Музыкальный минимализм. Терри Райли

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 23:27, научная работа

Описание работы

Музыкальный минимализм можно рассматривать, как концепцию, направление, стиль, технику, метод. Возникновение термина точно неизвестно, но примерно его относят к 1968-1971 гг.


Главной отличительной чертой минимализма является репитиция (повторение), отсюда вытекает еще 1 понятие, которое нередко применяют касательно минимализма,- «репетитивная музыка». Репетитивность представляет собой метод и технику композиции, которая основывается на циклах повторений коротких функционально равноправных построений- паттернов.

Работа содержит 1 файл

Музыкальный минимализм.Доклад..doc

— 67.50 Кб (Скачать)

В Центре Райли  познакомился со Стивом Райхом (Steve Reich) и Джоном Гибсоном (Jon Gibson). Они в  короткие сроки сформировали группу, пригласив в нее и других музыкантов, и приступили к записи. 

 «In C»  представляла собой стремящееся  к бесконечности движение 53 паттернов. Партитура задавала последовательность фигур, но каждый оркестрант исполнял их ad libitum. Ритм составлял магистральную линию, на которой концентрировались все фигуры, а исполнителям открывалась необъятная свобода: каждый мог сам решать, как долго играть каждую фигуру и когда совершать переход к следующей. Последняя фигура знаменовала собой окончание исполнения.  

 Единственным  требованием исполнения была  взаимная чуткость оркестрантов, ведь Райли сознательно отвергал  участие дирижера. Произведение не могло состояться, пока музыканты сами не настроятся на один ритм, не подчинят свой слух единому пульсу и не приучатся слышать друг друга на протяжении всего исполнения. Эту-то сложнейшую простоту «In C» и предстояло воплотить музыкантам. Участники группы были уже близки к отчаянию, они измучались в поисках решения столь каверзной задачи: как добиться согласованности исполнения при отсутствии дирижера. Процесс «настройки на время» (определение Терри) застопорился. Положение спасла Джинни Брекен (Jeannie Brecken), подруга Стива Райха. На фортепиано она принялась играть «до» третьей октавы, и это стало играть роль метрономадля музыкантов. 
 
 

Премьера  «In C» состоялась в Центре Пленочной  Музыки в ноябре 1964 года. «In C» обозначила верстовую отметку на шкале развития репететивной музыки, стимулировала бурное развитие этого одного из крупнейших музыкальных течений послевоенной поры и стала поистине революционным импульсом, затронувшим музыкальное сообщество по всему миру. Сам Терри считает, что главный вклад «In C» в западную музыку заключается в том, что  повторение здесь было не подручным приемом композиции, а выступало как «основной ингредиент» произведения. Мелодия отсутствовала, все, чем была музыка, заключалось в повторении одних и тех же фрагментов.  
 
 

Через интегральное множество отдельных фрагментов преодолевалась распыленность и  разбросанность сознания. «In C» на практике раскрывает отношение самого композитора  к музыке, выраженное словами: «Для меня высшая ступень в музыке это, когда ты чувствуешь, что оказываешься в месте, где нет желаний, нет стремлений, нет тяги делать что-то иное, кроме как  просто оставаться на этой высшей ступени. Когда погружаешься в медитацию, оказываешься в месте истинного спокойствия, и это лучшее место, в котором ты когда-либо был, при этом там нет ничего. Для меня это и есть музыка. Это духовное искусство». «In C» расстилает перед слушателем пленительную, сверхчувственную дорогу к высшей ступени, к первозданному Ничто, и позволяет охватить сложнейшие сплетения связей между этапами движения мысли во всей их целокупности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_______________________________________   
 

В 1967 году Филадельфийский Колледж Искусств предложил Терри сделать концерт  в художественной галерее, куда, по замыслу, люди могли приходить со своими семьями, спать в гамаках и спальных мешках. А поскольку подобная идея полностью отвечала собственным давним замыслам и представлениям Терри, он без колебаний согласился. Эти светозвуковые всенощные действа на два года стали регулярной практикой Терри. Из них впоследствии выкристаллизовались два наиболее успешных в коммерческом плане сочинения – «Poppy Nogood and the Phantom Band» и «A Rainbow in Curved Air».  
 

С Терри  был заключен контракт, и в марте 1968 года на CBS в серии Masterworks вышел винил «In C». Контракт с CBS давал Райли карт-бланш на его новые сочинения. В 1968 году была записана «Poppy Nogood and the Phantom Band», а следом за ней в 1969 – «A Rainbow in Curved Air». Обе работы представляли собой медитативные, сдержанно-колоритные, циклические импровизации на электрооргане и электроклавесине, пропущенные через систему задержки времени. Резонанс этих творений Райли был поистине широким в рок-кругах.

  

Еще работая  над записью «A Rainbow in Curved Air», Райли начал сотрудничать с Джоном Кейлом (тогда уже игравшим в составе The Velvet Underground), и в результате появился полный импровизаций альбом «Church Of Anthrax» – энергетически насыщенный клубок из рока, джаза и синтезаторной музыки,  вышедший в 1970 году также на CBS.  
 

В 1969 году перебрался на уединенное ранчо в  районе озера Тахо в Северной Калифорнии. Он был и всегда оставался по натуре затворником, так что здесь для  него был самый полезный воздух. В 1970 году его посетил Ла Монте  Янг в сопровождении гостя, встреча с которым направила течение жизни Райли по совершенно новому руслу. Этим человеком был индийский исполнитель раги Пандит Пран Натх (Pandit Pran Nath).

 

Пран Натх был ярчайшим явлением андеграунда  Индии – человек обширнейших  познаний в области классической индийской музыки, достигший в ее исполнении пределов совершенства. Райли был покорен личностью Пандита, и когда тот предложил Терри стать его учеником, последний ухватился за предложение с жаром. В сентябре 1970 Райли отправился на шесть месяцев в свою первую поездку в Индию и приступил к изучению раги – канонического древнеиндийского вокально-инструментального музицирования. Однако в 1970 году Пран Натх настоял на том, чтобы Райли продолжал писать музыку и вернулся работать в Америку. Через какое-то время Пандит и сам перебрался в Калифорнию. Вместе с Пран Натхом Терри периодически выступал на концертах, аккомпанировал мастеру, играя на тампуре, табле и исполняя вокальные партии. Это продолжалось 26 лет вплоть, до кончины учителя в 1996 году. 
 

В 1971 году по возвращении из Индии Райли  продолжил изучение вокальной техники  кирана (разновидность раги) и стал преподавать рагу в северокалифорнийском Mills College. Тогда же были записаны несколько  гипнотически-засасывающих альбомов, таких как «Happy Ending» и « The Persian Surgery Dervishes».  

В 1980 году на факультете Терри познакомился с  основателем и первой скрипкой Kronos Quartet Дэвидом Хэррингтоном (David Harrington). Терри переработал музыку, которую  писал для своих сольных выступлений, и в результате появились песни  «G-Song» и «Sunrise of the Planetary Dream Collector», специально аранжированные для квартета, синтезатора и вокала, премьера которых состоялась в 1981 году. 

Kronos Quartet дал  импульс к плодотворному и  частому сотрудничеству Райли как с самим квартетом, так и с другими музыкальными коллективами, и к настоящему времени число его совместных работ исчисляется десятками. А альбом «Salome Dances for Peace» для Kronos Quartet, по оценке американского журнала «Today», стал первым номером среди альбомов классической музыки 1989 года и был номинирован на Грэмми.           

  

С 1993 года круг разнообразных занятий Терри  пополнился ежегодными групповыми турами с западными студентами в Индию  в рамках класса индийской музыки школы. Сам Терри регулярно выступает как исполнитель раги на концертах и различных образовательных семинарах. Он также продолжает сотрудничать с другими музыкантами. 

 В настоящее  время в перерывах между концертами  и гастролями Терри живет вдали  от бурлящей цивилизации, в нескольких часах езды от Сан-Франциско в окрестностях озера Тах. Терри продолжает творить музыку, много внимания уделяет занятиям рагой.Терри Райли всегда стремился схватить в своей музыке течение вечности.  

Теперь  уже трудно найти такую область  современной музыки, которой не коснулось бы в той или иной степени влияние Терри Райли и где бы не возникла масса его последователей и эпигонов. Универсальный импульс его работ сказался на творчестве Стива Райха, Филипа Гласса (Philip Glass), Корнелиуса Кардью (Cornelius Cardew), Джона Адамса (John Adams), Дэвида Аллена (Daevid Allen), Брайана Ино (Brian Eno), а также таких столпов, как Can и Tangerine Dream.  
 
 
 
 
 
 

Cписок    литературы 
 
 
 
 

1. О. Манулкина  «Американские композиторы XX века»  
 

2.  Д. Андросова «Мiнiмалiзм в музицi» 
 

3.  Д. Туп «Океан  звука» 
 

4.  www.terryriley.net

Информация о работе Музыкальный минимализм. Терри Райли