Различия духовых инструментов в творчестве Людвига Ван Бетховена

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы в первую очередь обусловлена выдающейся ролью композитора в становлении состава классического оркестра, а также новаторским подходом Бетховена к использованию духовой группы в своих произведениях.
Цель курсовой работы – анализ различий духовых инструментов в творчестве Людвига ван Бетховена.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
1. Дать характеристику духовой группе музыкальных инструментов (медным и деревянным);
2. Выявить особенности симфонического и оркестрового стиля Людвига ван Бетховена;
3. Проанализировать новаторские черты композитора в использовании духовых инструментов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДУХОВОЙ ГРУППЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ………………………………………………………………..5
1.1. Медные духовые……………………………………………………….5
1.2. Деревянные духовые………………………………………………....10
2. РАЗЛИЧИЯ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА………………………………………………...15
2.1. Особенности симфонического и оркестрового стиля……………...15
2.2. Новаторские черты в использовании духовых инструментов…….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..23

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА+.docx

— 49.12 Кб (Скачать)

Творчество Штиха как  композитора в основном посвящено  валторне. Он написал 14 концертов, 24 квартета (валторна и струнные), 20 трио, много  дуэтов, пьес, этюдов. Ему принадлежит  «Школа игры на валторне» (1798) [14, с. 91].

Для Бетховена характерны следующие новаторские черты  в использовании духовых инструментов:

1. Фактическое формирование медной группы. Хотя трубы по-прежнему играют и записываются вместе с литаврами, функционально они с валторнами начинают трактоваться как единая группа. К ним присоединяются и тромбоны, которых не было в симфоническом оркестре Гайдна и Моцарта. Тромбоны играют в финале 5 симфонии (3 тромбона), в сцене грозы в 6-й (здесь их только 2), а также в некоторых частях 9-й (в скерцо и в молитвенном эпизоде финала, а также в коде).

2. Уплотнение «среднего яруса» заставляет наращивать вертикаль сверху и снизу. Сверху появляется флейта пикколо (во всех указанных случаях, кроме молитвенного эпизода в финале 9-й), а снизу – контрафагот (в финалах 5 и 9 симфонии). Но в любом случае флейт и фаготов в бетховенском оркестре всегда по две.

3. Продолжая традиции «Лондонских симфоний» Гайдна и поздних симфоний Моцарта, Бетховен усиливает самостоятельность и виртуозность партий почти всех инструментов, включая трубу (знаменитое соло за сценой в увертюрах «Леонора» № 2 и № 3) и литавры. Партий струнных у него нередко бывает реально 5 (контрабасы отделяются от виолончелей), а иногда и больше (игра divisi). Солировать, исполняя очень яркий материал, могут все деревянные духовые, в том числе фагот, а также валторны (хором, как в трио скерцо 3 симфонии, или отдельно).

В группе деревянных духовых  самый ответственный инструмент – гобой, кларнет заметно неравноправен с ним и используется только в tutti или в педально-гармонической функции. Партии валторн и труб довольно схожи: это либо динамическая поддержка, либо скромная педаль. В последующих сочинениях можно наблюдать постепенный прогресс оркестрового мышления Бетховена.

Так, роль кларнета во Второй симфонии более значительна, ему  поручено ведение мелодической линии, хотя и в октаву с фаготом. В  Третьей симфонии уже одному кларнету поручаются достаточно ответственные мелодические соло; в Пятой и последующих симфониях предпочтение отдается кларнетам, а не гобоям. Достаточно оценена и мягкость этого инструмента, и его способность к монолитному слиянию с фаготами или флейтами.

Более разнообразно используется фагот. Возрастающее внимание к нему легко прослеживается от Третьей  к Девятой симфонии. В партии фагота встречаются и выразительные  песенные соло, и юмористические скерцозные пассажи или скачки.

Оценена также тембровая характерность разных его регистров (например, финал Скрипичного концерта).

В Пятой симфонии деревянная группа расширяется введением флейты-пикколо  и контрафагота, служащих укреплению крайних регистров в tutti.

Медная группа увеличивается  с 2 традиционных валторн в Первой симфонии до целой группы медных D валторны, 2 трубы, 3 тромбона) в Девятой. Роль медных становится более заметной и разнообразной. Начиная с Третьей симфонии валторнам поручаются ответственные партии, сольное ведение темы. В оперном оркестре («Фиделио») Бетховен гораздо раньше использовал расширенную группу духовых, включающую, в частности, 4 валторны, 2 тромбона, флейту-пикколо и контрафагот.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Музыка Бетховена была гораздо чувствительнее к тембру каждого отдельного инструмента в оркестре и требовала очень высокого мастерства от каждого члена оркестра. С одной стороны, для музыки, сочиненной Бетховеном, не требовалось расширения состава симфонических оркестров того времени, с другой стороны – для каждой его партии требовалось больше исполнителей, чем для произведений его предшественников.

В произведениях Бетховена  часто встречается прием резкой смены контраста в областях гармонии, ритма и мелодики. Одной из форм контраста в сочинениях являлось противопоставление лиричных, плавно текущих тем с более решительными и четкими разделами. Также особенностью произведений Бетховена всегда считались  внезапные модуляции в далекие  тональности и резкие диссонансы. Он широко расширил диапазон применяемых  в музыке темпов и часто прибегал к весьма драматичным и неожиданным  сменам динамики.

Итак, в ходе исследования были выделены основные различия духовых  инструментов в творчестве Людвига  ван Бетховена. К ним относятся:

1. Разнообразие сочетаний духовых с фортепиано или со струнными (дуэт, трио, квинтет, секстет, септет и октет);

2. К числу наиболее часто используемых духовых инструментов относятся флейты, гобои, кларнеты, фаготы, валторны;

3. Наращивание вертикали  сверху и снизу ввиду уплотнения «среднего яруса» (от флейты пикколо сверху до контрфагота снизу). Флейт и фаготов в бетховенском оркестре всегда по две;

4. Усиление самостоятельности  почти всех духовых, включая  трубу.

Таким образом, Людвиг ванн Бетховен фактически завершил становление состава классического оркестра, заложил основы большого симфонического оркестра.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Берлиоз, Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке / Г. Берлиоз. – М., 1972.
  2. Берков, В. Симфонии Бетховена / В. Берков. – М., 1957.
  3. Буяновский, М. В классах духовых инструментов / М. Буяновский // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. – Л., 1962.
  4. Галацкая, В. Музыкальная литература зарубежных стран / В. Галацкая. – М.: Музыка,1989.
  5. Друскин, М. Фортепианные концерты Бетховена / М. Друскин. – М.: Музгиз, 1959.
  6. Кванц, И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте / И. Кванц // Дирижерское исполнительство. – М., 1975.
  7. Кенигсберг, А. Людвиг ван Бетховен. Краткий очерк жизни и творчества / А. Кенигсберг. – М., 1970 г.
  8. Кириллина, Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество: В 2-х т. / Л.В. Кириллина. – М.: Московская консерватория, 2009.
  9. Конен, В. История зарубежной музыки / В. Конен. В 3 т. – М.: Музыка, 1972.
  10. Корганов, В.Д. Бетховен. Биографический этюд / В.Д. Корганов. – М.: Алгоритм, 1997.
  11. Левин, С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры / С. Левин. Часть 1. – Л., 1973.
  12. Левин, С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры / С. Левин. Часть 2. – Л.,1983.
  13. Левин, С. Фагот / С. Левин. – М., 1963.
  14. Ливанова, Г. История западноевропейской музыки до 1789 г. / Г. Ливанова. – М.: Музыка, 1982.
  15. Модр, А. Музыкальные инструменты / А. Модр. – М., 1959.
  16. Носырев, Е. Из истории гобоя и исполнительства на нем в России / Е. Носырев // Научно-методические записки Саратовской консерватории. – Саратов, 1959.
  17. Синявер, Л. Жизнь Бетховена / Л. Синявер. – М.: Школьная библиотека, 1961.
  18. Степанов, А. Кларнет и кларнетисты в России второй половины XVIII века / А. Степанов // Из истории инструментальной музыкальной культуры. – Л., 1988.
  19. Усов, Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах / Ю. Усов. – 2-е изд. – М., 1989.
  20. Усов, Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах / Ю. Усов. – 2-е изд. – М., 1986.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Различия духовых инструментов в творчестве Людвига Ван Бетховена