Классификация голосов. Основные принципы определения голоса. Регистровое строение голоса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:58, доклад

Описание работы

Основная классификация голосов С.А.Т.Б. сложилась в хоровом искусстве в 14 веке. В процессе развития многоголосия до этого были: Дискант – (discantus) – расчлененное пение. Тенор – (tenore) – держать главную мелодию cantus firmus. Позднее к этим двум присоединились – контуртенор, который по мере надобности пел то выше, то ниже основного тенора.

Работа содержит 1 файл

Классификация голосов.docx

— 18.77 Кб (Скачать)

Классификация голосов. Основные принципы определения голоса. Регистровое строение голоса.

Основная классификация  голосов С.А.Т.Б. сложилась в хоровом  искусстве в 14 веке. В процессе развития многоголосия до этого были: Дискант  – (discantus) – расчлененное пение. Тенор – (tenore) – держать главную мелодию cantus firmus. Позднее к этим двум присоединились – контуртенор, который по мере надобности пел то выше, то ниже основного тенора.

                        Altus - высокий

Тенор     контртенор

                     Basso –низкий

Позднее разделился:                

                   Дискант                сопрано (sopra - над)

                                                                       Меццосопрано (менее высокий)

Последним в самостоятельный  тип голоса выделился баритон.

Низкий тенор –  лирический баритон. Высокий бас  – драматический баритон. Хоровые  голоса:  С1; С2; А1; А2; Т1; Т2; Б1; Б2; октависты.

Сольные голоса: сопрано, меццо сопрано, контральто, тенор, баритон, бас. Эти обозначения не в полной  мере определили характер голоса, поэтому потребовалась дополнительная дифференциация. Более легкие голоса получили названия лирические, более тяжелые драматические. На лирические и драматические разделяются сопрано, меццо сопрано, тенор, баритон. Басы разделяются на: высокие – кантанте, низкие – профундо. Кроме того, стали выделятся характерные голоса – характерный тенор, бас – буфф (комический)                                                                                                   Сейчас принято разделять:  Сопрано – колоратурное, лирические, драматические, лирико – коллоротурное, лирико – драматические. Меццосопрано  - лирические, драматические. Контральто. Тенор – альтино, лирические, драматические, лирико-драматические, характерные.        Баритоны – лирические, драматические. Бас – высокие, низкие, октависты шли по другой классификации: высокие, центральные, профундо.  

Колоратурное  сопрано – самый легкий и подвижный голос, имеет наиболее широкий диапазон от «до» первой окт. до «фа, соль» 3окт. Верхний регистр сильный, блестящий; средний и нижний довольно слабые. В партии коллотурного сопрано обычно много виртуоз. пассажей. П Антониди из оперы «Иван Сусанин» Глинки, Мюзетты из оп. «Богемы» Пуччини. В хоре к.с. не используется , т.к. голос не очень богат красками и выделяется из ансамбля. Однако лирико-кол. сопрано при большом диапазоне и техн. Подвижности, обладают мягкостью, напевностью, способностью сливаться с другими сопр.  Лир.-кол. сопрано очень желательны в партиях сопр. В хоре, они придают звонкость и яркость тембру. А. Нежданова, Казанцева, Дуденко, Тулегенова, Кори.  Лирическое сопрано – диапазон до пер. окт. до 3ок. Мягкий теплый звук, ровность и напевность в звучании. Нижний регистр звучит довольно слабо, беден тембральными красками, средний – выразительный, светлый, верхний яркий.(си, до 2 ок.) Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского. Миглау, Ткаченко, Джаманова, Жубатурова.

Драматическое сопрано – обладает большой силой, благодаря хорошо развитому грудному регистру, может исполнять низкие звуки меццо-спрано. В тех. отношении тяжелее лирич. сопр.  Драм. Сопр. Обычно помещают в партии с.к. (п. «Аиды» из оп. «Аида» Верди, Лизы из оп. «Пиковая дама» Чайковского. ( Биешу)

Диапазон партии сопрано сив мал. Окт. сив 3. Зона примерных  звуков си1ок, до2окт. Переходного ми,фа, 1окт; ми   фа 2ок. В нижнем регистре партия сопрано имеет приглушенный, рыхлый звук, поэтому естественно петь р, а в верхнем регистре +. В среднем имеются большие возможности развивать звучность от рр до +. Темп и сопровождение оказывают решающее влияние на общую звучность. Лирические меццо – сопрано выделяются красивым тембром грудного характера в низких регистрах, что отличает этот голос от лир. Сопр. Лиририческое меццо – сопр. Обычно не имеет большой силы, однако опытным певцам удается приобрести качество двух смежных голосов: красоту и свободу грудных нот контральто и сильный верхний головной регистр сопрано.

Драмат. М – сопр. – голос менее подвижный. От лир. М-ц сопр. Отличается более ярким грудным звучанием в низком регистре и несколько крикливой манерой исполнения верхних звуков, где сопрано звучат обычно ярко, блестяще. В оп.др. м-ц с. Нередко использ парти контральто. Диапазон  соль малой и ля сив2. Кармен в оп. Бизе « Кармен», п. Ольги в оп. «Евг. Онегин». (Е. Образцова,Т. Синявская, В. Левко, Асланова, Богачева). Не все хор. Теоретики подразделяют м-ц с. На лир. И драмат. (У Краснощекова такое деление есть). М-ц С. Делится на лир. И драм. в камер. Репертуаре, и не подразделяется в оперной.

Партия  альтов1 составляется из меццо – сопрано и контральто (если они есть). Контральт – голос редкий, ярко выражен густой окраской. Иеет сильный красивый низкий регистр. Диапазон – ми, фа малой – фа, соль2. В верхнем регистре теряет свои выразительные качества. П. Вани в оп. «Ив. Сусанин» Глинки, п. Ратмира в оп. «Руслан и Людмила» - Петрова – Воробьева – выдающаяся певица – контральто, Г. Королева.

Лирические  м – ц сопрано образуют в хоре партию 1 альтов. В гр – ом исполнении 1 альты звучат мягко в нижнем регистре, имеюткрасивый тембр, но небольшую яркость и динамичность; верхние звуки ми, фа2 напряжены, несколько крикливы. Партия А2 комлектуется из др. м – ц С. С добавлением контральто. Эта партия наиболее выразительна и динамична от ре малой до си1, вторая октава для них неудобна. А2 технически менее подвижны и гибче, чем А1.

Тенора – высокие мужские голоса. Альтино – самый высокий, легкий, подвижный тенор. Диапазон ре, ми малой – ми, фа 2 окт. Альтино редкий голос. Наличие в хоре этих голосов расширяет диапазон, способствует достижению легкой и яркой звучности в верхнем регистре 1 партии. При громком пении тенор – альтино звучит резко и выделяется из ансабля. Нижний регистр – слабый, бедный обертонами. П.Звездочета в оп. «Золотой петушок» Р. Кор. ( Эрик Курмангалиев). Лирисекие теноры – имеют мягкий темр. Могут выразительно исполнять распевные мелодии, а таже технически подвижные, виртуозные партии.П. Ленского в оп. «Евгений Онегин» Чайк овского: п. Альмавивы в оп. «Сев. Цирюльник» Россини. Диап до млой – до 2. Нижний региср звучит рыхло, потому  раб ми малой – ля, си 2.

Драм. тенор отличается большой силой звучания в верхнем  регистре и полнотой, насыщенностью  в нижнем п. Хозе в оп. «Кармен» п. Германа в «Пиковой даме» в. Садко  в оп. «Садко» Р. К. Партиюдрама. Тенора нередко исполняют лирико – драмат. Тенора. ( Атлантов). В оп. Имеются  партии, предназначенные для характерного тенора п. Бошения из оп. «Ц. Ненич» Р. К. Нелеп, Корейка. Основу Т1 составляют лирические тенора, Т2 – драматические. Общий диапазон до малой до 2. Крайние звуки испольуются редко, хотя наличие фальцета позволяет брать до 2 ок. Без особых затруднений. 1 партия записывается в Ф ключе, звучит октавой ниже.        Басы – низкие мужские голоса. К хор. Партии басов относятся также баритоны. Баритон – средний голос между тенором и басом. Лирический баритон тяготеет к Т, драмат к Б. Баритон Евгений Онегин, Елецкий, в «Пик. Даме» Чайк. Драм баритон Игорь; ( Муслим Магамаев, И. Кобзон, Л. Лещенко, Гуляев). Диапазон баритона – ля большой октавы ляв 1окт. Нижние звуки ля, си звучат рыхло, глухо и начиная от до малой на протяжении всего диапазона звучит насыщенно, легко. В хоре баритоны поют в партии Б, но иногда  лирические Б по своему тембру могут быть ближе к партии Т2. Баритоны укрепляют верхний регистр басовой партии. Высокие басы отличаются от баритонов большой мягкостью, компактностью, более темным тембром. Галицкий, Кончак в оп. «Князь Игорь» Бородина; Борис Тимофеевич в оп. «Ек. Измайлова» Шостакович. Высокие басы вместе с баритонами образуют партию Б1 в хоре. Хор. Партия Б1 звучит легко, насыщенно в верхней части диап. Нижние звуки слабы. Раб. Диап. Си большой – ми 1окт. ( Хворостовский). Партия Б2 формруется из низких басов ( или центральных) и октавистов профундо. Диапазон центр. Баса до большой ок. -  ми 1окт. Особую группу Б2 составляют октависты. В больших хорах их бывает 2-3 чел. Это очень низкие басы, диапазон ля контрокт до 1окт. Верхними звуками октависты почти не пользуются. Основное назначение октавистов – исп. Нижних, удваивающих в октаву басовый голос, усиление партии Б. В нижнем регистре. Октава применяется на выдержанных педальных звуках или в плавном  постепенном движении. Октавные звуки используются в  произ. акапела.

Признаки  определения голосов. Основными признаками типа голоса является тембр и диапазон. Однако не всегда эти качества оказываются ярко выраженными особенно у начинающих певцов. Поэтому следует обращать внимания и на другие типовые признаки – положение зоны переходных нот, и примарного звучания, способность к выдерживанию тесситуры наиболее характерной для этого типа голоса, естественность произношения текста при пении в верхнем регистре. Во всех сомнительных случаях не следует делать поспешных выводов и окончательные суждения о голосе состовлять в результате неоднократного прослушивания, по мере овладения певцами правильных певческих навыков.

Информация о работе Классификация голосов. Основные принципы определения голоса. Регистровое строение голоса