Полифония в инструментальных циклах Шостаковича

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на примере анализа двух инструментальных циклов Шостаковича (5-я и 7-я симфонии) выявить роль полифонии, как фактора развития.
Задачи:
1) Изучить и классифицировать литературу по творчеству Шостаковича.
2. Рассмотреть роль полифонии в 2-х инструментальных циклах с точки зрения:
2.1) полифоничности музыкального тематизма.
2.2) полифоничности, как фактора развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…...3
Глава 1. Полифония Д. Шостаковича в контексте стиля
1.Обзор литературы по творчеству Шостаковича………………..5
Глава 2. Реализация полифонических принципов в
инструментальной музыке Шостаковича
1. Полифония в экспозиционных разделах формы………………...24
2. Полифония а развивающих разделах формы……………………..28
Заключение……………………………………………….……………….21
Библиография………………………………….……………………….…23

Работа содержит 1 файл

OK ред.docx

— 1.12 Мб (Скачать)

Кафедра музыкальных медиатехнологий 

Курсовая  работа 

Полифония в инструментальных циклах Шостаковича 
 

                                                                   

                                                                    Выполнил студент 4 курса

                                                                    специализации «Музыкальная звукорежиссура»

                                              

                                             Научный руководитель:

                                                                 кандидат искусствоведения, доцент 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Краснодар – 2010

Оглавление 

    Введение……………………………………………………………….…...3

    Глава 1. Полифония Д. Шостаковича  в контексте стиля

      1.Обзор литературы по творчеству Шостаковича………………..5

    Глава 2. Реализация полифонических принципов в

    инструментальной  музыке Шостаковича

           1. Полифония в экспозиционных разделах формы………………...24

          2. Полифония а развивающих разделах формы……………………..28

         Заключение……………………………………………….……………….21

         Библиография………………………………….……………………….…23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Д. Шостакович – одна из ярчайших фигур  ХХ века. Его музыка, отличаясь глубиной и богатством образного содержания, продолжает оказывать сильное эмоциональное воздействие на слушателей и сегодня. Внутренний мир человека с его мыслями и настроениями, человека, борющегося против насилия и зла – главная тема, получившая многогранное воплощение в огромном и жанрово разнообразном творческом наследии композитора, которое уже долгое время привлекает внимание музыкантов, музыковедов и искусствоведов. Неоднократное возвращение к анализу произведений Д. Шостаковича даёт исследователям, композиторам, дирижёрам и исполнителям интересный  материал для глубокого теоретического и творческого освоения.

    Наметим основные направления, по которым идёт изучение его наследия, классифицируя литературу о Д. Шостаковиче по трём принципам: жанру, проблематике, хронологическим периодам.

    По  жанровому признаку работы можно поделить на: монографии и тексты-воспоминания.

    С точки зрения проблематики, затронутой исследователями, можно выделить работы, представляющие собой:

    1.Литературное  наследие самого Д. Шостаковича,  включающее его воспоминания и статьи ;

    2.Воспоминания  современников о Д. Шостаковиче и основанный на документальном материале свод фактов жизни и творчества композитора ;

    4.Исследования, характеризующие особенности стиля  Д. Шостаковича более обобщённо и более конкретно (с точки зрения отдельных элементов музыкального языка):

    5.Работы, не связанные напрямую с именем  Д. Шостаковича, но так или  иначе затрагивающие особенности  стиля композитора.

    Научные труды о творчестве и личности Д. Шостаковича можно сгруппировать и по определённым периодам времени их создания:

    Объект  исследования - полифония в творчестве Шостаковича.

    Предмет исследования – реализация принципов полифонии в инструментальных произведениях Шостаковича.

    Цель  работы – на примере анализа двух инструментальных циклов Шостаковича (5-я и 7-я симфонии) выявить роль полифонии, как фактора развития.

    Задачи:

    1) Изучить и классифицировать литературу по творчеству Шостаковича.

    1. Рассмотреть роль полифонии в 2-х инструментальных циклах с точки зрения:

        2.1) полифоничности музыкального тематизма.

        2.2) полифоничности, как фактора развития. 

    Глава 1. Полифония Д. Шостаковича  в контексте стиля.

        Обзор литературы по творчеству Шостаковича 

    Монографии

  1. Данилевич Л. Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество. – М.: Советский композитор,1980. – 302с.
  2. Данилевич Л. Наш современник. Творчество Шостаковича. – М.: Музыка, 1965. – 330с.
  3. Лукьянова. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. – М.: Музыка, 1980. – 173с.
  4. Мейер К. Шостакович: жизнь, творчество, время: Пер. Гуляевой Е. – 2-е изд. – Спб.: DSCH: композитор, 2001. – 559с.
  5. Михеева Л. Жизнь Дмитрия Шостаковича. – М.: Терра, 1997. – 368с.
  6. Роузбери Э. Шостакович. – Урал LTD. – 206с.
  7. Сабинина М. Дмитрий Шостакович. – М.: Знание, 1959. – 32с.
  8. Третьякова Л. Дмитрий Шостакович. – М.: Сов. Россия, 1976. – 240с.
  9. Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: Моногафия в 2-х книгах,        

книга 1. – Л.: Советский композитор, 1986.

10)Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: Моногафия в 2-х книгах, книга 2. – Л.: Советский композитор, 1986. – 624с.

11)Хентова С. Д. Шостакович. Тридцатилетие 1945 – 1975: Монография. – Л.: Советский композитор, 1982. – 354с.

12)Хентова С. Жизнь Шостаковича – в иллюстрациях и слове. – Спб.: Канон, 2000. – 152с.

13)Хентова С. Молодые годы Шостаковича. Книга первая. – Л.: Советский композитор, 1975. – 332с.

14)Хентова С. Молодые годы Шостаковича. Книга вторая. – Л.: Советский композитор, 1980. – 264с.

15)Хентова С. Шостакович в Петрограде – Ленинграде. – Л.: Лениздат, 1981. – 304с. 

        Тексты-воспоминания

  1. Шостакович Д. О времени и о себе 1926 – 1975./ Под ред. Г. Прибегиной. – М.: Советский композитор, 1980. – 375с.
  2. Шостакович Д. Письма к другу: Дмитрий Шостакович Исааку Гликману. – М.: DSCH; СПб Композитор, 1993. – 335с.
  3. Шостакович М. и Г. Наш отец DSch / Записал протоирей М. Ардов. – М.      Захаров, 2003.- 176с.
 

    По  проблематике

    Литературное  наследие самого Д.Шостаковича,

    включающее  его воспоминания, статьи и заметки

  1. Шостакович Д. Год как жизнь // Культура и жизнь. – 1965. – вып.9. – С.30.
  2. Шостакович Д. Музыка в кино // Литературная газета. –  1939. – 10 апреля.
  3. Шостакович Д. О времени и о себе 1926 – 1975./ Под ред. Г. Прибегиной. – М.: Советский композитор, 1980. – 375с.
  4. Шостакович Д. Письма к другу: Дмитрий Шостакович Исааку Гликману. – М.: DSCH; СПб Композитор, 1993. – 335с.
  5. Шостакович Д. Статьи и материалы: Сб. статей / Под ред. Г. М. Шнеерсон. – М.: Советский композитор, 1976. – 336с.
 

    По  хронологии

    1957 – 1969

    1957

  1. Лебединский Л. Хоровые поэмы Шостаковича. Пояснение. – М.: Советский композитор, 1957. – 46с.

    1959

  1. Сабинина М. Дмитрий Шостакович. – М.: Знание, 1959. – 32с.

      1961

  1. Орлов Г. Симфонии Шостаковича. – Л.: Государственная музыкальное издательство, 1961. – 317с.

    1962

  1. Черты стиля Д.Шостаковича: Сб. статей / Под ред. Л. Бергер. – М.: Советский композитор, 1962. – 385с.

    1964

  1. Хентова С. Шостакович-пианист. – Л.: Музыка, 1964. – 91с.

    1965

  1. Бобровский В. Программный симфонизм Шостаковича // Музыка и современность. – М.: Музыка, 1965. – вып. 3. – С. 32 – 67.
  2. Григорьев Г. Первая опера Шостаковича «Нос» // Музыка и современность. – М.: Музыка, 1965. – вып. 3. – С. 68 – 103.
  3. Данилевич Л. Наш современник. Творчество Шостаковича. – М.: Музыка, 1965. – 330с.
  4. Должанский А. Камерные инструментальные произведения Д. Шостаковича. – М.: Музыка, 1965. – 56с.
  5. Сабинина М. Симфонизм Шостаковича. Путь к зрелости. – М.: Наука, 1965. – 175с.
  6. Шостакович Д. Год как жизнь // Культура и жизнь. – 1965. – вып.9. – С.30.
  7. Шумская Н. Традиции и новаторства в опере Шостаковича «Катерина Измайлова» // Музыка и современность. – М.: Музыка, 1965. – вып. 3. – С. 104 – 121.

    1966

  1. Орлов Г. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Краткий очерк жизни и творчества. – М. – Л.: Музыка, 1966. – 120с.

    1967

  1. Бобровский В. Программный симфонизм Шостаковича (статья вторая. Тринадцатая симфония) // Музыка и современность. – М.: Музыка, 1967. – вып. 5. – С. 38 – 73.
  2. Левая Т. Девятая симфония Шостаковича // Музыка и современность. –М.: Музыка, 1967. – вып. 5. – С. 3 – 37.
  3. Этингер М. Гармония в полифонических циклах Хиндемита и Шостаковича // Теоретические проблемы музыки XX века. – М.: Музыка, 1967. – вып 1. – С.441 – 471.

    1969

  1. Задерацкий В. Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостаковича. – М.: Музыка, 1969. – 270с.
 

    1970 – 1975

    1970

  1. Должанский А. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича. – Ленинград: Советский композитор, 1970. – 258с.
  2. Майский В. Об «эпизоде нашествия» в Седьмой симфонии Шостаковича. // Вопросы теории музыки. – М.: Музыка,1970. – вып.2. – С. 382 – 395.
  3. Фрумкин В. От Гайдна до Шостаковича. – Л.: Музыка, 1970.

    1971

  1. Арнштам Л. «Златые горы» // Советский экран. – 1971. – №23.
  2. Гуревич Вл. Шостакович – редактор «Хованщины» // Музыка и современность. – М.: Музыка, 1971. – вып.7. – С.29 – 68.
  3. Мнацаконова Е. О цикле Шостаковича «Семь романсов на стихи Александра Блока» // Музыка и современность. – М.: Музыка, 1971. – вып.7. – С.69 - 87.
  4. Орлов Г.  Симфонизм Шостаковича на переломе // Вопросы теории и эстетики музыки. – Л.: Музыка, 1971 – вып. 10. – С.3 – 31.
  5. Фрадкина Э. О некоторых интонационных оборотах в киномузыке Шостаковича // Из истории музыки XX века. – М.: 1971. – С. 62 – 62.
  6. Цукер А. Тема народа у Шостаковича и традиции Мусорского. // Вопросы теории и эстетики музыки. – Л.: Музыка, 1971 – вып. 10. – С.32– 59.

    1972

  1. Бобровский В. О некоторых сторонах ладотональной переменности в музыке Д. Д. Шостакович (на примере Largo из Пятой симфонии) // Проблемы лада/ под ред. К. Южак. – М.: Музыка, 1972. – С.239 – 251.
  2. Дельсон В. Фортепианное творчество Д. Д. Шостаковича. – М.: Советский композитор,1972. – 247с.
  3. Должанский А.Некоторые вопросы теории лада. Об использовании различных ладовых систем в музыке Шостаковича // Проблемы лада / под ред. К. Южак. – М.: Музыка, 1972. – С.31 – 32.
  4. Тараканов М. Новая тональность в музыке ХХ века // Проблемы музыкальной науки. – М.: Советский композитор, 1972. – вып.1. – С.5 – 35.
  5. Федосова Э. Диатоника как основа тематизма поэмы Д. Д. Шостаковича «Казнь Степана Разина» // Проблемы музыкальной науки. – М.: Советский композитор,1972. – вып.1. – С.138 – 168.

    1973

  1. Григорьев Г. Из наблюдений над ранним стилем Д. Шостаковича // Проблемы музыкальной науки. – М.: Советский композитор,1973. – вып.2. – С.133 – 149.
  2. Холопова В. Об одном принципе хроматики в музыке ХХ века // Проблемы музыкальной науки. – М.: Советский композитор,1973. – вып.2. – С. 331 – 344.

    1974

  1. Бобровский В. О некоторых чертах стиля Шостаковича шестидесятых годов (статья первая) // Музыка и современность. – М.: Музыка, 1974. – вып. 9. – С.161 - 201.
  2. Григорьева Г. Особенности тематизма и формы в сочинениях Шостаковича 60-х годов // О музыке. Проблемы анализа. – М.: Советский композитор, 1974.  -  С. 264 – 271.
  3. Фрадкина Э. Музыка к кинофильму «Гамлет» - программная симфония Шостаковича // Вопросы теории и эстетики музыки. – Л.: Музыка, 1974. – вып. 13. – С.126 – 145.

Информация о работе Полифония в инструментальных циклах Шостаковича