Полифония в работе с учениками

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 14:16, реферат

Описание работы

Работа над полифоническими произведениями является важнейшей частью обучения фортепианному исполнительскому искусству, ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова.
Воспитание полифонического мышления и полифонического слуха, позволяет ученику слышать и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. С помощью полифонической музыки педагог открывает перед ребенком интересный и сложный мир уже с первого года обучения в музыкальной школе.

Содержание

Введение

Глава 1. Виды полифонии.

Глава 2. О работе над фортепианными полифоническими произведениями.

2.1 Полифонический слух как комплекс музыкально-слуховых представлений.

Глава 3. Работа над полифоническими произведениями в младших классах

детской музыкальной школы.

3.1 Работа над полифоническими произведениями И.С. Баха. Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

Реферат музыкальная педагогика.doc

— 100.00 Кб (Скачать)
 

             СОДЕРЖАНИЕ     

Введение

Глава 1. Виды полифонии.

Глава 2.  О работе над фортепианными полифоническими произведениями.

    2.1 Полифонический слух как комплекс музыкально-слуховых представлений.

Глава 3. Работа над полифоническими произведениями в младших классах

     детской музыкальной школы.

      3.1 Работа над полифоническими произведениями И.С. Баха. Заключение

Библиография 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Работа  над полифоническими произведениями является важнейшей частью обучения фортепианному исполнительскому искусству, ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова. 
Воспитание полифонического мышления и полифонического слуха, позволяет ученику слышать и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. С помощью полифонической музыки педагог открывает перед ребенком интересный и сложный мир уже с первого года обучения в музыкальной школе.

     Педагог должен воспитывать в учащихся любовь к музыке и отношение к ней  как к искусству, способному передавать в художественных образах различные чувства, настроения и переживания. В то же время занятия музыкой должны способствовать общепедагогическим задачам, воспитывать в ученике чувство дисциплины, умение работать и преодолевать возникающие трудности. Одной из таких задач является работа над полифоническими произведениями. До того как ребенок приступит к изучению полифонии, он должен на доступном ему уровне овладеть музыкальным языком, полюбить его. Для этого учитель должен проявить такт, мудрость и свои музыкальные познания. Работая с учеником над полифонией, педагог должен приучать учащегося вслушиваться в музыкальную ткань сочинения, добиваться не только точного исполнения нотного текста и правильной фразировки, но и осмысленной передачи содержания и характера музыки. Выполнение этих задач во многом зависит от умения преподавателя ярко, образно и понятно рассказать ученику о данном произведении, обратив его внимание на выразительные средства, которыми рассказывается музыкальный образ полифонии.  
 

ГЛАВА 1

ВИДЫ  ПОЛИФОНИИ.

     ПОЛИФОНИЯ (от поли... и греч. phone — звук, голос), вид многоголосия в музыке, основан  на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий (в противоположность гомофонии). Родственный термин контрапункт. Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующее общее звучание. Полифония противоположна гомофонно-гармоническому многоголосию, в котором главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. Полифония складывается из мелодико-линеарных голосов, получающих в произведении широкое развитие.

     Полифония бывает трех видов — имитационная, контрастная и подголосочная.

     Подголосочная полифония образуется от одновременного звучания основной мелодии и ее вариантов-подголосков. Она характерна для некоторых народно-песенных культур, откуда перешла в творчество профессиональных композиторов.

     Имитационная  полифония разрабатывает одну и ту же тему, имитационно переходящую из голоса в голос. На этом принципе основаны формы канона и фуги.

     Контрастная полифония проводит голоса в одновременные  самостоятельные голоса, нередко  относящиеся к различным музыкальным  жанрам темы. Этот вид полифонии  синтезирует тематический материал, который служит сопоставлению и объединению различных его пластов.

     Формы полифонии, начиная с XII-XIII вв. сильно менялись. Выделяются эпохи строгого стиля с вершиной в творчестве Дж. Палестрины и свободного стиля в искусстве И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, традиции, которых продолжены В.А. Моцартом, Л. Бетховеном и композиторами последующего времени. Полифонии эпохи Возрождения, или хоровой полифонии строгого стиля, свойственны опора на диатонику, плавная мелодика, нединамичная, сглаженная ритмическая пульсация; основные жанры — месса, мотет, мадригал, шансон. Полифония свободного стиля (XVII-XX вв.) — преимущественно инструментальная с ориентацией на светские жанры токкаты, ричеркара, фуги и др. Ее особенности связаны с эволюцией гармонии, тональности, в XX в. — также с додекафонией и другими видами композиционной техники.

     В музыке XVIII-XX вв. все виды полифонии порой соединяются в сложных сплетениях. Таковы формы фуги и канона на две (три и т.д.) темы, объединение имитационного развития с выдержанной самостоятельной темой, например хорал (кантаты И.С. Баха), пассакалья (П. Хиндемит) и другие.    

       В истории европейской полифонии  выделяют 3 периода. Основные жанры  раннеполифонического периода (IX-XIV вв.) — органум, мотет. Полифония занимает большое место в русском, украинском, грузинском творчестве, первый же взлет профессионального искусства полифонии связан с музыкой партесного стиля. Классическую форму русская полифонии получила в творчестве М.И. Глинки и последующих русских музыкальных классиков. Полифония ведущий элемент музыкального языка композиторов XX в., в частности И.Ф. Стравинского, Н.Я. Мясковского, С.С. Прокофьего, Д.Д. Шостаковича, Р.К. Щедрина, П. Хиндемита, Б. Бриттена.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА  2.

О РАБОТЕ НАД ФОРТЕПИАННЫМИ ПОЛИФОНИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.

     Полифония является неотделимой частью всей фортепианной литературы. В известном смысле вся  фортепианная музыка полифонична. Полифоническая ценность и воспитательное значение полифонических произведений делают их незаменимыми в процессе обучения ученика. Работа над полифонией является важным фактором в музыкальном развитии учащегося, а недостаточное внимание в процессе обучения к проблемам полифонического стиля неизбежно отрицательно сказывается на всем облике начинающего музыканта.

      Все выдающиеся музыканты подчеркивали огромнейшую важность работы над  полифонией в процессе обучения, уделяли  большое внимание овладению навыками полифонической игры в своей педагогической практике. Занятия полифонией –  лучшее средство развития не только духовных качеств ученика, но и чисто инструментальных, технических. Программа всех звеньев музыкального образования содержат наряду с другим материалом полифонические произведения. С первого и по последний год обучения в репертуаре каждого учащегося детской музыкальной школы используются полифонические пьесы, ведется тщательная работа над их исполнением.

      В педагогической практике широко используются полифонические произведения Д. Букстехуде, клавирные сочинения сыновей Баха – Вильгельма Фридемана и Иогана Христиана, сюиты и вариации Г.Ф. Генделя, полифонические произведения Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, С.М. Ляпунова, М.И. Глинки, В.И. Танеева, А.Н. Скрябина, А.К. Глазунова, Н.Я. Мясковского, М. Регера, Р.К. Щедрина, которые обогащают представление учащегося о полифоническом стиле. Широко представлены в учебном репертуаре произведения великого И.С. Баха: инвенции, прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира».

     Изучение  полифонических пьес является превосходной школой всех навыков, необходимых для содержательного, осмысленного и образного исполнения фортепианных произведений. Работая над полифоническим произведением, ученик приобретает различные игровые навыки, овладевает артикуляционной школой пианистической техники, аппликатурными приемами, развивает свой пианистический аппарат, фортепианную технику.

     Развитие  полифонического мышления, полифонического  слуха сравнительно медленный процесс, он сопряжен с некоторыми трудностями. При исполнении гомофонной музыки не требуется расчлененного внимания, здесь ученик слышит некое единство – мелодию, окрашенную и углубленную фоном. В полифонии же ученик должен одновременно вести несколько мелодических линий, распределить свое внимание так, чтобы каждой линией сообщить свойственную ей фразировку, туше, динамический план, причем все эти мелодические линии нужно уметь объединить в единый процесс развертывания произведения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.1.

ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ  СЛУХ КАК КОМПЛЕКС МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

     Исполнение  полифонии требует  расчлененности внимания, слуха, поэтому в полифонии особенно наглядно выступает активность слуха, музыкально-слуховых представлений, способность оперировать ими. Очень сложно единовременно слушать, осмысливать разные голоса при одновременном их исполнении. Ученик должен так соразмерить звучание всех деталей музыкальной ткани, чтобы один инструмент с одинаковым тембром звучал выразительно. Такая многоплановость исполнения полифонии определяет характерную особенность работы ученика и требует специального воспитания полифонического слуха. При работе над полифоническим произведением очень трудно бывает различить слухом переплетение голосов, усугубленные еще и техническими неудобствами. Голоса бывают очень тесно расположены, поэтому плохо отделяются друг от друга в восприятии ученика. Встречаются места, где совершенно нет регистрового сопоставления, нет артикуляционных различий. Единственным контролером в такой работе является слух, так как ощущение физического удобства руки могут настолько противоречить фразировке в подобных местах, что здесь невозможно исходить из двигательных ощущений.

     Иногда  средние голоса приходится из одной  руки в другую, что требует также  активности слуховых представлений, наличия  развитого полифонического слуха.

     Становится  очевидным, какой школой воспитания полифонического слуха является работа над инвенциями, фугами и другими полифоническими произведениями.

     Учитывая, что развитие полифонического слуха  очень сложный, постепенный процесс, работу над полифоническим произведением  учитель начинает с расчленением всей ткани произведения на отдельные элементы. Чтобы ученику легче было проследить, усвоить и услышать каждый голос, нужно добиться, чтобы учащийся вслушался даже в мало значительный элемент музыкальной ткани. Дослушать и выдержать каждый протяжный звук, выявить мелодическое движение, скрытое в фигурациях, услышать последовательность гармоний – в воспитании этого умения заложены пути развития полифонического слуха.  Необходимо приучить ученика хорошо слышать партию каждого голоса и сочетание голосов, услышать тему и противосложение к ней. Как бы точно ученик не выполнял нотный текст, если он не слышит своеобразия каждого голоса, не слышит многообразия всей полифонической ткани, его исполнение будет формальным упражнением на соединение нескольких голосов.

     Работая над инвенциями в начале надо играть каждый голос в отдельности, выявить  его характерность, добиться необходимого звучания, фразировки и потом уже  переходить к соединению. Часто приходится наблюдать, что при соединении голосов  ученик хорошо слышит только верхний голос, а остальные им воспринимаются как аккомпонимент. В этом случае ученику предлагается концентрировать внимание и слух на одном из этих голосов, а верхний играть ровно, тихо (piano). Практика показывает, что эта работа требует именно такого большого различия в силе звука и выразительности, тогда ясно слышны голоса, они как бы играют на различных инструментах.

     Для развития полифонического слуха  существует много способов работы над  полифонией: исполнение произведения на двух роялях педагогом и учеником, игра каждого голоса другим исполнителем, когда лучше всего воспринимается индивидуализированность голосов, исполнение произведений в другом регистре, удвоение каждого голоса в октаву. Все это придает особую выразительность каждому голосу, по-новому освещает знакомые мелодии, помогает найти учащемуся новые не замеченные стороны.

     Практика  показывает, что учащиеся часто умеют  слышать, следовательно,  и играть выразительно лишь отдельные отрывки  голосов, преимущественно темы. Они  начинают выколачивать тему, затушёвывая другие голоса. Такое динамическое маркирование темы приводит к уничтожению многоголосия, создаёт впечатление, что один мотив бродит по всему диапазону фортепиано, что особенно нарушает многоголосие. В таких случаях  ученику предлагается слушать голоса по очереди, каждый от начала до конца, искусственно приподняв его над остальными, приблизив к себе, играть его громко (forte), а остальные голоса очень тихо (pianissimo). Это трудно, и далеко не всегда удаётся сразу добиться яркого исполнения одного голоса на фоне других, теряется продолжение этого голоса, если в другом, например, появилась тема. Руки начинают правильно выделять её, слух направлен на тему, а не на данный голос. Умение неуклонно вести голоса воспитывается постепенно, учить так очень полезно, эта работа приводит к ясности слухового восприятия и даёт хорошую техническую выучку. Хорошими способами работы, способствующими развитию полифонического слуха, является игра одного, двух, трёх голосов с одновременным сольфеджированием  одного из них, исполнение разных голосов различными штрихами, исполнение без одного голоса, который нужно представить себе внутренне.

Информация о работе Полифония в работе с учениками