Обучение слушанию музыки в младшей и средней группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:14, контрольная работа

Описание работы

В детском саду музыка сопровождает ребенка с самого раннего возраста до последнего дня пребывания. Уже в младшей группе посредством восприятия музыки происходит закладка духовно – нравственного начала в ребенке. Такие произведения, как «Птичка», «Зайчик», «Серенькая кошечка» учат детей любить животных, сопереживать им («кошечка потеряла котяток»), нести ответственность за братьев меньших, не обижать их («маленькой птичке зернышек я дам»).

Содержание

1. Значение слушания музыки в жизни детей.
2. Возрастные возможности слушания музыки детей 3-4 лет.
3. Приемы, используемые при слушании музыки в младшей и средней группах.
4. Задачи и методика обучения слушанию музыки в младшей и средней группах.
5. Характеристика репертуара по слушанию музыки в младшей и средней группах.
Практическая часть.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

музыка.docx

— 34.19 Кб (Скачать)

Министерство образования  Иркутской области

Областное государственное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

«Братский педагогический колледж  №1»

 

 

 

Домашняя контрольная  работа

по дисциплине: " Методика музыкального развития детей"

студентки заочного отделения

группы 42Д

Коржемановой Елены Николаевны

Шифр № 0903

Вариант №3

 

 

 

 

                                                                        

 

                                                                          Проверил____________________

                                                                          Оценка______________________

                                                                                                        Дата__________

ТЕМА: ОБУЧЕНИЕ СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ В МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППАХ.

План:

  1. Значение слушания музыки в жизни детей.
  2. Возрастные возможности слушания музыки детей 3-4 лет.
  3. Приемы, используемые при слушании музыки в младшей и средней группах.
  4. Задачи и методика обучения слушанию музыки в младшей и средней группах.
  5. Характеристика репертуара по слушанию музыки в младшей и средней группах.

Практическая часть.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Значение слушания  музыки в жизни детей.

В детском саду музыка сопровождает ребенка с самого раннего возраста до последнего дня пребывания. Уже  в младшей группе посредством  восприятия музыки происходит закладка духовно – нравственного начала в ребенке. Такие произведения, как  «Птичка», «Зайчик», «Серенькая кошечка» учат детей любить животных, сопереживать им («кошечка потеряла котяток»), нести  ответственность за братьев меньших, не обижать их («маленькой птичке зернышек я дам»).

Ребенок взрослеет и усложняются задачи в становлении личности ребенка через слушание музыки. Дети знакомятся с новыми произведениями и воспринимают их на более глубинном осознанном уровне, как в плане эмоциональном, так и в духовном. Например, слушание произведения П. И. Чайковского «Болезнь куклы» вызывает очень глубокое чувство сопереживания, соучастия, дети пропускают через себя данную ситуацию и находят отклик в своем сердце.

Произведение Р. Шумана «Смелого наездника» вызывает у детей желание  быть смелыми, сильными, храбрыми, защищать слабого, прийти на помощь.

Большое значение в духовно-нравственном развитии детей 5-7 лет имеет воспитание патриотических чувств, любви к Родине, которое формируется на таких  праздниках как День Защитника Отечества, День Победы, День Города. Проведение таких  мероприятий вызывает у детей  интерес к явлениям общественной жизни, традициям и праздникам  своей страны, своего города, наполняет  детские сердца гордостью за сопричастность ко взрослой жизни.

Все это рождает прекрасные чувства к своей Родине, которые  в свою очередь выражаются  из любви и привязанности к близким  людям, к семье, где ребенок окружен  заботой, вниманием, лаской.

Постепенно чувство любви, уважения к родным переносится на других людей – работников дошкольного  учреждения, соседей, знакомых.

В условиях разрушения прежних  идеалов приоритетным направлением деятельности в системе образования  на современном этапе развития общества должно стать, я считаю, духовно-нравственное становление детей, которое неотделимо от патриотизма.

 

2.Возрастные возможности  слушания музыки детей 3-4 лет.

В младших группах детского сада в силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Выразительные интонации  певческого голоса, мимика поющего  особенно их захватывают. Характерны для  этого возраста  внешние проявления эмоций -  жесты удивления,  восхищения , выражающиеся в подпрыгивании,  прихлопывание.  Однако  чувства, вызванные музыкой, быстро возникают и так же быстро исчезают.

 

3.Приемы, используемые  при слушании музыки в младшей  и средней группах.

Слушание музыки в младших  и средних группах является как  самостоятельным видом деятельности, так и моментом , предваряющим  детское пение и музыкально –ритмические движения , ибо прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить некоторый запас музыкальных впечатлений.

В младших группах  в  процессе слушания музыки  педагог  стремится: 

-накапливать у детей  музыкальное впечатление, вызывают  у них радостное настроение;

-развивать умение различать  звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, дослушивать до конца произведения, запоминая его;

-развивать умение чувствовать  характер музыки,  различать простейшие  формы, рассказывать о чем поётся в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.

 В процессе слушания  музыки в средней группе педагог должен:

-формировать умение слушать  музыку заинтересованно, внимательно , до конца, откликаясь на её характер и настроение;

-развивать память путем  узнавания песен, инструментальной  пьесы по сыгранной мелодии  или пропетой без слов;

-воспитывать интерес  и любовь к музыке, желание слушать её, накапливать музыкальные впечатления;

-средствами музыки содействовать  возникновению чувства любви к окружающему.

На занятиях в процессе слушания музыки дети получают ограниченные  сведенья, направленные на разъяснение  произведений , которые они слушают. Тем более важно требовать от детей точных, конкретных  ответов.

Систематические упражнения детей в слушание музыки  вырабатывают у детей  устойчивость слухового  восприятия. Именно это помогает ребенка  более эмоционально, сознательно  воспринимать музыку. Выполнение правил слушания музыки и ее краткий анализ  постепенно становится  потребностью  и в дальнейшем приводит к воспитанию культурного слушателя.

В целом в музыке для  детей младшего и среднего дошкольного  возраста должна преобладать гамма  светлых , жизнерадостных настроений. Тематика произведений может быть сомой разнообразной , но должна  относится к близким и понятным явлениям в жизни детей.

 В практике детских  садов необходимо стремится   к известной стабильности репертуара,  к ограниченному количеству произведений .  Некоторые песни , инструментальные пьесы,  будут сначала слушаться детьми , в другой возрастной группе исполнятся  , а затем войдут в быт.

Слушание музыки проходит по трем этапам:

  1. Первоначальное знакомство детей с музыкальным  произведением.
  2. Повторное слушание, привлечение внимания детей к основным средствам  музыкальной выразительности.
  3. Узнавание  произведений , уточнение отдельных средств выразительности.

На каждом из этих этапов применяются определённые методические приёмы.

На первом этапе педагог  должен  возбудит интерес к произведению, выразительно исполнив его. Первое  исполнение должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление  в сознание ребёнка. На этом этапе  необходимо приучать детей внимательно  вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке. Слово педагога посвященное музыке должно быть кратким,  образным. В младших группах в ходе пояснения педагог может использовать художественную игрушку, помогающую восприятию музыкального образа. Судить о музыкальном восприятии  следует по высказываниям детей,  выражением лица в прцессе слушания, которые свидетельствуют об заинтересованности детей или об отсутствие  таковой.

На втором этапе – повторном  слушание- перед педагогом стоит  задача активизации  процесса  восприятия музыки. Педагог  поясняет композицию  музыкального произведения, обращает внимание на  вступление,   заключение, а также на основные средства  музыкальной выразительности. Можно  использовать игрушки и игровые  приемы обучения, показать картинку, тематически  связанную с содержанием произведения. Так , например, повторно исполняя пьесу «Курочка» Н. Любарского, педагог предлагает детям «поклевать» как курочка, т.е. постучать пальцем левой руки о левую ладонь. Этот этап характеризуется углубленным восприятием музыки, уже не однократно  слышанной, путем привлечения внимания к отделенным элементам музыкальной выразительности: развитием музыкальной памяти.

На третьем этапе  слушания музыкальных произведений ребенок  начинает узнавать их, что свидетельствует  о сформировавшихся представлениях о музыке. В результате частого повторения произведений дети запоминают их, выделяют более понравившиеся.  У них проявляется более избирательное отношение к музыке. Дети просят повторить их любимые произведения, потому, что  хотят вновь испытать вызванные ими чувства.

 Желательно чтобы знакомые  детям произведения исполнялись  на разных инструментах- аккордеоне,  балалайке, баяне и др.  Это обогащает музыкальное восприятие и слух детей, развивает их память воображение.

 

 

4.Задачи и методика  обучения слушанию музыки в  младшей и средней группах.

Программа воспитания дошкольников по разделу «Слушание музыки»  имеет конкретные задачи:

-знакомить детей с  художественными, доступными их  восприятию образцами современной , классической, народной музыки.

-развивать музыкальную  восприимчивость детей, способность  эмоционально откликаться на  чувства, выраженные в музыке.

-различать музыкальные  образы, особенности их развития.

-дать первоначальное  сведенье о музыке, подводить  к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера,  средств выразительности, оценочное отношение.

Методика обучения навыкам  слушания музыки сложный процесс  развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного  исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств.

Исполнение музыки  и  слово педегога- методы обучения. 

Художественное исполнение музыки -- это выразительность, простота, точность. Здесь недопустимы различного рода упрощения и искажения, которые лишают ребят нужных эмоциональных переживаний. Так как вокальные и инструментальные произведения слушают дошкольники, то важно, чтобы звучность и темп были умеренными (без эффектной эстрадности), а звучание естественным и мягким.

Слово педагога о музыке должно быть кратким, ярким, образным и  направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной  выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять излишними  разговорами о музыке, ее особенностях. Можно считать лишенными педагогического  смысла беседы, побуждающие детей  к формальным ответам: музыка громкая, тихая, быстрая и т. д. Но перед  слушанием песен и пьес необходимо направляющее слово руководителя.

Слово педагога должно разъяснить, раскрыть чувства, настроения, выраженные музыкальными средствами.

Формы словесного руководства  различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Их использование  зависит от конкретных воспитательных и учебных задач, вида музыкального произведения (вокального, инструментального), момента ознакомления (первоначальное или повторное слушание), жанра, характера  произведения, возраста маленьких слушателей.

Направляя внимание детей  на восприятие вокальной музыки, педагог  строит беседу, опираясь на единство музыкального и поэтического текста. Знакомя с  инструментальной музыкой, он делает небольшие  пояснения более общего характера. Если пьеса имеет программу, она, как правило, выражена в названии, например «Марш деревянных солдатиков»  П. Чайковского. Исполняя ее впервые, педагог  поясняет: «Музыка четкая, легкая, ведь солдатики маленькие, деревянные -- это игрушечный марш». При повторном прослушивании обращает внимание на то, что, когда солдатики подходят ближе, музыка звучит громче, а когда уходят, звучание затихает. Позднее дети самостоятельно различают динамические оттенки, осмысливая их выразительное значение.

Пояснения педагога на занятиях с малышами предельны, коротки, обращены на основной образ.

Беседа сопровождается проигрыванием  отдельных вариаций, музыкальных  фраз. Музыка воспринимается в развивающейся  форме, дети начинают чувствовать и  понимать «музыкальную речь».

В словесных указаниях  педагог неоднократно (с помощью  образного, короткого рассказа или  выразительно прочитанного стихотворения) отмечает связь музыки с теми явлениями  жизни, которые в ней отраженны.

Наглядность - метод обучения

Использование наглядных  приемов для активизации музыкального восприятия зависит от источника  дополнительной информации о музыке. Если это литературное произведение (стихи, цитата из поэтического текста песни, из рассказа, загадка, пословица) или фрагмент исполняемого произведения (вспомним музыкальное вступление к  песням «Петушок», «Птичка»), то можно  говорить о применении наглядно-слуховых приемов. Эти приемы обращены к слуху  ребенка. Наглядность понимается как  метод познания музыки. Живое созерцание не обязательно зрительное. Для развития музыкального восприятия очень ценны  музыкальные и литературные цитаты, направленные на подчеркивание каких-либо характерных особенностей музыки.

Информация о работе Обучение слушанию музыки в младшей и средней группах