Музыка 20века

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:17, реферат

Описание работы

Развитие мировой музыки в ХХ столетии шло столь быстрыми темпами, описать все направления, течения и ответвления в одном реферате не представляется возможным. В астоящем реферате я решил осветить развитие и течение тех жанров, которые я считаю наиболее характерными для этого временного периода либо наиболее близкими для меня лично. К последним относится в первую очередь советская музыка, потому как она является в большой степени отражением истории моего народа.

Работа содержит 1 файл

Музыка ХХ века.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

С распадом «Sex Pistols»  развалился и панк - каждый кроил  из него что-то свое. Одни, как «Хоули Мозес», довели его резкость до предела - и получился трэш. Другие, наоборот, резкость убрали, как «U2», и вышел пост-панк, третьи просто постриглись по-модному и вставили в нос булавку - родилась «новая волна». 

Конечно, 70-е  примечательны не только панком, тем  более, что рок начал так разветвляться  в своем развитии, что уследить все его этапы довольно проблемно. Одним из достижений 70-х является появление хард-рока. Как самостоятельное направление хард-рок выделился в  конце 60-х годов, и благодаря тому, что в законченном виде его донес до слушателя  выдающийся гитарист Джимми Хендрикс, хард-рок с тех пор предполагает исполнение  виртуозными инструменталистами, что пошло только на пользу и музыке, и ее поклонникам.  

Хард-рок, так  же как и в свое время рок-н-ролл, был резок и агрессивен, но в  отличие от панка он предполагает хорошее владение инструментами, и в нем агрессивность присутвует не как тупая озлобленность на все и вся, а как выражения отвращения к темным сторонам человека. Естественно, хард-рок не был чем-то совершенно новым, он лишь вобрал в себя самые яркие и выразительные черты других направлений, в хард-роке можно увидеть и классическую музыку, и  черный блюз, и рок-н-ролл, одновременно с этим хард-рок привнес в музыку множество новшеств. Исполнители хард-рока в текстах песен стали изучать темные уголки человеческой души, поднимать философские тематики, отражать оккультные знания, рассматривать христианство и сатанизм. Хард-рок стал первым музыкальным направлением, использующим тяжелое звучание, которое достигается за счет подключения к гитаре такого эффекта, как Distortion, и за счет выделения  ритм-секции. 

У истоков хард-рока стояли такие всемирно известные  группы, как «Deep Purple», «Black Sabbath» и  «Led Zeppelin». 

Группа «Led Zeppelin»  образовалась  в 1968 г.  в Великобритании.  После распада  известной английской группы "Yardbirds" ее гитарист Дж.  Пейдж собирает новую группу, чтобы провести гастроли, запланированные по контракту "Yardbirds". В состав группы вошел Пол Джонс, игравший с Пейджем до  этого,  а также работавший с "Роллинг Стоунз" и,  вообще,  имевший солидное прошлое. Под названием "New Yardbirds" музыканты провели гастроли по Швеции и Финляндии.  Позже менеджер группы Питер Грант предложил название "Led Zeppelin" (искаженное от "lead", т.е. "покрытый свинцом"). Грант сумел получить выгодный контракт, и в конце 1968 г. группа выпустила первый альбом,  записанный за сутки с небольшим.  В феврале      1969 г.  "Led Zeppelin" провели гастроли по США, в это же время их диск попал в "Топ 10", затем стал "золотым". Второй альбом через два месяца после выхода достиг первого места и получил "платину" (с тех пор каждый диск группы становился "платиновым"). "Led Zeppelin" исповедовали блюзовую  манеру  игры.  Однако Дж. Пейдж принес в классический блюз свое собственное понимание этой музыки,  его чувство гитары было поистине уникальным  (не  говоря  о технике игры),  он тщательно вырисовывал каждый звук. Мощнейшая ритм-екция и уникальный для белого  певца  негритянский  тембр  голоса Р.Планта сделали подрожание "Led Zeppelin" невозможным. Импровизация, на  которой основывалось творчество " Led Zeppelin" имела и свою обратную сторону: композиции были, как правило, длинными и радиостанции отказывались их транслировать. В 1975 г. группа выпустила двойной альбом "Physical Graffiti",  композиции которого значительно  опередили  свое время,  и стали своего рода ориентиром,  для групп, пришедших на смену "Led Zeppelin". 

Поистине гигантами  хард-рока стали «Deep Purple». Их история  началась в 1968 году, когда британская рок-сцена представляла собой очень  интересную картину.  Отходила в  прошлое "власть цветов" - вершина движения хиппи. Разной музыки было очень много, в хит-парадах соседствовали инструментальные пьесы Х.Монтенегро, "Битлз", Луис Армстронг, Эстер и      Аби Офарим.  Сфера рок-музыки расширялась.  Привлечение джазовых или симфонических элементов было еще в новинку, но уже не вызывало удивления.  Рок еще не успел,  как сегодня, рассечься по разным возрастным, социальным, культурным слоям, когда каждый занимается своим делом. Взаимовлияние было очень сильным. В  феврале  1968  года  три  английских музыканта решили создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс и Ритчи  Блэкмор.  Все  трое были довольно известны в мире английского рока. Барабанщик Ян Пейс,  которому едва исполнилось 20 лет,  уже с начала 60-х годов играл с различными коллективами.  Джон Лорд,  органист, долго и серьезно изучал классичечкую  музыку,  пробовал свои силы в театре,  потом увлекся джазом, много играл с рок-ансамблями,  стремясь найти пути и способы сочетания своих увлечений классикой и эстрадой. Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили басиста Ника Семилера и гитариста Рода Инанса и записали свой первый сингл "Тише".  Пластинка вошла летом того же года первую пятерку в США. Вскоре в американских хит-парадах появился  и первый диск - гигант группы "Deep Purple" - "The shades of Deep Purple". Следующая пластинка "The Book of Taliesyn" привлекает экспериментами Лорда в области сближения рока и классики. Вскоре сложилась парадоксальная ситуация - пластинки "Deep Purple" поподали в американские хит -парады, а у себя на родине, в Англии, группа была практически неизвестна. "Deep Purple" решили сделать что-то у себя дома.  Для начала они заменили Иванса и Симплера Яном Гилланом и Роджером Гловером.  Гиллан был известен не только как вокалист,  но и как      поэт, автор песен, а за плечами Гловера был многолетний опыт игры в различных ансамблях. В таком составе "Deep Purple" и Королевский филармонический  оркестр  (дирижер - Малькольм Арнольд) исполнили концерт, написанный Джоном Лордом в 1969 году. "Концерт" Лорда стал тем редким случаем,  когда попытка соединения рока и "академической" музыки была одинаково восторженно встречена поклонниками и той и  другой музыки. "Живая" запись из Альберт-холла была выпущена на пластинке. Кстати, "Концерт" был не единственным таким опытом Лорда. Поворотным моментом  в истории "Deep Purple" послужила пластинка "Deep Purple in Rock". Диск вышел летом 1970 года, почти одновременно с сорокопяткой "Black Night", ознаменовав новый этап в творчестве группы. Хэви метал тогда еще не появился.  Для миллионов слушателей "крестным отцом" жанра - если не  строго хронологически, то духовно - стал ансамбль "Deep Purple" В почерке коллектива появилось все, что потом использовали другие металлические группы  -  громкость,   как эстетическая  составная,  простые  риффы-гитары  и бас-гитары, часто играемые в унисон, характерный вокал, мощный мотор ударных. Что отличает "Deep Purple" от своих последователей, так это  готовность постоянно впитывать новое,  что появляется в других  жанрах,  открытость другим музыкальным влияниям. Ни "Deep Purple",  ни "Led Zeppelin",  ни «Black Sabbath» также стоящие у идейных истоков хэви метал  замкнутостью не отличались.  Может быть,  именно поэтому многое в их музыке интересно и сегодня.  

В середине 70-х  начинается зарождатся новый стиль рок-музыки - хэви метал. Логически он продолжает идеи хард-рока, выделив из музыки хард-роковых  групп  исключительно мощные  гитарные  риффы, доведенные до  виртуозности  соло и канонадные ударные. Толчком к появлению хэви-метал послужило творчество группы «Black Sabbath». «Black Sabbath», в отличие от других хард-роковых групп достигли более тяжелого звучания. Полностью были  исключены  клавишные, исчезли фольклорные напевы, никаких любовных песенок,  никакой ориентации на шлягеры, способные войти в хит-парады. Ужасы и оккультная тематика песен стали визитной карточкой "Black Sabbath",  которые стали неожиданно очень популярными среди студенческой молодежи. На самом деле сверхужасного в их песнях ничего не было - тексты песен больше  напоминали  сказки  для  взрослых. Но хэви-метал, как таковой они не играли, а играть его стали такие группы, как «Judas Priest», «Iron Maiden», «Magnum». Во второй половине 70-х годов вся молодежь была увлечена панком. Панки не давали прохода на сцену, нельзя было выступать, если ты не ругаешься на сцене и умеешь владеть инструментом. Поэтому во второй половине 70-х хэви-метал не обрел большой популярности, а расцвел он лишь в первой половине 80-х годов, движением хэви-метал была охвачена вся молодежь. 

Группа  «Judas Priest» образовалась во все той же неувядающей Великобритании в 1969 году. Два дебютных альбома,  вышедшие в 1974  и 1976 годах,  особым успехом у публики не пользовались,  хотя в обеих работах был представлен интересный музыкальный  материал. Несмотря на постоянную смену  барабанщиков (это хроническое заболевание группы), к 1977 году "Judas Priest" приобрели популярность не только  в  Англии, но  и  за ее пределами. В апреле 1977 года группа выпустила свой первый коммерчески удачный альбом "Sin after Sin",  продюсером которого был Роджер Гловер (экс-"Deep Purple"). 1978 год прошел в непрерывной борьбе с захлестнувшей британскую сцену "новой волной":  два последующих альбома стали квинтэссенцией  хэви-метала и впоследствии послужили моделью для таких групп, как "Деф Леппард" и "Уайт Лайон". Критики всячески издевались над группой (как правило предметом насмешек служили прямолинейные тексты без всякого намека на юмор), но в молодежной аудитории, увлеченной "новой волной английского металла", "Judas Priest" стали кумирами. Это подтвердилось в 1979 году, когда сингл "Take on the World" занял в английском  хит-параде 14-ое место. С появлением нового барабанщика, группа записала диск "British  Steel"(1980), ознаменовавший изменение стилистики группы. Только после  выхода  этого  альбома  критики наконец "признали"  "Judas Priest",  популярность которого распространилась и  на  США.  

Группа "Iron Maiden",  один из грандов хэви-метала, именно она сделала хэви-метал популярным  среди молодежи движением. Группа образовалась в 1977 году в Великобритании. Наряду  с  некоторыми  другими группами "Iron Maiden" представляла собой так называемую "новую волну английского хэви-метала". Взяв за модель звучание таких групп  начала 70-х,  как "Led Zeppelin" и "Black Sabbath", "Iron Maiden" в короткое время нашла свою  музыкальную стилистику,  ставшую,  в свою очередь ориентиром  для других групп. Известнасть на родине пришла в 1979 году,  когда композиция "Running Free" попала в "горячую тридцатку". В то  же время группа выступила с концертной программой в передаче "Top of the Pops", став второй после "The Who" группой, которая удостоилась  этой  чести  в  1973  году. В  марте 1980 года "Iron Maiden" отправилась на концерты по Англии, в качестве группы, сопровождающей выступления "Judas Priest". Альбом группы был на 4-ом месте в хит-парадах. Вскоре "Iron Maiden" начала  гастролировать  самостоятельно. Диск "Killers",  выпущенный в 1981 году, принес группе между  народную популярность;  почти весь год группа интенсивно гастролиролировала по  всему  миру. В  том же году в составе появился вокалист Брюс Диккенсон, вместе с которым "Iron Maiden" заработала  статус "супергруппы". Великолепные  рецензии  получил  альбом  "Седьмой сын седьмого сына"(1988). По итогам 1989 года "Iron Maiden" признана личшей группой года (журнал "Metal Hammer"),  а Диккенсон - лучшим  вокалистом. 

Также внимания заслуживает германская группа «Helloween», внесшая большой вклад в хэви метал. Ее отличительной чертой является, то что на протяжении всего своего творчества она пытается соединить два музыкальных направления - хэви метал и классику. Не зря многие музыкальные критики окрестили ее музыку как «вагнеровский метал». Позже «Helloween» производит еще одно слияние стилей, в ее музыке появляется народные славянские напевы. 

Да, хэви метал  стал поистине неким миксером, вобравшим  в себя музыку различных направлений  и классику, и народную музыку и  рок-н-ролл, но в основе всего по прежнему лежит бессмертный негритянский блюз. Интересен тот факт, что когда вокалиста «Iron Maiden» Диккенсона спросили, как он пришел в метал он  воскликнул:"А есть "металл" вообще? - Был блюз,  блюз и остался, только он изменился. Для меня это не стиль и не жанр,  это музыка, и ради этой музыки я пришел в рок."  

Рок 80-х  

Распад «Sex Pistols», а вслед за ними и упадок панк-рока обозначили конец длившейся больше двадцати лет эры Классического  рок-н-ролла. Далее начиналась новая  эра.  

В разных концах Великобритании несколько молодых  людей организовывали свои группы. В северном Ньюкасле Гордон Самнер, отыскав, наконец, единомышленников, объединился с ними в группу «Police». У небогатого Гордона был всего один свитер в черно-желтую полоску, из-за него-то он и получил кличку «Жало» - Стинг. В Дублине приступили к репитициям «U2». В Лондоне одновременно начинали две группы - «Кьюэ» и « Depeshe Mode ». 

Все они были тогда молоды, жадны до работы, и  все они были будущими - будущими звездами, героями будущих скандалов, авторами будущих пластинок.  К 1978 году юные англичане устало опустили разноцветные головы, и вот тут-то на свет божий вышли все те, кто, сосуществуя с панк-роком, панками не являлись. 

Музыку, пришедшую  на смену, назвали пост-панком, хотя правильнее было бы пост-роком. Выросшая где-то внутри рока, она произошла  не от негритянских ритм-энд-блюзов, а скорее от белой классики. Ослепленная роком аудитория не заметила подмены, и в 80-е пост-панк под псевдонимом «новая волна» триумфально прошагал по Европе. И почему-то только в Европе прижился.  

Одним из первых вполне пост-панковских коллективов стала группа «Паблик имидж лимитед». Группа была составлена из осколков двух величайших групп предыдущего поколения - «Sex Pistols» и «Клэш». Голос Лайдона, который в "пистолзовский" период вызывал ассоциации с расхулиганившимся паровозным гудком, неожиданно оказался довольно приятным и коктейль, замешанный «П.И.Л.» понравился. Шумной славы «П.И.Л.» не снискала, но именно эта группа стала толчком, который заставил развиваться музыку всего последующего поколения. 

В середине восьмидесятых в фазу расцвета вступили «Кьюэ». Переболев шлягерами, они теперь отдавали предпочтение инструментальным пьесам с минимумом текста и детально проработанной аранжировкой. 

Возможности чисто  электронного творчества, которое для  себя избрали соперники и соратники «Кьюэ», «Depeshe Mode», привлекали к себе музыкантов еще 60-х. После панков, ненавидевших синтезатор, заново его открыли «Хьюмэн лиг», благодаря чему уже к 80-му году они сделались очень популярной группой. Но вся сложность состояла в написании запоминающихся мелодий. И «Депеш Мод» это удалось. Журнал «Рекорд миррор» в 1984 году назвал группу «супергруппой международного состава». В этот период группа, кроме музыкальной, развила и необычайную политическую активность и даже примкнула к возглавляемому Биллом Брэггом течению «Красный клин». Тогда же была доведена до совершенства организация концертов. Потрясенная декорациями и световыми эффектами критика, единодушно признала, что из всех электронных групп у « Depeshe Mode» самое мощное концертное шоу.      

Информация о работе Музыка 20века