Музыка ХХ века (направления, тенденции).

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 07:00, доклад

Описание работы

1. Сложность и пестрота музыкальных явлений в начале 20 века, расцвет стиля «модерн» в русской музыке, богатая музыкальная жизнь в России.
2. Многообразие и противоречивость путей развития зарубежной музыки с начала 20 столетия. Искусство в контексте бурных исторических процессов: социальные конфликты, революция в России, две мировые войны, боязнь ядерной катастрофы, технический прогресс.

Работа содержит 1 файл

Музыка ХХ века (направления, тенденции)..docx

— 32.99 Кб (Скачать)

Мир, с его точки зрения , являлся порождением всевластной «мировой воли», против которой не в силах бороться отдельный индивид. В своей книге «Мир как воля и представление» Шопенгауэр подчеркивал особое значение музыки, которая более независима от жизненных реалий, нежели другие виды искусства.

Несколько позже огромное влияние приобрели идеи другого  немецкого философа – Фридриха Ницше.  В противовес Шопенгауэру, полагавшему, что «воля к жизни» отдельного индивида бессильна против всевластной «мировой воли, Ницше проповедовал «волю к власти», которой должны быть наделены избранные люди, возвышающиеся над толпой. Творческий индивидуализм, аристократическое избранничество – вот основные постулаты Ницше, героем учения которого является «сверхчеловек», лишенный чувств, присущих обыкновенным людям.

Культ интуиции, внутреннего  созерцания характерен для философских  концепций того времени.

Философские концепции такого толка, безусловно, оказывали влияние  на творчество писателей, художников, музыкантов и способствовали возникновению  на рубеже веков различных художественных течений, причисляемых к модернизму. Термин этот произошел от французского слова модерн – новый, современный.  Порой новые направления в искусстве конца 19 –начала 20 века называли декадентством (от французского слова декаданс – упадок), в чем отражалось нередко встречавшееся негативное отношение к ним.

По образному строю, стилистике, по названиям – символизм, импрессионизм, экспрессионизм – это быстро сменявшие  друг друга, а порой и существовавшие одновременно направления были различны, иногда даже полярно противоположны друг другу. Однако между ними имелись  и некие общие черты, что естественно, ведь они являлись порождением одной  эпохи.

Обычно новые направления  возникали сначала в литературе или изобразительном искусстве, а потом обретали своеобразное преломление вмузыкальном. Одним из таких направлений был оперный веризм. А едва ли не самым влиятельным  среди новых направлений рубежа веков оказался импрессионизм, родиной которого стала Франция. Название «импрессионизм» происходит от французского слова импрешн – впечатление. Датой его возникновения считают 1874 год, когда состоялась первая выставка группы художников, открыто противопоставивших себя Академии живописи и скульптуры в Париже. В эту группу входили Эдуард Мане, Эдгар Дега, Камилл Писсаро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Жорж Сера, Винсент Ван-Гог, Альфред Сислей, Поль Гоген и Анри  Тулуз-Лотрек. Но название свое  новое направление получило благодаря картине Клода Моне «Впечатление».

К чему стремились эти художники? К тому, чтобы отобразить окружающий мир во всей его первозданности, изменчивости, подвижности. К тому, чтобы возможно полнее, достовернее  передать свои непосредственные, порой  даже мимолетные впечатления и ощущения от восприятия явлений природы, архитектурных  сооружений, людей, животных.

В последнее десятилетие 19 века композиторы обратились к  жизненным сюжетам, взятым из реалистической литературы эпохи. До появления на сцене  Джакомо Пуччини (1858-1924) веризм еще не достиг своей зрелости. Его оперы, такие как «Манон Леско» (1893), «Богема» (1896), «Тоска» (!900), «Мадам Баттерфляй» (1904), - одни из самых проникновенных и трогательных опер итальянского веризма.

В музыкальном искусстве  ярчайшим представителем этого направления  стал Клод Дебюсси (1862-1918). Несомненно, огромное воздействие на него оказали художники-импрессионисты, с замечательным мастерством запечатлевшие на своих полотнах изумительные пейзажи, движение облаков, игру света и тени, переливы воды, сам воздух Франции, то прозрачный и ясный, то окутывающий туманом ее прекрасные соборы и набережные.

В не меньшей мере его  захватили стихи французских  символистов – Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме.  На стихи Верлена написан вокальный цикл Дебюсси «Забытые ариетты» с подзаголовком, обнажающим связь музыки этого композитора не только с поэзией, но и живописью: «Песенки, бельгийские пейзажи и акварели». В цикл вошли такие  сочинения, как «Экстаз», «Слезы моего сердца», «Тень деревьев», «Зелень», «Деревянная лошадка», «Сплин». В те же 80-ые годы им созданы «Пять стихотворений» на стихи Шарля Бодлера: «Балкон», «Вечерняя гармония», Игра воды», «Задумчивость», «Смерть влюбленных».

Утонченность, поэтичность, изысканность, - вот основные черты  стиля Дебюсси. Его нередко называют мастером полутонов.

Испытав влияние русских  композиторов (особенно Мусоргского, Римского-Корсакова), и Вагнера, Дебюсси пришел к созданию оригинального, самобытного стиля. В своих оркестровых произведениях  – «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны». «Образы», «Море», в опере  «Пеллеас и Мелизанда», в фортепианных пьесах, среди которых центральное место занимают две тетради прелюдий, композитор выступил как яркий новатор, который ввел слушателей в новый, непривычный для них мир тончайших оттенков звуковых красок, неожиданных звуковых «пятен». Ошеломляющих тембровых находок, естественной вокальной декламации.

Необычность музыкального стиля  Дебюсси заключалась во многом в  новизне его гармонического языка. В его произведениях очень  часто встречаются оригинальные, далекие от традиционных аккордовых последовательностей созвучия и  их сочетания. Нарушая складывашиеся на протяжении столетий законы тяготения неустойчивых звуков и созвучий в устойчивые, они словно «повисают» в воздухе.

Столь же необычна и оркестровка  его сочинений – прозрачная, «кружевная». Для  Дебюсси очень типичны «чистые» тембры, когда мелодию исполняет какой-либо один инструмент – скажем, флейта или кларнет. Композитор часто прибегает к причудливым, приглушенным звучаниям, на фоне которых особенно рельефно становятся неожиданные яркие  «всплески», появляющиеся и исчезающие буквально в одно мгновение.

И возникает удивительная, характерная для Дебюсси звуковая атмосфера, вызывающая ассоциации с  картинами Клода Моне, Альфреда Сислея… Недаром одна из фортепианных прелюдий Дебюсси так и называется – «Звуки и ароматы в вечернем воздухе реют».

Кстати,  фортепианная  музыка композитора также изобилует находками и открытиями – это и прелюдии, названия которых на редкость поэтичны (к примеру, «Девушка с волосами цвета льна», «Терраса, освещенная лунным светом», «Феи – прелестные танцовщицы»), и «Детский уголок», и «Эстампы», и «Бергамская сюита», и «Остров радости», и «Образы», и многие другие

Как и Дебюсси, Морису Равелю (1875-1937) много раз присваивали ярлык музыканта-импрессиониста. Несмотря на то, что влияние одного на другого существовало стиль Равеля становится полностью личным и оригинальным. 

Слушая оркестровые сочинения  Равеля – «Испанскую рапсодию», хореографическую поэму «Вальс», гениальное , прославившееся на весь мир «Болеро», балет «Дафнис и Хлоя», восхитительный фортепианный цикл «Отражения» и пьесу «Игра воды», понимаешь, что гармонический язык их создателя стал гораздо более острым и терпким по сравнению с тем, что характерен для создателя «Моря» и «Пеллеаса и Мелизанды».

Равеля отличает и особая любовь к испанской музыке, что  не случайно. Рожденный в 1875 году в  Сибурево французской части Испании, Равель унаследовал от своего отца, швейцарского инженера, любовь к музыке и различным механическим устройствам, воплощенную в его пристрастии к часам, а от своей матери (басконки) – свое влечение к Испании, источнику вдохновения многих будущих произведений. В его наследии недаром и уже называвшаяся «Испанская рапсодия» для оркестра, и опера «Испанский час», и пьеса для двух ф-но «Хабанера», и вокальный цикл «Дон Кихот Дульцинее».

Вместе с тем Равель испытал воздействие и русской  музыки – творчества Мусоргского. Балакирева, Бородина и, быть может, особенно Римского-Корсакова.  Среди тех, с кем общался композитор были Стравинский и Дягилев, Нижинский и Фокин, Именно Фокин  побудил Равеля к созданию балета на античную тему. Так возник балет «Дафнис и Хлоя», ставший одним из высших достижений композитора.

Есть у Равеля и написанные для фортепиано в 4 руки, а затем  переложенные для оркестра музыкальные  иллюстрации к сказкам для  детей под общим названием  «Сказки матушки Гусыни»: «Павана Спящей красавицы», «Мальчик-с-пальчик», «Принцесса Дурнушка», «Волшебный сад».

Новаторский дар Равеля ярко проявил себя и тогда, когда он обращался к классическим жанрам, ведь в его наследии есть и сонатина, и квартет, и трио, и два прославленных  фортепианных концерта, которые свидетельствуют  о том, что их создатель был  блестящим пианистом. Безукоризненное  владение композитора всеми тайнами  фортепианного искусства проявило себя и в сюите «Ночной Гаспар», где получили музыкальное воплощение образы одноименного произведения Алоизия Бертрана, и в фортепианном цикле «Могила Куперена», в котором Равель отдал дань уважения не только Куперену, но всей французской музыке 18 века.        

 

 

 


Информация о работе Музыка ХХ века (направления, тенденции).