Методика музыкального образования. Влияние музыкального воспитания на формирование духовной культуры личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:28, курсовая работа

Описание работы

Главная цель работы - показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной работы.
Основными задачами, поставленными перед работой, являются следующие:
1. Рассмотреть задачи и принципы музыкального образования детей;
2. Проследить влияние процесса слушания музыки на становление нравственно-эстетической стороны личности ребенка;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ.............................5
1.1 Основные задачи и принципы музыкального образования дошкольников..5
1.2 Музыкально-эстетическая культура личности.................................................7
1.3 Составляющие музыкально-эстетической культуры личности....................10
1.4 Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности............................................................................12
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ..................................................................................................................18
2.1 Использование игровых приемов в процессе слушания музыки и пения...18
2.2 Использование игровых приемов в процессе ритмических движений........24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА .doc

— 137.00 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ 2.1 Использование игровых приемов в процессе слушания музыки и пения

 

В пении как  и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Однако у них иногда отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.

В работе над  дикцией полезно проговаривать  текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.

В работе над  дыханием можно использовать показ  или жест, помогающий вовремя взять  дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне “понюхать цветок” и сразу начать петь. Чтобы дети “не разрывали” слово сравниваем показ правильного и неправильного исполнения. А затем дети исполнят правильно.

Проблема постановки певческого голоса дошкольника - одна из наиболее сложных в практике музыкального воспитания дошкольников.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного  характера, они переживают и испытывают определенные чувства.

Система работы включает в себя решение нескольких задач:

1. Совершенствовать  голосовой аппарат у детей, опираясь на примерный диапазон звучания;

2. Прививать  детям культуру исполнения: выразительное  исполнение в зависимости от  содержания песни;

3. Формировать  навыки самостоятельного пения  (соло) и пения без сопровождения;

4. Развитие ладового, метроритмического чувства

Следует ориентироваться  в работе на интерес детей. И если он отсутствует или выражен слабо, особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания.

Иногда музыкальное  произведение (например, “Марш деревянных солдатиков” П.И.Чайковского) можно прослушать, а потом сыграть на ударно-шумовых музыкальных инструментах, а потом подвигаться в такт музыки. Это также поможет углубить восприятие музыкального произведения.

Во время  слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста использую игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.

Все это способствует лучшему восприятию материала, его  осмыслению и запоминанию. Например: «Чудесный мешочек», куда могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям  в гости на занятие. Звучат знакомые песни. Дети по звучанию музыки должны определить, кто находится в мешочке. Такая игровая форма нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой.

«Тихие-громкие  звоночки» - направление на развитие динамического восприятия.

Например: при  разучивании таких пьес, как «Марш», «Колыбельная», «Песня», можно для  закрепления провести игру «Что делаю  дети», «Зайцы», «Песня, танец, марш».

Постепенно  благодаря играм, дети приобщаются  к умению распознавать знакомые произведения.

Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.

Свои занятия  с самыми маленькими необходимо строить  в виде игры, маленького сюрприза. Если в руках зайчик, то обязательно читается стихотворение о нем, дети слушают музыку, как он скачет, убегает от лисы, затем зайчик пляшет под веселую музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане, бубне, погремушке), а в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки. Эта структура остается, если идет работа с куклой, мишкой, матрешкой.

Для закрепления  знакомых песен, используется игра «Волшебный волчок», которую можно проводить  в разных вариантах: дети определ ...........

т художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями  человека. Сочетание выразительных  средств в музыке с поэтическим  словом (например, в песне, опере), с  сюжетом (в программной пьесе), с  действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве  она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал - в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека [16; 10].

Специфика действия музыки на нравственность человека связана  прежде всего с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качество личности, определяющее ее альтруистический, гуманный облик. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также сорадованием, радостью за другого.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще. Здесь решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей.

Музыкальное произведение -- это “живое художественное событие”, обязательные участники которого -- “герои” и “автор-созерцатель” -- обеспечивают воспринимающему возможность вхождения в содержательный мир музыки.

Музыкальное восприятие обладает эмоционально-нравственным воздействием лишь на этапе “завершения”, когда слушатель сознательно занимает позицию вне находимости интонационно-музыкальному высказыванию “героя” и в то же время пребывает с ним в звучащем единстве как с предметом своего отношения-оценки.

Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.

Если говорить об эстетическом воспитании, то необходимо отметить, что развитие у детей  способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в  произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.

Эстетическое  воспитание направлено на решение следующих  задач:

- формирование  у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

- развитие глубокого  понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;

- вооружение  учащихся знаниями, а также привитие  умений и навыков в области  доступных детям видов искусств - музыки, пения, рисования, художественного  слова, драматизации;

- развитие творческих  способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

- развитие у  детей понимания красоты в  человеческих отношениях, желание  и умение вносить красоту в  быт.

Эстетика рассматривает  не только сущность объективно - существующего прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности.

Особенности этого  отражения носят конкретно-чувственный  характер и составляют специфику  эстетического сознания.

Эстетическое  восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько  отдельные звуки, краски, сколько  весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегда сказываются  интересы, отношения, весь предварительный  художественный и жизненный опыт человека. Особую роль играют слух и зрение - способность вслушиваться, всматриваться в окружающий мир.

Эстетическое  чувство - более сложный вид осознания  прекрасного в жизни.

Оно характеризуется  способностью и подготовленностью  человека испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с безобразным) [4; 35].

Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе, обществе можно назвать  эстетическим суждением. Отсюда особая близость нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные поступки.

Всесторонне развитие личности может быть реализовано  только на основе комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение  ребенка на отдельные элементы.

Также необходимым  является проследить влияние процесса слушания музыки на развитие нравственного  воспитания.

Человек живёт  в обществе и не может быть свободным  от требований этого общества. Эти  требования касаются в первую очередь  моральных, нравственных качеств человека, его поведения.

Требования  не выдуманы отдельными людьми, не возникают  стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда  и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.

Задачи нравственного  воспитания можно сформулировать так:

- осознание  требований и норм общественной  морали, выработка нравственных  убеждений, мировоззрения;

- развитие у  детей чувства патриотизма;

- развитие чувства  уважения к старшим, товарищества  и дружбы со сверстниками, заботы  и внимания к окружающим людям;

- выработка  умения сопереживать, сочувствовать  окружающим людям;

- формирование  ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;

- формирования  умений и навыков трудиться  и жить в коллективе, подчинять  свои личные интересы общественным;

- формирование  таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;

- формирование  навыков культуры поведения и  др.

Для правильной организации нравственного воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка прежде всего воспитывает дисциплину, стремление к совершенству, совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект -- стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости. Для достижения этих и ряда других целей воспитания надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания в процессе занятий в школе и после ее окончания. Как только дети начнут находить радость в занятиях музыкой, они захотят больше о ней узнать: как она записывается, как прочитать нотные обозначения, чтобы превратить их в звуки, задуманные композитором. Постигнув радость музыкальных занятий, дети станут охотно заниматься музыкой. Музыкальная практика заключается не только в пении и игре на инструменте, но и в слушании музыки.

Таким образом, из всех учебных дисциплин единственно  по-настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает  не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

Если в результате такой работы учащиеся научатся получать от музыкальных занятий радость  и эмоциональное удовлетворение, некоторые из них пронесут любовь к музыке через всю жизнь.

2.2 Использование  игровых приемов в процессе  ритмических движений

 

В музыкальном  воспитании детей очень большое  значение имеют музыкально-ритмические  движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого его восприятия и понимания.

Работу строится в этом разделе на системе ритмических  упражнений созданную Э.Жаком-Далькрозом; в ней музыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Дети постепенно накапливают музыкально-двигательный опыт, опыт соотнесения движения с музыкой разного характера, воплощение в свободных выразительных движениях образов реального мира и музыкального мира и музыкально-художественных образов. Большое внимание уделяется работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко используются жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.

Музыкально-ритмические  навыки и навыки выразительных движений приобретенных в упражнениях  позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.

В процессе систематических  занятий по движению у ребят, развивается  музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения [9; 14].

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 2х  лет желательно использовать в игровых  ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку.

Например: перед  занятием воспитатель надевает на руку куклу (петрушку, зайчика и т.д.) и  приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т.д. С куклой детям интересней выполнять движения или плясать.

С первых занятий  необходимо развивать стремление самостоятельно с творческими элементами выразительно двигаться под музыку.

Информация о работе Методика музыкального образования. Влияние музыкального воспитания на формирование духовной культуры личности