Развитие ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:00, реферат

Описание работы

Музыкальное развитие ребенка предполагает воспитание способности слышать и воспринимать как отдельные элементы фортепианной ткани, т.е. горизонталь, так и единое целое – вертикаль. В этом смысле большое воспитательное значение придается полифонической музыке. С элементами подголосочной, контрастной и имитационной полифонии ученик знакомится уже с 1 класса.

Работа содержит 1 файл

Музыкальное развитие ребенка предполагает воспитание способности слышать и воспринимать как отдельные элементы фортепианной ткани.docx

— 30.06 Кб (Скачать)

Особое внимание нужно  уделить аппликатуре, которая сама предопределяет ту или иную фразировку. Характерный пример – начало инвенции – C dur. 

«Воспроизводя пальцами полифоническую музыку, многие пианисты не обращают внимания на legato, которое должно быть в средних голосах! Это дефект их слуха столь же необходим в средних голосах, как и в верхнем. Заметьте, однако, что их аппликатура становится более аккуратной, когда в среднем голосе проводится тема. Многие полагаются на педаль, будто педаль – замазка для дыр в звучании. Но только пальцевое legato может придать рельефность тем голосам, которые мы хотим подчеркнуть».  
В.Ландовска. 

Сама Ландовска переделывает всю аппликатуру, обрекая свои руки на мучения, лишь бы добиться легато.  
Интерпретация украшений. 

Украшения, мелизмы  и т.д., орнаментика – это не какие-то дополнительные бантики или  разукрашивания, которые можно принять  или отвергнуть по своему капризу. Ноты, из которых они создаются, - это  тоже музыка, и они должны быть вкраплены  в ткань так, чтобы стать одним  целым с музыкальным текстом, который они украшают. Украшения  имеют двойную функцию: вертикальную – в отношении к гармонии и  горизонтальную – как ритмическое  и мелодическое обогащение. Украшения оживляют музыкальную ткань введением диссонансов, как бы сцепляя разнообразные звуки в аккорде. Тем самым из произведения изгоняется монотонность. 

На основании таблицы  Баха можно сделать выводы о желательном  для Баха исполнении основных видов  мелизмов: 

Основное правило  расшифровки трели – должна начинаться на сильную долю вместе с соответствующей  нотой баса с верхнего звука, по отношению  к тому, на котором предписано украшение. 

(То же касается  и неподчёркнутого мордента-пральтриллер). 

Если в нотном тексте перед звуком, на котором стоит  ближайший верхний звук, то украшение  исполняется с главного звука.  
Перечёркнутые морденты исполняются с главного звука на ступень вниз, с возвращением к главному звуку.  
Короткие форшлаги у Баха всегда неакцентируемые, хотя по правилам приходятся на «счётную долю». (Бах Мал. Прелюдия c-moll.)  
Группетто – состоит из четырех нот, начинается с верхнего вспомогательного звука.  
- трель, к которой присоединяется группетто снизу.  
- трель с присоединением группетто сверху.  
- несколько задержаться на первом звуке трели.  
Таблица украшений с их расшифровкой подобна полотну, на которой нанесен рисунок для вышивки. Но какой будет трель – долгой или короткой? Должен ли мордент стать простым или двойным?.. Значок, даже с

-8-

расшифровкой, обозначает только природу украшения. Исполнение оставлено на выбор музыканта. (Зависит  – каковы характерные черты произведения, возможности, кругозор). 

Следующий этап изучения полифонии - это знакомство с имитационной полифонией (инвеции, фугаты, маленькие фуги). Сначала ученик должен определить месторасположение темы и почувствовать её характер. 

( Имитация – с  лат. «подражание»). Два или три голоса исполняются как будто различными инструментами или певцами. Для создания звукового образа необходимо: 

1) тонам, принадлежащим  одной мелодии, придать единство.  
2) установить на слух какое – то соотношение двух красок, присвоенных голосам.  
Начинать работать нужно с тщательного изучения основной мысли. Овладеть её исполнением лучше всего в первой её формулировке. Если хорошо усвоена тема, - с лёгкостью будут пройдены все этапы её развития. Только после этого, как ученик выграется, впоётся в тем, следует переходить к дальнейшему. Очень часто имитация темы воспринимается схематично, ускользает из слуха их вопросо – ответное взаимоотношение. Очень полезно спеть вопрос – ответ или предложить одну из тем сыграть, другую спеть (ученик – педагог). Затем ученик знакомится с противосложением (мелодия, звучащая одновременно с темой фуги). Очень важно соединение темы и противосложения и горизонтально, и вертикально. Хорошо сказал Н.Перельман: «Тема фуги – корень произведения, но наслаждаться хочу не корнем – плодами, им вспоенными». (Важно добиваться цельности.) 

Например: Гедике. Инвенция. 

Иногда маркирование (подчеркивание) имитации может быть нецелесообразным. Например, Маленькая  прелюдия – C-dur. Маркирование и без того ясной имитации басового голоса в такте 4 нарушило бы цельность рисунка верхнего голоса, который поднимается в течение трех тактов и затем спускается в ряде мужественных затактовых мотивов. Те же задачи в инвенции C –dur. 

Рассмотрим пример яркого подчеркивания имитации –  инвенция F –dur. Она носит игровой, светлый, не лишенный юмора характер. Перекличка голосов входит в основной образ произведения (переброска из одного голоса в другой). Ее следует учить – четко маркируя имитируемые мотивы. Затем наряду с перекличкой, слух уяснит и единство основных мотивов с последующими противосложениями.  
Часто в полифонии встречается ямбическая структура. Тема начинается со слабой доли после предшествующей паузы на сильном времени. Пауза должна быть ощущением естественного вдоха перед развертыванием мелодической линии. Чувство такого полифонического дыхания очень важно при изучении кантиленных прелюдий. Ясности затактового мотива будет

- 9 –

содействовать маркирование опорного момента, к которому стремится  затакт. В инвенции C –dur в верхнем голосе мы наблюдаем последовательный ряд обращенных главных мотивов инвенции. Здесь уместно маркирование первого тона каждого мотива. (такты 3, 4).  
В произведениях Баха необходимо слышать и скрытое двухголосие, придать ясность рельефу в орнаменте голоса. (Маленькая прелюдия c-moll). Способ работы – выделить голоса тембром и различной силой звука.  
Редакции. 

Какие можно порекомендовать  для использования в практике уртекстовые издания: 

редакции «ХТК»  Кройца и Келлера, Бишофа, Келлера, венгерская - Лантоша, Английские и Французские сюиты – Пертиш, Зольдана.  
Инвенции и симфонии – уртексты под редакцией Зольдана, Ландсгофа, Шоймоша. 

При разборе формы  инвенций можно руководствоваться  украшениями Бузони, который ставит двойную тактовую черту в конце каждой части.  
Редакция Муджеллини «ХТК» имеет плюсы и минусы: наряду с удобством и целесообразностью аппликатуры (тоже у Черни) отрицательна «волнообразная» динамика и произвольные артикуляционные указания. 

И хочется подвести резюме – учебные схемы изучения фуг и инвенций:  
1) В трехголосном произведении при исполнении выделяется верхний, средний, нижний голос.  
2) Из трех голосов исполняются: а) два верхних голоса, при этом верхний исполняется весь правой рукой, средний – частично исполняется правой, а те обороты, которые приходится играть левой рукой, левой и исполняются и той же аппликатурой; б) то же с двумя нижними голосами.  
3) Один или два голоса играются педагогом, остальной – учеником.  
4) Один из голосов поручается какому-либо инструменту, остальные играются учеником.  
5) Все произведение играется в 4 руки на одном или двух роялях, причем нижний голос удваивается нижней октавой.  
6) В подходящем случае верхний голос можно исполнять в верхнеоктавном удвоении (клавесин – октавные регистры). Иной раз бывает целесообразным перенести целое произведение в другой регистр, на октаву вверх (поиск новых красок).  
Изучение баховских сочинений, да и что касается полифонической всей музыки – это прежде всего большая аналитическая работа. И очень важно научить ученика любить полифоническую музыку! 

- 10 –

Список литературы:

1. И. Браудо. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.  
2. И. Кушнарев. Полифония.  
3. В. Ландовска. О музыке.  
4. Статья преподавателя Уральской консерватории – М. Уманского «Авторские динамические и темповые ремарки в клавирных произведениях Баха».  
5. В. Милич. Воспитание ученика – пианиста.

Информация о работе Развитие ребенка