно, эти переживания очень слабы и неосознанны. И все же на многие годы сохраняются у детей воспоминания о ранних музыкальных впечатлениях.

             «Музыка, как и всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к своей Родине, любовь к жизни, к человеку, к природе, интерес и чувства дружбы и взаимного уважения к народам других стран» (Д.Б. Кабалевский). Различные виды искусства имеют свои средства воплощения. В литературе – это слова, в живописи – краски, в музыке – звуки. Музыка владеет самым выразительным языком, передает тончайшие оттенки чувств, переживаний человека. Музыкальный образ трудно поддаётся предметному описанию, но глубина его воздействия велика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.   Как рассказывает музыка (средства музыкальной выразительности)

 

Детям очень маленьким

Трудно жить без чуда

Пусть – же в каждой музыке

Чудо будет всюду:

В теплом солнца  лучике

В лужице и в капельке

Он умеет чувствовать

Хоть пока и маленький

Умный и смышленый

Добрый человечек

Все Мы, воспитатели

За него в ответе!!!

Основная задача воспитания в детском саду - всестороннее и гармоническое развитие личности ребёнка. Эту задачу выполняет музыка « Надо помочь ребёнку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…» (Н.К. Крупская). Через музыку учить детей быть милосердными, любить и беречь красоту природы; способствовать тому, чтобы дети были любознательны, умели вести себя в природе, учились слушать музыку дождя, ветра, пения птиц, жужжания пчел, стрекоз.

Приобщение к музыке вводит ребёнка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребёнком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо, прежде всего, воспитать у ребёнка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость – два важнейших компонента музыкальности.

Вне их невозможно приобщить ребёнка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

Главнейший показатель музыкальности – эмоциональная отзывчивость на музыку.

Как научить ребёнка, понимать, о чём рассказывает музыка? В старшей и подготовительной группах очень часто практикуется диск – Лес (шедевры классической музыки в неповторимом сочетании с чудесными  звуками живой природы) – пение птиц, завывание ветра или просто одинокая кукушка все это является средством музыкальной выразительности.

Дети  слушают такие произведения как « Подснежник»  П.И. Чайковского 3:20 (мысленно представляют все, что  они услышали), «Сурок» Бетховена  4:41 (определяют характер произведения, пытаются представить образ Сурка, слушая одну лишь музыку),  Вальс из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского – окунает их  совершенно в другое время и учит детей фантазировать.

При этом мы сами должны испытывать восторг, тогда результат не за горами. Слушать музыку нужно с перерывами и  вообще делать все это виде игры – и в режиме постоянного  диалога с детьми, особенно в  перерывах между музыкальными отрывками. Каждый отрывок нужно как- то очень просто обрисовать словами, пояснения должны быть минимальными- и, самое большое, могут быть похожи на сказку – картинку.

Музыка является весьма действенным средством воспитания дошкольника. Она способствует углублению имеющих  и получаемых ребёнком представлений, способствует его всестороннему развитию. Ребёнок, с интересом относящийся к музыке, с удовольствием воспринимает все указания, целенаправленно стремится к достижению того или иного результата.

Средствами музыкальной выразительности непосредственно являются: темп, Динамика, приёмы исполнения, мелодия, ритм и т.д.

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. Основными выразительными средствами живописи, например, являются рисунок, краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, слагая стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово - это важнейшее выразительное средство его искусства, искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров и т.д.

Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства. Мелодия — важнейший элемент музыкальной речи и средство музыкальной выразительности: она складывается в связной последовательности звуков различной высоты, длительности, метрической значимости, силы и тембра.

  В одноголосном произведении (например, в народной песне) мелодия вбирает в себя все его музыкальное содержание. В многоголосном — она остается важнейшим элементом и подчиняет себе все остальные средства музыкальной выразительности. Она является основой всякого произведения. Как вы знаете, мелодия может быть разной - плавной и скачкообразной, отрывистой. Это зависит от другого выразительного средства музыки - ритма.

Музыкальным ритмом называется (в узком значении) организованная последовательность звуковых длин (длительностей). Ритм скрепляет воедино разнообразные звуки и аккорды и создает из них группы, которые имеют содержательность и характерность. Из таких групп создаются законченные мысли - темы, а из тем и их развития - целые произведения. Понятие "ритм" может быть шире - как соотношение длительностей больших и малых обособленных частей форм. В строении музыкальной формы важной является пропорциональность, то есть соотношение основных частей формы по своей длине.

Это чередование коротких и длинных звуков. Ритм является сильнейшим выразительным средством. Он в очень значительной степени влияет   на  тот   или   иной   характер   музыки.   Плавный   ритм   придает произведению плавность, мягкость. Прерывистый ритм, основанный на чередовании коротких звуков с еще более короткими, создает ощущение тревоги, взволнованности. Неторопливо-однообразный ритм связывается в нашем воображении со спокойным, размеренным движением и т. д.

Еще одно средство музыкальной выразительности - лад. Слово лад мы часто употребляем в обыденной жизни; говорят: «Как хорошо они ладят между собой» или «Нет, они живут не в ладу». Ладить, значит находиться в согласии. Ладить и, наоборот, не ладить между собой могут не только люди, но и звуки.

Итак, в музыке существуют два основных лада:  мажор, минор.

Если спеть подряд мажорную и минорную гаммы, то мы увидим, что мажорная гамма светлая, ясная, минорная же словно затенена легкой дымкой печали. На латинском языке мажорная гамма обозначается словом durus, что означает твердый, минорный - mollis -мягкий.

Следующий элемент музыкальной речи - регистр, т. е. местоположение звуков. - Низкий, средний, высокий.

Еще одно выразительное средство - темп.

- Это скорость исполнения. Быстрый, медленный, умеренный.

Темп – это скорость, с которой следует исполнять музыкальное произведение. Тем является одним из средств выразительности в музыке. Одно и то же произведение можно исполнить в различном темпе, и оно будет звучать по-разному. Например, известный гитарист Виктор Зинчук был занесен в книгу рекордов Гиннеса как человек, который исполнил произведение Римского-Корсакова «Полет шмеля» за 23 секунды. Представьте себе темп его исполнения.

Темпы делят на три категории: медленные, умеренные и быстрые. В начале музыкального произведения или его части над нотным станом обычно указывается, в каком темпе следует исполнять музыкальное произведение. Для этого существуют музыкальные термины.

Медленные темпы обозначаются пометками

Largo — широко;

Lento — протяжно;

Adagio — медленно;

Grave — тяжело.

Для обозначения умеренных темпов существуют пометки:

Andante — спокойно, не спеша;

Andantino — подвижнее;

Moderate — умеренно;

Sostenuto — сдержанно;

Allegretto — оживленно;

Allegro moderate — умеренно скоро.

Быстрые темпы обозначают следующим образом:

Allegro — скоро;

Vivo — живо;

Vivace — живее;

Presto — быстро;

Prestissimo — очень быстро.

Не меньшее значение имеет тембр. Тембр - окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру, мы можем различить голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.

Динамика - сила звучания. Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо).

Музыкальные средства выразительности - это те средства выразительности, благодаря которым исполнитель может передавать свои чувства и образы через звук, через игру на инструменте.

Если у исполнителя недостаточно знаний, умений и навыков музыкальных средств выразительности, то, как бы он ни старался сыграть произведение выразительно, у него ничего не получится - все будет звучать не так, как он чувствует, не так, как хочет и может сыграть. Его исполнение не будет отражать его чувства, образы и переживания.

По аналогии приведу пример с речью: если человек хочет что-то сказать - выразить свои чувства - он знает что нужно говорить и как это надо произносить. В этом случае его мысли и чувства дойдут до слушателей и его все поймут.

II.  Анализ  музыкального произведения А. Хачатуряна «Танец с саблями»

1.              Произведение А. Хачатуряна «Танец с саблями» и балета «Гаяне» является программным. 

2.              Характер произведения энергичный, темпераментный, быстрый, выразительный, чувственный, зажигательный, с ярко выраженным восточным колоритом. Ритм – изменчивый и непредсказуемый.

3.              Произведение начинается внезапно и развивается стремительно, быстро.  В произведении присутствует три музыкальных образа. У танца чёткий ритмический рисунок, стремительный темп и яркая оркестровка.

4.              В основе лежат ритмы и интонации народной грузинской музыки.

5.              Балет повествует о колхозниках и бойцах Советской Армии, которые своим счастьем считают счастье всего народа СССР. Гаяне также борется с несправедливостью и злом. Она разоблачает поджигателей складов, на которых хранится колхозный хлопок. Среди преступников оказывается и муж Гаяне. Сама Гаяне чуть не погибает. Но заканчивается всё радостно. Гаяне счастлива и обретает новую семью, а концовка балета отображает народный праздник. В “Гаяне” множество мелодичных тем. Самым популярным отрывком из балета “Гаяне” является “Танец с саблями”, который можно увидеть в четвёртом действии.

6.              «Танец с саблями» написан в жанре сюита, и является одночастной формой. Танец звучит в четвёртом действии балета “Гаяне”.

7.              Данное произведение относится к сфере – танец.

8.              Мелодия развивается стремительно, динамично. В середине произведения мелодия изменяет свой окрас на более мелодичный и напевный – образ Гаяне. Темп произведения быстрый.

9.              Музыкальный лад тревожный, напряженный, возбуждённый.

10.              Динамика громкая (форте) на протяжении почти всего произведения, только последний музыкальный фрагмент динамика с громкой, меняется на умеренно тихую (меццо пиано).

Информация о работе Как рассказывает музыка. Средства музыкальной выразительности