Обрядовые песни в школьной программе музыка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

виды обрядовых песен, понятие обрядовой песни в музыке

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……3
1. Понятие и сущность, классификация обрядовых песен………….….….…….5
2. Роль обрядовых песен в жизни казахского и русского народа.........……..…..9
3. Обрядовые песни в школьной программе «Музыка»…………….….……….16
Заключение…………………………………………………………….…………..23
Список использованной литературы……………………………….……………24

Работа содержит 1 файл

курсовая лена.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

План: 

Введение……………………………………………………………………….……3

1. Понятие и  сущность, классификация обрядовых песен………….….….…….5

2. Роль обрядовых песен в жизни казахского и русского народа.........……..…..9

3. Обрядовые песни в школьной программе «Музыка»…………….….……….16

Заключение…………………………………………………………….…………..23

Список использованной литературы……………………………….……………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Актуальность  исследования 

       Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику. Традиционная культура – духовная основа самосохранения народа. Для характеристики своеобразных начал культуры исключительно важное, значение имеет сохранившийся до наших дней комплекс традиций нашей земли – одного из самостоятельных районов сложения и бытования явлений, видов и форм казахской культуры.

       Необходимо  способствовать сохранению и утверждению исконных народных культурных традиций, обеспечить к ним доступ для нынешнего и будущих поколений; дать идейно-художественное воспитание и музыкально-эстетическое образование средствами народно-песенного искусства.   Необходимо научить детей знать, любить, ценить культуру своих предков при помощи различных видов фольклора с опорой на народное песенное творчество, многообразие жанров и обрядовости. Воспитывать и формировать характер посредством народной мудрости. Воспитывать чувство любви к Родине, труду, чувство ответственности.

       Народные обрядовые песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной жизни: в любовных песнях звучат переживания молодежи; в семейных говорится об отношениях родителей и детей, мужей и жен; в солдатских - о службе, войнах, походах и так далее. А все вместе песни охватывают жизнь народа целиком, в ее прошлом и настоящем.

       У казахского народа хорошо сохранился обрядовый фольклор. Например, известные у русских колядки - это то же, что у мусульман во время поста "Жарапазан". В обрядовых песнях проходят революционные события, коллективизация, голод, война... Слушая напевы невест, плач с родными, песни-прощания, мелодии с которыми положено встречать сватов, и провожать. Свадебные напевы поражают своей душевностью и искренностью.

       Целью данной работы является проанализировать обрядовые песни у славянского и казахского народа и показать их применение на уроках музыки.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие «обрядовые песни»;
  2. раскрыть классификацию обрядовых песен;
  3. проанализировать обрядовые песни у славянского и казахского народа;
  4. показать применение обрядовых песен на уроках музыки.
 

      Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам изучения обрядовых песен в музыке. Также в ходе работы были задействованы материалы с официальных сайтов казахской народной песни (ertegi.ru) и истории казахского народа (kazakh.ru).

      Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами работы и включает в себя: введение, три части (первая часть – «Понятие и сущность, классификация обрядовых песен»; вторая часть – «Роль обрядовых песен в жизни казахского и русского народа»; третья часть – «Обрядовые песни в школьной программе «музыка»), заключение, список использованных источников.

      Структурно  курсовой проект состоит из трех частей. В первой аналитической части определяются понятие и сущность обрядовых песен, их классификация. Во второй практической части рассматривается роль обрядовых песен в жизни казахского и русского народа. В третьей практической части рассматривается вопрос применения обрядовых песен в школьной программе «музыка». 
 

1. Понятие и сущность, классификация обрядовых песен 

       В современной науке о фольклоре  принято разделять народные песни  на две основные группы: обрядовые  и необрядовые.

       Люди не всегда были уверены в том, что за зимой обязательно наступит весна, а охота будет удачной без помощи потусторонних сил. Значит, для того, чтобы все это произошло, нужно попросить о помощи. Так возникает "обряд" - особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир.

      Обрядовые песни - народные поэтические произведения, которые сопровождают родственные (свадьба, похороны) и календарные (колядки, гаивки-веснянки, русальные, купальские, жатвенные) обряды. Обрядовые песни имеют древнее происхождение. Как и сами обряды, прошли сложные исторические трансформации, понесли различных наслоений, забылись, пришли в упадок или вовсе не были зафиксированы. Однако обрядовые песни  значительно устойчивее выдержали испытание временем, чем необрядовые. Существенной приметой обрядовых песен является их связь с обрядовыми действиями, что отражается как в самом содержании, так и в поэтике. Эта связь трансформирует их строфика и ритмомелодику. Поэтому при записи обрядовых песен  конечным требованием является комментирование их содержания и характера исполнения, разграничение с лирическими песнями, которые также выполняются во время обрядовых действий, например, на свадьбах.

      Национальные  обычаи казахского народа уходят корнями  в языческие культурные традиции Великой степи. С распространением ислама казахский народ перенял и основные религиозные праздники и традиции арабского Востока, которые, появившись в Центральной Азии, изменились, включив и местные обычаи. Казахские обычаи и традиционные праздники поражают своей красочностью, богатством смыслового наполнения и в полной мере отражают сущность казахского национального характера – открытого, гостеприимного и стремящегося жить в гармонии с окружающим миром.

      Что касается русского народа, то из различных источников мы знаем, что в течение длительного времени после принятия христианства   в   народе   продолжали жить языческие    праздники,    связанные   с земледельческим календарем, и их отправление сопровождалось соответствующими обрядовыми действиями, играми и песнями. В одной из русских летописей XIII века упоминается о празднике в честь «беса Купалы», которому «еще и поныне в некоторых местностях безумные совершают поминание». В ночь с 23 на 24 июня, когда происходило это празднование, «собирается простой народ обоего пола и сплетает себе венки из съедобных трав и кореньев и, перепоясавшись зелень, разводят огонь, расставляют зеленые ветви и, взявшись за руки, ходят вокруг огня с пением песен, поминая Купалу; потом прыгают через огонь, принося жертву этому бесу». В украинском летописном своде, известном под названием Густынской летописи, описывается обряд колядования, соверщаемый в канун рождества: «А поют песни некия, в них же аще о Рождестве Христовом поминают, а болие коляду беса величают». Приверженность к этим языческим обрядам осуждается и в многочисленных церковных поучениях. По мере проникновения христианской религии в широкие народные массы язычество как целостная система верований начинало распадаться, и отдельные его элементы сохранялись только как пережиток.

       Но  если та система верований и представлений  о мире, с которой связана была языческая обрядность, постепенно забывалась и отмирала, то внешние формы обряда оказывались гораздо более стойкими и живучими.

       Обрядовая песня являлась неотъемлемой частью того сложного синтетического целого, какое представлял собой языческий обряд, и не мыслилась вне этого синтеза. Как отмечалось рядом исследователей и собирателей народного творчества, ее никогда не поют просто «для себя», наедине в часы досуга. Это песня коллективного действия, поющаяся всегда хором и, как правило, сопровождаемая соответствующими движениями   (хоровод,    пляска, шествие). Устойчивость и постоянство форм народного обряда дает основание предполагать, что и напевы обрядовых песен, неотделимые от всей совокупности    составляющих его элементов, сохранили   в своем мелодико-ритмическом и ладовом строении черты отдаленного прошлого. В народном творчестве различные жанры гораздо резче, чем в письменном профессиональном искусстве, отграничены друг от друга по своей практической «прикладной» функции, связи с определенными сторонами жизненного уклада  и    по свойственным им стилистическим признакам. Каждому из них присущ свой особый круг типических, устойчиво сохраняющихся приемов художественной выразительности,  структурных схем,  словесных и мелодических формул.  Ритуальный момент,    наличествующий в исполнении многих песен, способствует бережному отношению к традиции и заставляет строго и тщательно    охранять ее от индивидуального произвола и проникновения чуждых    элементов. Поэтому традиционные    крестьянские    песни стали    носителями столь конкретной информации, что по одному лишь напеву можно определить жанровую принадлежность песни. Из всего сказанного следует, что напевы традиционных крестьянских песен, а в первую очередь   тех, которые принадлежат к обрядовым или трудовым и исполняются   коллективно, представляют надежный материал для исследования далекого прошлого музыкальной культуры человечества.

       Классификация обрядовых песен

       Выделяют календарно-обрядовые, бытовые, хороводные и игровые обрядные песни.

       Хороводные  и игровые песни когда-то были обрядовыми. В древности с помощью песни закреплялись знания и трудовые навыки, отсюда частое и подробное воссоздание крестьянских занятий. Некоторые хороводные песни по содержанию повторяют любовные и семейные. Однако если те серьезные, то в этих много юмора, улыбки. Хороводные, плясовые и шуточные, игровые песни дополняют, смягчают общую довольно мрачную картину старой крестьянской жизни, какой она представала в некоторых любовных и семейных песнях. В плясовых песнях еще больше, чем в хороводных, юмора, озорства, более быстрый ритм. Их в народе называют «частыми» песнями.

       В старину песня играла очень важную роль в жизни народа. Она сопутствовала людям во время труда и досуга, в праздники и будни, дома и вдали от него. Песня не только веселила, ободряла и развлекала, но и помогала. Песня радовала в добрый час и утешала в ненастье.

       Календарно-обрядовая песня - цикл фольклорных песенных произведений, содержание и выполнение которых с доисторической древности связанные с летним народным отсчетом времени - народным обрядовым календарем. Первоначально этот календарь формировался в связи с циклическими изменениями в природе, с годовым кругом солнца, его поворотом на зиму и на лето, с весенним пробуждением и осенним замиранием природы. Праздничные обряды и ритуалы сопровождали песенные произведения соответствующего содержания, которые и составляют цикл Календарно-обрядовой песни. К ней относятся: колядки, посивання (новогодние поздравления), риндзивкы (рогульки), веснянки (гаивки), русальные (Троицкий, петривчани, царинни), купальские (собиткови), обжинки песни. Жанровая структура их имеет твердую общеукраинскую основу на всем этническом пространстве, хотя встречаются региональные варианты. Христианство адаптировало старый мировоззрение народа вместе, с древними языческими обрядами, календарю. Языческая основа Календарно-обрядовых песнен прошла сложную трансформацию, без понимания которой невозможно толковать ее содержание. Это, прежде всего, касается произведений весенне-летнего цикла - гаивок, веснушек, русальных, купальских песен, самое позднее и слабое соединились с календарем христианских праздников и обрядов, а потому меньше всего сохранились.

       Песни календарно-обрядового цикла (в отличие от лирических и ряда других) поются только в определенное время года, и заставить деревенского певца исполнить их в какое-нибудь другое время бывает трудно. 

       2. Роль обрядовых  песен в жизни казахского и русского народа 

       У казахского народа хорошо сохранился обрядовый фольклор. Например, известные у русских колядки - это то же, что у мусульман во время поста "Жарапазан". Оказывается, были у казахов и свои шаманы, их называли баксы. До того, как приступить к лечению больного, они вызывали духов в песенной форме.

       Обряды, связанные с рождением  ребенка.

       Шилдехана – традиционный той в честь новорожденного. На этот праздник, как правило, собирается молодежь. Гость поздравляют родителей малыша и желают долгих лет жизни, говоря: «Счастья тебе малыш. Долгих лет жизни тебе. Будь сыном не только своих родителей, по и Родины!».

       Колыбель  – через несколько дней после рождения ребенка родители устраивают праздник укладывания новорожденного в колыбель. Родственники со стороны матери ребенка или многодетная мать дарят колыбель ребенку. Это символизирует видеть многодетной семью матери новорожденного. Помахивая зажженной веточкой, женщина отгоняет злых духов и очищает от запахов колыбель. После этого она стеллит маленькие подушки и одеяла. Укладывают ребенка в колыбель  и пеленают его. Специально сшитыми лентами крепко прикрепляет ребенка в трех местах. Приговаривая свои пожелания накрывает его одеялом. Затем накрывает шапаном, шубкой, чтоб ребенок стал сыном народа, вешает уздечку и плетку, чтоб стал хорошим наездником, прикрепляет тумар, чтоб не сглазили, привязывает когти беркута, чтоб имел зоркий глаз. В последующие дни ребенка укрывают только одеялом. Гости пришедшие на праздник, бросают шашу: сладости, деньги, кольца и при этом произносят добрые пожелания.

       Когда ребенку исполняется 40 дней. То проводится своеобразный ритуал. Считается, что  в через 40 дней начинается новый  период в жизни ребенка. Женщины купают ребенка в тазике, на дно которого бросают монеты, кольца. Старшая из женщин поливает на ребенка 40 ложек воды, приговаривая при этом: «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее окрепнут твои ребра». Кольца и монеты берут себе в подарок женщины, принимавшие участие в этом ритуале. После купания стригут волосы и ногти ребенка. Ногти кладут заворачивают в тряпочку и закапывают в укромное место, где не ступает нога человека. Волосы кладут в тряпочку и пришивают к плечу одежды малыша. В первую рубашку, которую носил малыш до 40 дней, заворачивают сладости, привязывают на шею собаки и пускают прочь. Дети, догнав собаку. Отвязывают рубашку и делятся сладостями между собой.

Информация о работе Обрядовые песни в школьной программе музыка