Николай Андреевич Римский-Корсаков опера «Снегурочка»: Образ Снегурочки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, — живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства.
Богатейшая художественная культура, созданная русским народом, русская история, народный быт вызывали у Римского-Корсакова, верного последователя Глинки, подлинную влюбленность, а с ней и приливы творческого вдохновения.
Особенной притягательной силой обладали для него те памятники народного искусства и быта, в которых жизнь народа представала с ее красочной, поэтической стороны: древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки.

Работа содержит 1 файл

Snegurochka.docx

— 114.83 Кб (Скачать)

Последние две работы были предприняты композитором в первой половине 1906 года, во время творческой паузы, вызванной студенческими  волнениями, разыгравшимися в Петербургской  консерватории на протяжении 1905—1906 годов. Римский-Корсаков принял активное участие в этих событиях и выступил на стороне революционно настроенных  учащихся. Поддержав требования бастующих, он обнаружил выдающееся гражданское  мужество и выразил свое оппозиционное  отношение к реакционным властям. Не ограничившись выступлениями  на заседаниях художественного совета консерватории, композитор опубликовал  в газетах ряд открытых писем. В них он резко осуждал реакционные  действия дирекции консерватории и  Русского музыкального общества (во главе  последнего стоял один из великих  князей). В ответ на это дирекция РМО уволила Римского-Корсакова  из консерватории. В кругах музыкальной  общественности поднялась буря возмущения. В знак протеста демонстративно покинул  Петербургскую консерваторию ряд ведущих профессоров (Глазунов, Лядов, Ф. Блуменфельд, Есипова), в печати появились негодующие отклики, среди них — статья Стасова, обличавшая царских чиновников от искусства, гонителей русской музыки. «Глинку разные «распорядители» сглодали и замучили, Даргомыжского — сглодали и замучили, Мусоргского и Бородина — тоже, Балакирева — тоже; теперь дошло дело до Римского-Корсакова. Какое отвращение! Какой стыд!..» — писал Стасов.

Ярким свидетельством высокой  оценки гражданского мужества композитора  со стороны общественности явилась  постановка его оперы «Кащей Бессмертный» в марте 1905 года силами учащихся консерватории и по их инициативе. После исполнения оперы началось, чествование Римского-Корсакова, выражение ему сочувствия и поддержки. Первым произнес горячую речь в защиту композитора Стасов, за ним выступили другие ораторы, в их числе — Представитель рабочих. Вечер принял характер политической демонстрации. Присутствовавшая в помещении театра Комиосар-енской (где проходил спектакль) полиция прервала митинг и запретила второе, концертное отделение. Вскоре последовало запрещение исполнять в России произведения Римского-Корсакова, компо штор был взят под негласный полицейский надзор.

В связи с ростом революционного движения в стране и нарастанием  политического кризиса реакционные  силы были вынуждены пойти на уступки. Консерватория получила относительную  самостоятельность (была освобождена  от подчинения РМО) и, в частности, право  избрания директора. Первым выборным директором стал Глазунов. От имени художественного  совета он немедленно пригласил Римского-Корсакова  обратно в консерваторию. Таким  образом, передовая музыкальная  общественность и Римский-Корсаков оказались победителями.

Революционно-демократические  черты мировоззрения Римского-Корсакова. стойкого «шестидесятника», нашли выражение  в его произведениях и замыслах последних лет. В конце 1905 года композитор приступил к работе над сюжетом  оперы «Стенька Разин», намереваясь  запечатлеть образ народного  героя — избавителя народа от гнета. К сожалению, эта опера по ряду причин не была написана.

Завершает творческий путь Римского-Корсакова  опера «Золотой петушок», сочиненная им в период с октября 1906 по август 1907 года. Пушкинский сюжет послужил композитору для создания сатирической оперы, беспощадно обличающей самодержавие. Последние Месяцы жизни композитора  были отравлены борьбой с царской  цензурой, настаивавшей на изменении  многих мест словесного текста и покушавшейся даже на пушкинские стихи. Ценой больших  усилий и волнений Римскому-Корсакову  удалось отстоять неприкосновенность печатного либретто, но опера в  первой постановке шла все же с  многочисленными изменениями в  тексте. «Золотой петушок» был поставлен  лишь после смерти Римского-Корсакова  в сентябре 1909 года (Московская частная  опера Зимина).

За год до смерти Римский-Корсаков в последний раз выступил как  дирижер в Париже в Русских  симфонических концертах, которые  явились свидетельством мировой  славы русской музыки.

С ранней весны 1908 года Римский-Корсаков начал страдать серьезным сердечным  заболеванием. Переехав на лето в усадьбу  Любенск, он еще продолжал работу над учебником «Основы оркестровки». Последние записи им были сделаны 7 июня; в ночь на 8 июня композитор скончался.

 

 

 

 

 

Снегурочка

(Весенняя сказка)

 

Опера в четырех актах с прологом

Либретто Н. А. Римского-Корсакова

 

Действующие лица:

Царь Берендей  -  тенор

Бермята, ближний боярин - бас

Весна-красна – меццо-сопрано

Дед-Мороз - бас

Девушка-Снегурочка - сопрано

Бобыль Бакула - тенор

Бобылиха, его жена – меццо-сопрано

Лель, пастух - альт

Купава молодая девушка, дочь богатогослобожанина - сопрано

Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева - баритон

Первый бирюч - бас

Второй бирюч - тенор

Царский отрок – меццо-сопрано

Леший - тенор

Масленица, соломенное чучело - бас

 

Бояре, боярыни и свита  царя, гусляры, слепые, скоморохи, гудочники, волынщики, пастухи, парни и девушки, берендеи всякого звания обоего пола, лешие, свита Весны — птицы, цветы.

Действие происходит в  стране берендеев, в доисторическое время.

 

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ:

В начале семидесятых годов  Римский-Корсаков познакомился со сказкой  А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления. «В зиму 1879—1880 годов, — вспоминал композитор, — я  снова прочитал «Снегурочку» и точно  прозрел на ее удивительную поэтическую  красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна».

Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой  легкостью и быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу  восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить  более к ней подходящего и  так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Оптимистическая идея оперы  — прославление могущественных животворных  сил природы, несущих людям счастье  — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с  тем мысль о великой преображающей  силе искусства. В опере противопоставлены  два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие  силы природы». Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей — персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу — «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) — враждебен суровый Мороз. Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.

СЮЖЕТ

Красная горка в волшебном  царстве Берендея. Лунная ночь. Окруженная свитой птиц, опускается на землю Весна-красна. Лес еще дремлет под снегом, в стране царит холод. Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило-солнце дает земле мало света и тепла; лето стало коротким, зима — долгой и суровой. Появляется Мороз. Он обещает Весне покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Ведь Ярило только и ждет случая зажечь в сердце девушки губительный огонь любви. Родители решают отпустить дочку в слободку Берендеевку под присмотр бездетногоБакулы-бобыля. Снегурочка счастлива: давно уже ее влекут к людям чудные песни пастуха Леля. Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят. Приближается толпа веселых берендеев. Они провожают Масленицу, весело приветствуя наступление весны. Бобыль замечает появившуюся из лесной чащи Снегурочку. К великой радости Бобыля она просит взять ее в дочки.

По просьбе Снегурочки пастух Лель поет ей, но, заслышав зов  веселых подружек, бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает. Девушка обижена. К ней подходит Купава: она спешит поделиться своим  счастьем — ее любит пригожий Мизгирь, и скоро будет их свадьба. Вот  и сам жених, явившийся с богатыми дарами. По старинному обычаю он должен выкупить невесту у подружек. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь, плененный ее красотой, отказывается от Купавы. Обманутая невеста в слезах обращается к пчелкам и хмелю с мольбой наказать обидчика. Народ, возмущенный изменой Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у доброго и справедливого царя Берендея.

Царский дворец. Гусляры славят мудрого Берендея. Но на душе у него тревожно: Ярило-солнце гневается за что-то на берендеев. Чтобы умилостивить грозное божество, царь решает завтра, в Ярилин день, обвенчать всех невест и женихов. Вбегает Купава. Она рассказывает о своем несчастье. Негодующий Берендей велит привести Мизгиря и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь не оправдывается. Он только просит Берендея взглянуть на Снегурочку. Красота девушки поражает царя. Узнав, что Снегурочка не ведает любви, он понимает причину гнева Ярилы-солнца. И Берендей объявляет: юноша, который сумеет до рассвета заставить Снегурочку полюбить себя, получит ее в жены. Мизгирь просит отсрочить изгнание и клянется зажечь сердце девушки.

Догорает вечерняя заря. Берендей на поляне в заповедном лесу справляют  канун наступающего лета. В награду  за песни царь предлагает Лелю выбрать  себе красавицу по сердцу. Лель выбирает Купаву. Это до слез огорчает Снегурочку. Появляющийся Мизгирь обращается к  ней с взволнованными словами  любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство. Путь Мизгирю  преграждает Леший. Он заколдовывает  лес, дразнит Мизгиря призраком  Снегурочки. На опустевшую поляну выходят  Лель и Купава, которая нежно благодарит своего нового жениха за то, что он спас ее от позора. Снегурочка, видевшая это, в отчаянии. Она решает просить  у матери Весны сердечного тепла.

Ярилина долина. Светает. В ответ на просьбу дочери Весна надевает на нее волшебный венок. Теперь Снегурочка знает чувство любви, и новая встреча с Мизгирем зажигает ее ответной страстью. Скоро взойдет солнце, и, помня наставления родителей, Снегурочка торопит возлюбленного бежать от гибельных для нее лучей Ярилы. Но в долину спускается Берендей со свитой. При первых лучах восходящего светила царь берендеев благословляет женихов и невест. Появляется Мизгирь со Снегурочкой. Девушка говорит царю о своей безмерной любви. Однако недолго длится счастье Снегурочки. Узнав горячее человеческое чувство, дочь Мороза стала доступной мести Ярилы. Яркий солнечный луч рассекает утренний туман и падает на Снегурочку. Даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви. В отчаянии Мизгирь бросается в озеро. Народ поражен. Но мудрый Берендей спокоен: ведь существование Снегурочки было нарушением законов природы; с ее чудесной кончиной Ярило перестанет сердиться, и в стране восстановится счастливая жизнь. Лель, а за ним весь народ, запевает хвалебный гимн Солнцу.

МУЗЫКА

«Снегурочка» — самая  поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно  чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой  свежестью и мудрой простотой  народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка — со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», — писал об опере  А. П. Бородин.

Оркестровое вступление к  прологу — красочный музыкальный  пейзаж, живописующий пробуждение природы  от зимней спячки; суровая, угрюмая  мелодия Мороза сменяется нежными, обаятельными напевами Весны. В хоре «Сбирались птицы» (игровая народная песня) оркестр имитирует голоса птиц. В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты. В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя. Колоритная обрядовая сцена «Проводы масленицы» состоит из ряда хоровых эпизодов народно-песенного склада; мелодия на слова «Веселенько тебя встречать, привечать» — народного происхождения.

Первый акт открывается  протяжной песней Леля «Земляничка-ягодка»  и веселой плясовой «Как по лесу лес шумит». Ариетта Снегурочки «Как больно здесь» проникнута настроением  нежной грусти. Рассказ Купавы «Снегурочка, я счастлива» передает восторженное, порывистое чувство. Ариозо «Пчелки, пчелки крылатые» выдержано в духе народных причетов.

Во втором акте, наряду с  хоровыми эпизодами, значительное место  занимают сцены-диалоги. Неторопливая величаво-спокойная песня гусляров «Вещие, звонкие, струны рокочут» напоминает старинные эпические напевы. В  дуэте Берендея с Купавой «Батюшка, светлый царь!» сбивчивая, взволнованная  речь Купавы оттеняется ласковыми и  спокойными репликами царя. Торжественно, эпически величаво звучит гимн берендеев  «Привет тебе, премудрый». В каватине Берендея «Полна, полна чудес» на фоне мерного оркестрового сопровождения  спокойно струится мечтательная, поэтичная  мелодия.

Третий акт начинается большой массовой сценой. Девушки  и парни поют веселую хороводную песню «Ай, во поле липонька», Бобыль лихо отплясывает под разудалый  напев «Купался бобер» (обе темы народные). «Пляска скоморохов» —  виртуозный симфонический эпизод, изобилующий  яркими оркестровыми красками, увлекательными ритмами. Третья песня Леля «Туча  со громом сговаривалась» начинается пастушьим наигрышем кларнета; на его фоне возникает широкая, привольная мелодия. Вдохновенно звучит лирическое ариозо Мизгиря «На теплом синем море».

Четвертый акт передает нарастание лирических чувств героини. Нежно-ласкающий  любовный дуэт Снегурочки и Мизгиря  «Душа полна моя не страхом» льется свободно и легко. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога). Сцена таяния Снегурочки — один из трогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов. Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог Ярило».

Информация о работе Николай Андреевич Римский-Корсаков опера «Снегурочка»: Образ Снегурочки