Музыкальная культура XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я решил показать музыкальное развитие России 18-19 века, которое происходило одновременно со становлением Российской государственности и бурным развитием науки и искусства. Можно сказать, что формирование музыкальной культуры стимулировалось формированием России как сильной мировой державы, оказывающей влияние даже на мировой ход истории

Содержание

Введение...............................................................................................3
I Музыкальная культура XVIII века………………………………..4
1) Влияние петровских реформ на развитие музыкальной культуры…4
2) Влияние театра на развитие русской культуры XVIII века………...5
3) Влияние народного творчества на развитие русской музыки.............7
4) Появление крепостных хоров и оркестров. Основные жанры бытовой музыки.......................................................................................8
5) Появление русской композиторской школы.......................................10
II Музыкальная культура XVIII века...............................................14
1) Историко-культурное значение XIX века в развитии русской культуры..................................................................................................14
2) Развитие песенной культуры России и влияние на нее
войны 1812года....................................................................................15
3) Русская опера в XIX веке......................................................................17
4) Русская композиторская школа XIX века............................................19
5) Могучая кучка.........................................................................................22
Заключение.........................................................................................25
Список использованной литературы……………………………...26

Работа содержит 1 файл

История Русской музыки.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

В развитии русской  музыки Глинка сыграл роль, во многом аналогичную  той, которая принадлежит Пушкину  в развитии русской литературы. Как  и Пушкин, Глинка широчайшим образом  воспринял и претворил различные  элементы современной ему художественной культуры. Усваивая все ценное и жизнеспособное из наследия своих предшественников, Глинка преодолевает их ограниченность и достигает огромного богатства, полноты содержания и совершенства художественного воплощения. По своей внутренней уравновешенности, идеальной гармонической цельности и законченности творчество Глинки оказалось для последующих поколений таким же неоспоримым образцом и классической нормой, как и пушкинская поэзия. Глинка положил своим творчеством начало ее мировому влиянию. По глинкинскому пути идет в своем творчестве Даргомыжский. Он вносит в русскую музыку элементы большей социальной остроты, бытовой и психологической характеристичности, сатиры и юмора, подготавливая многое из того, что получит ясное оформление в творчестве молодой национальной школы 60-х годов. Глинка положил своим творчеством начало ее мировому влиянию

    Сообщения о русской музыке начинают все  чаще появляться с этого времени  в иностранной печати. За несколько  месяцев до появления статей Берлиоза о Глинке известный французский музыковед Фетис писал о молодом еще Даргомыжском, как об оригинальном многообещающем музыкальном даровании России

    Развитие  песенной культуры России

    и влияние на нее  войны 1812 года.

В области бытового музицирования происходит целый  ряд серьезных и глубоких изменений: возникают некоторые новые жанры, старые формы эволюционируют под влиянием нового жизненного содержания, меняется характер образов и интонационно-выразительных средств. Бытовая народная песня откликается на крупные политические и социальные события общенационального значения. Широкое отражение получает в ней Отечественная война 1812 г. До нас дошел целый цикл песен о двенадцатом годе, связанных с устной фольклорной традицией. По своему содержанию и музыкально-поэтическим формам они очень разнообразны. Иногда в них используются приемы старых традиционных видов народно-песенного творчества.

    Отечественная война вызвала также появление  выразительных лирических песен, в  которых запечатлены глубокая народная скорбь, печаль и горе, вызывавшиеся тяжкими бедствиями отчизны, опустошением родного края, утратой близких.

    Русская народная песня стала пользоваться исключительно широкой популярностью, распространяясь во множестве различных  обработок – для хора, голоса с сопровождением и отдельных  инструментов. С 1806 по 1815 года сборник Прача выходит вторым и третьим изданием. На его основе создавались песенные сборники общедоступного типа.

    Широко  известен был своими обработками  народных песен талантливый русский  музыкант, вышедший из крепостных крестьян, Данила Кашин. В 1833—1834 гг. вышел в свет его сборник "Русские народные песни" в трех частях. Для своего времени он является столь же характерным, как "Собрание" Прача для рубежа XVIII и XIX столетий. В начале 40-х годов появилось второе издание кашинского сборника, что свидетельствовало о его популярности и большом спросе на него. В приемах обработки Кашина ясно заметно стремление к подчеркнутой чувствительности, иногда несколько надрывного характера.

    По  одинаковому с Кашиным пути взаимопроникновения  народно-песенных и городских романсных интонаций шел другой известный собиратель песен, по происхождению крепостной крестьянин, Иван Рупин, являвшийся также талантливым певцом-исполнителем (фамилия его произносилась современниками с итальянским окончанием — Рупини) и составителем популярного песенного сборника, изданного в

1831 г.

Еще дальше идет в смысле индивидуальной свободы воспроизведения народно-песенных мелодий А. Гурилев, популярный композитор-романист — автор сборника "Избранные народные русские песни", изданного в 1849 г. Его обработки носят характер законченных романсов. При этом часто мы находим в них явно ощутимый налет цыганских интонаций.

    Рядом с различными бытовыми преломлениями  русской народной песни развивается  лирический сентиментальный романс, пользовавшийся также исключительно широкой популярностью в самых разнообразных слоях общества. Как и "российская песня" XVIII века, русский романс в преобладающей своей части был связан со сферой домашнего музицирования В музыкальном языке бытового романса простота средств сочетается с искренней непосредственностью и душевностью выражения. Но если это стремление к доходчивости, понятности и легкости усвоения имело положительную сторону, то вместе с тем оно вызывало и известную ограниченность, пользование одними и теми же стандартными вошедшими в общий обиход формулами и оборотами. Характерным выразителем этого запоздалого прекраснодушного сентиментализма был даровитый любитель Н. А. Титов (1800—1875). Он достиг своими произведениями широкой известности и заслужил даже прозвище «дедушки русского романса». Задушевная теплота эмоционального тона, простота и искренность мелодии при крайне несложной фактуре аккомпанемента — таковы главные свойства романсов Титова, создавшие им большую популярность

    К числу распространенных вокальных жанров начала XIX века принадлежала баллада, связанная с романтическими тенденциями русской литературы и искусства этого времени. Баллада вносила в область камерного вокального творчества элемент развитого драматического повествования, яркой описательности, разнообразие

    По  типу баллады, с контрастным противопоставлением  сменяющихся эпизодов и ярко живописной передачей отдельных словесных  образов, писались сочинения на тексты не только драматически-повествовательного, но и лирического характера. Такие крупные, свободные по построению вокальные пьесы назывались обычно "фантазиями".

    Русская опера в XIX веке

    Театр продолжал играть огромную роль в  русском искусстве и общественной действительности первой половины XIX века. Он привлекал людей самого разнообразного круга, глубоко потрясая пеструю толпу своих зрителей и вызывая сильные, волнующие эмоции. Для многих театр являлся насущнейшей потребностью и своими яркими, разнообразными впечатлениями восполнял будничную серость реальной повседневной жизни, втиснутой в тесные рамки строгого, сурово регламентированного казенного распорядка1

    В области драматического искусства  получали живой и непосредственный отклик выдающиеся события того времени. В период героических войн с Наполеоном на сцене театров появляется множество произведений, отражавших патриотические чувства народа, и зрительный зал нередко становился ареной бурных, восторженных демонстрации.

Воздействие новых  общественных тенденций испытывал  на себе и оперный театр, несмотря на то, что зависимость от вкусов двора и аристократической верхушки общества всегда определяли его сравнительный консерватизм и отсталость. Придворная итальянская опера официально-торжественного типа окончательно отмирает к началу XIX века. Особенным успехом пользуется в это время французская опера, все более входившая в моду уже с конца предыдущего столетия и оттесняющая итальянскую оперу с ее господствующего положения

Наибольшего блеска и процветания французский оперный  театр в Петербурге достигает  в период с 1803—1811 гг., когда во главе его стоял европейски знаменитый композитор Буальдье. Творчество этого крупнейшего мастера французской комической оперы с его поверхностной мелодической легкостью, живым весельем и непритязательной фарсовой развлекательностью пользовалось успехом у самого широкого и разнообразного круга слушателей. Благодаря своей простоте и доступности, мелодии многих песенок и куплетов Буальдье становились очень популярными и прочно укоренялись в русском быту. Французский оперный театр располагал превосходными, высокодаровитыми артистами. Конец его процветанию положили военные события 1812 г, когда все французские артисты были по распоряжению правительства высланы из российской столицы.

    В 1803 г. создается русская оперная  труппа, хотя она еще не пользовалась полной самостоятельностью и не была целиком отделена от драматического театра. До этого времени, как мы знаем, оперы русских композиторов исполнялись драматическими актерами, выучивавшими свои партии большей частью на слух.

    Окончательное разделение оперной и драматической труппы произошло в 1836 г., когда для оперных спектаклей было отведено заново сделанное помещение Большого театра. В Москве опера и балет получили здание.

    Во  главе русской оперной труппы был поставлен Каттерино Альбертович  Кавос (1776—1840), с именем которого связан целый период развития оперного искусства в России. Итальянец по происхождению, Кавос, после успешных дебютов у себя на родине, 22-летним молодым человеком приехал в Петербург. Здесь проходит весь зрелый период его жизни. Россия становится для него вторым отечеством. Почти 40 лет он стоял во главе русского оперного театра, с неутомимой энергией работая как композитор, дирижер, педагог и художественный организатор. Под непосредственным личным руководством Кавоса воспиталось целое поколение русских оперных артистов и был создан коллектив, способный исполнять сложные и значительные образцы оперной литературы. Кавосом было написано более 30 музыкально-сценических произведений различных жанров—опер, балетов, музыки к драматическим пьесам и водевилей. Как композитор, Кавос не обладал яркой и самобытной творческой индивидуальностью.

    Среди артистов русского оперного театра выдвигаются  в это время такие первоклассные  по масштабу мастера, как О. А. Петров (бас) и А. Я. Воробьева-Петрова (контральто).

    В связи с национальным подъемом, вызванным  Отечественной войной 1812 г., в опере, как и в драматическом театре, возникает тяга к героическим  сюжетам и образам родного  исторического прошлого. Появляются произведения, проникнутые идеей  народного героизма и самопожертвования во имя родины. Наиболее значительным из них была опера Кавоса "Иван Сусанин" (либретто А. Шаховского), поставленная в 1815 г. Она имела при своем появлении огромный успех и удержалась на сцене в течение целого двадцатилетия, пока ее не вытеснила из репертуара опера Глинки на тот же сюжет.

    Русская композиторская школа  XIX века

Без сомнения самым  ярким представителем композиторской школы первой половины XIX века является Михаил Иванович Глинка(1804-1857)

    Глинка  родился в семье смоленских помещиков И. Н. и Е. А. Глинок (бывших троюродными братом и сестрой). Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия — игра на скрипке и фортепиано — начались довольно поздно (1815-16) и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?.. Музыка — душа моя!».

    В 1818 Глинка поступил в Петербурге в  Благородный пансион при Главном  Педагогическом институте (в 1819 переименован в Благородный пансион при  Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом Пушкина Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернером Глинки был В. Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано (сначала у английского композитора Джона Филда, а после его отъезда в Москву — у его учеников Омана, Цейнера и Ш. Майра — довольно известного музыканта). Закончил пансион в 1822 вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля.

    Начало  самостоятельной жизни

    После окончания пансиона Глинка не сразу  поступил на службу. В 1823 он поехал лечиться на кавказские минеральные воды, затем  отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя  на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения (ушел в отставку в июне 1828). Основное место в его творчестве занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи В. А. Жуковского (1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи А. С. Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода — элегия на стихи Е. А. Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1829 Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

    Пребывание  в России (1834-1842)

    После длительного путешествия по Европе, целью которого было познакомиться  и лучше понять ее культуру, Глинка возвращается в Россию, Глинка поселился  в Петербурге. Посещая вечера у поэта Жуковского, он познакомился с Гоголем, П. А. Вяземским, В. Ф. Одоевским и др. Композитор увлекся идеей, поданной Жуковским, написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, о ком он узнал еще в юности, прочитав «Думу» К. Ф. Рылеева. Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы.

    В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным  и омрачил жизнь композитора  на многие годы.

Информация о работе Музыкальная культура XVIII века