Классическая Музыка в Жизни Человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:52, реферат

Описание работы

Музыка. Слово привычное настолько, что редко кто из нас задумывается, что же оно означает. Музыка сопровождает нас практически на каждом шагу, служит фоном нашей повседневной деятельности. Мы настолько к ней привыкли, что часто даже не замечаем что именно звучит вокруг нас, привыкли не воспринимать её всерьёз.

Содержание

Пункт I: Музыка – Величайшее изобретение человечества
Пункт II: Истоки музыки
Пункт III: Влияние звуковых волн определённой частоты на человека как на биологический объект.
Пункт IV: Палитра классической музыки.
Пункт V: Возвращение классической музыки.

Работа содержит 1 файл

Влияние классической музыки на жизни человека.doc

— 364.00 Кб (Скачать)

                      Классическая Музыка в Жизни Человека.

Содержание:

Пункт I: Музыка – Величайшее изобретение человечества

Пункт II: Истоки музыки

Пункт III: Влияние звуковых волн определённой частоты на человека как на биологический объект.

Пункт IV: Палитра классической музыки.

Пункт V: Возвращение классической музыки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.

 Музыка. Слово  привычное настолько, что редко  кто из нас задумывается, что  же оно означает. Музыка сопровождает  нас практически на каждом  шагу, служит фоном нашей повседневной деятельности. Мы настолько к ней привыкли, что часто даже не замечаем что именно звучит вокруг нас, привыкли не воспринимать её всерьёз.

Вероятно потому, что музыка является тем видом  творчества которое сопровождало человечество на всех ступенях его развития, зародившимся в древние времена, претерпевшим огромные перемены средств и видов, и по праву считающимся одним из наиболее любимым и значимым для человека.

Так что же такое  музыка? Можно дать этому явлению  по научному краткое и лаконичное объяснение. музыка - искусство, использующее в качестве выразительных средств сочетания ритмически-организованных звуков; произведение этого искусства, совокупность таких произведений; исполнение, звучание произведений этого искусства.

(от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая (древнейшая из сохранившихся ныне - музыка буддистского ритуала). С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную (см. Музыкальные инструменты) и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: на роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др. Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры (см. Музыкальная форма).

Казалось бы всё просто и понятно. Но как возможно объяснить волшебство которое сопровождает рождение  Музыки? И так ли уж необходимо это объяснять? Возможно просто нужно научиться слушать и слышать гармонию звуков. Научиться испытывать благодарность к тем кто оставил нам в наследство изумительно красивые музыкальные произведения, пожалуй лучшее, что человечество смогло создать за всю историю своего существования.

II.

Музыка ведёт  своё начало из тех времён когда  человечество стояло на низших ступенях общественного развития. Изначально выполняя преимущественно практические функции: ритуальные, ритмические (при единой трудовой деятельности). Музыка создавала звуки особого свойства, которых нет в природе. Первым музыкальным инструментом был голос. Основой музыки является ритм и гармония, в своём соединении дающая мелодию. «Лингвистическая» теория происхождения музыки рассматривает интонационные основания музыки, связь ее с речью. Человеку необходима была подача звуковых сигналов, что привело его к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы. Большую роль в осмыслении музыкальных явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент. Пожалуй в истории существования музыки можно выделить три главных этапа.

Первым этапом, безусловно является фольклор. Чаще всего  здесь не ведётся подразделение  на исполнителя и слушавшего все  совмещают эти роли и являются участниками некоего общего действия, ритуала. Чаще всего фольклор отождествляется с такими понятиями как «Народный, Примитивный» и неразрывно связан с бытом человека, охотой, праздниками, играми. Пение и звучание в нём как правило параллельны, а в первобытных племенах неотделимы от движения.

Вторым этапом, пожалуй можно назвать музыку скорее относящуюся к устно музыкальной литературе. На этом этапе исполнители занимались не просто распевании ем безымянных народных стихов, а прибегали к поэзии сочиняя стихи специально для конкретной музыки. На этом этапе, на первый план выдвигается именно качественная составляющая музыки, искусство и техника её написания. Ярким примером этого типа музыки служит музыка древней Греции, Исламская музыка(средневековая музыка арабов и персов). На этой стадии формируются первоучения о музыки пишутся музыкальные трактаты.

 И наконец,  третий этап, тот который характерен  и для современного восприятия. На этом этапе устное общение  исключается и заменяется письменной  формой, появляется чёткое разделение  на три составляющее: композитор, исполнитель и слушающий. Этому разделению, музыка в основном обязана Европе. Именно хдесь первыми подчёркивают необходимость играть музыку не прибегая к помощи её автора. Если раньше каждый композитор записывал созданную им мелодию на языке, понятном для себя, и, соответственно, никто не мог её исполнить без его консультаций, то сейчас же началось формирование универсальной формы записи, понятной как для записи, так и для чтения абсолютно всем.

Тут же происходит отделение исполнительного искусства  и становление его как отдельной сферы, причём крайне важной в реализации музыки. Появляется отдельная категория исполнителей, которые совсем не обязаны являться композиторами, а должны просто у уметь воспроизводить музыку, написанную другими, по нотной записи. Но тут же возникает ярко выраженная потребность в индивидуальных трактовке музыки, варьировании и аранжировке музыкального произведения, записанного нотным языком. Тут начинают обращать внимание на наличие у музыкантов собственного стиля, манеры игры и в целом представления о том, как должна звучать та или иная композиция. Это сделало музыку более разнообразной и «слушательной», началась оценка музыкантов, разделение их по личному восприятию – нравится или не нравится, манера этого исполнителя мне больше по душе и т.д. 

III.

Влияние музыки было доказано уже давно и конечно  же нужны были хорошие специалисты, чтобы профессионально изучить  эту область и осветить необходимые  вопросы. Среди таких есть несколько  музыкотерапевтов , которые разработали  специальные музыкальные композиции, вели наблюдения за различными реакциями заболеваний в теле человека и добились определенных достижений в области музыкальной терапии, которыми мы можем и должны пользоваться. 

Целебная музыка Тома Кениона  

Избавление от депрессии  с помощью музыки

     Наши  депрессии и стрессы возникают  вследствие накопления отрицательных  эмоций и чувств, с которыми мы не можем справиться, они блуждают в  нашем сознании и не видят выхода для себя. В конце концов, наш  организм не выдерживает и сдается  накопившемся проблемам и это выглядит так, словно груды мусора в неубранном доме, который никогда не убрать до идеальной чистоты. Но так только кажется, нужно просто расслабить свой организм и сконцентрировать свои силы в правильном направлении и тогда все будет получаться. Специальная музыка для этого хороший помощник. А если релакс музыку слушать периодически, то никаких стрессов и в помине не будет.

     В настоящий  момент активно развиваются новые  отрасли в медицине на стыке психологии и психиатрии, одно из таких направлений лечение по средствам искусства как метод психотерапии. Имеются некоторые теоретические и практические наработки в этом вопросе.

     В рамках эстетической теории искусства было практически невозможно обосновать влияние искусства на психику  человека. Понятие "эстетического" в этом плане не раскрывало сущность искусства.

     Искусство - это мир эмоциональных образов, сознательно созданных человеком  посредством формы и определенного  материала; мир, призванный вносить  в жизнь человека красоту, знания, наслаждение, творчество, игру воображения, духовность. Искусство гуманизирует человека, формирует полноценную, целостную личность; более того, искусство способно корректировать психологические патологии.

     Связь искусства и медицины ненова. Еще  в древних магических обрядах, шаманских ритуалах при лечении нельзя было обойтись без ритмического танца, музыки, театрального действа. Так возник один из методов психотерапии - "арттерапия". Проблема данного метода - это отсутствие методологической философской базы. Кроме того, в рамках психотерапии не сложилось четкого разделения в приемах воздействия искусства на пациента. Так, нет обобщающего названия терапевтической технологии воздействия искусством, термин "арттерапия" применяется в основном к лечении посредством живописи, музтерапия (музыкотерапия) - лечение музыкой, библиотерапия - лечение чтением, театротерапия - основана на терапевтической воздействии театра. Следовало бы назвать весь спектр психотерапевтических приемов АРТТЕРАПИЯ (общее название), а конкретные технологии исходя из вида искусства. Например, изотерапия - лечение живописью, музотерапия - музыкой, библиотерапия - чтением и т.д.

     Предмет арттерапии - это психика человека, т.е. его эмоциональный мир. Здесь наиболее ярко видна эмоционально-образная природа искусства. Искусства способно очищать чувственный мир, корректировать его направленность. Арттерапия - это и созерцание произведения искусства, и непосредственное художественное творчество как выражение, сублимация нереализованных желаний, своего рода очищение искусством (катарсис).

     Русский физиолог И.Р. Тарханов в статье "О влиянии музыки на человеческий организм" исследует действие музыки на ритм дыхания и сердцебиения. Его опыты показали, что радостная музыка ускоряет выделение пищеварительных соков и улучшает аппетит, а также увеличивает работоспособность мышц и может на время снять мышечную усталость. При этом минорные аккорды расслабляют, а мажорные усиливают работу мышц. Наиболее возбуждающей звуковой силой обладает звуковой интервал большая секста.

     Музыку лекарством считал великий русский врач М.Я. Мудров. Он писал: "Сим искусством сообщается больному та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания и которая самые болезни, например, нервные, иногда покоряет воле больного". О положительном влияние музыки на здоровье говорит и В. Бехтерев.

     Музыкальная терапия успешно сочетается со многими  лечебно-профилактическими средствами. Например, гипносон - отдых под музыку. Групповая музотерапия в активной форме включает в себя также терапию  прием (вокалотерапия, хоровое пение).

     Музтерапия  эмоционально активизирует межличностные  отношения, регулирует психовегетативные  процессы, повышает доступность для  сознательного переживания психо- и социодинамических процессов, создает условия для социальной активности пациентов. Особенно важно это при лечении детского аутизма, положительные результаты здесь очевидны. Д. Отт подчеркивал большое значение музыки как действенного средства отвлечения больного от навязчивых состояний. Б. Карвасарский предлагает конкретную программу занятий по психотерапии:

     Бах. Соната соль минор, ч.1; Шопен. Соната № 3., Рахманинов.1-й концерт, ч.1.

     Шопен. Ноктюрн ми бемоль мажор, соч.9, № 2; Шуберт. Симфония до мажор, ч.2; Чайковский. Времена года, февраль.

     Лист. Ноктюрн № 3; Моцарт.25-я симфония, ч.2; Шопен. Вальс № 2.

     Существуют  и рекомендации для конкретных психических  расстройств. Так, дефензивным шизоидам предлагается музыка Генделя, Баха, Глюка, Гайдна, Бетховена, Паганини, Листа, Грига, Шопена, Вагнера, Чайковского, Верди, Рахманинова, Шостаковича, Щедрина.

Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит  от эмоционального центра человеческого  организма. Он подчёркивает: “Хаос  не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует  эмоциональную сферу человека. 

  

"Музыка, ее первый  звук, родилась одновременно с  творением мира", – так утверждали  древние мудрецы. Все древнейшие  учения земных цивилизаций содержат  в себе подобные утверждения  и опыт воздействия музыки  на животных, растения и человека. 

Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом  науки в Италии. Получив сокровенные  знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект. 

Информация о работе Классическая Музыка в Жизни Человека