Развитие речи детей посредством музыкально - театрализованной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:30, реферат

Описание работы

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. У детей с речевыми нарушениями имеются проблемы не только в развитии связной речи, построении развернутых диалогов и монологов, но и недостаточном развитии восприятия, памяти,, некоторых видах музыкальной деятельности( пением, ритмичностью движений), в развитии мимики, жестов, мелкой и артикуляционной моторики. Кроме того, эти дети испытывают значительные затруднения при необходимости перевоплощения в тех или иных персонажей, что свидетельствует о недостаточном уровне развития детского воображения и фантазии, сниженном игровом интересе.Таким образом, у детей с нарушениями речи недостаточно развиты и художественно-исполнительские навыки.

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 1.07 Мб (Скачать)
     
     
       Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

    «Детский  сад №27 общеразвивающего вида » 
     
     
     
     
     
     

          Консультация  для воспитателей  по теме: 

    «Развитие речи детей посредством     музыкально - театрализованной     деятельности» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Музыкальный руководитель:       Русакова Н.С.

                                              2011г. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

          Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является   актуальной в дошкольном возрасте. У детей с речевыми нарушениями имеются проблемы не только в развитии связной речи, построении развернутых диалогов и монологов, но и   недостаточном развитии восприятия, памяти,, некоторых видах музыкальной деятельности( пением, ритмичностью движений), в развитии мимики, жестов, мелкой и артикуляционной моторики. Кроме того, эти дети испытывают значительные затруднения при необходимости перевоплощения в тех или иных персонажей, что свидетельствует о недостаточном уровне развития детского воображения и фантазии, сниженном игровом интересе.Таким образом, у детей с нарушениями речи недостаточно  развиты и художественно-исполнительские навыки.

     На сегодняшний день  существует  множество методик, с помощью  которых  специалисты могут регулировать процесс развития речи у детей, но важнейшем условием является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общения. Одной из эффективных форм, коротая, позволяет осуществлять развитие не только музыкальных и творческих способностей ребенка, но и решать как коррекционные, так и педагогические задачи, является музыкально-театрализованная деятельность.

     Музыкально-театральная деятельность  представляет собой синтетическую  форму работы с детьми по  музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

  • восприятие музыки; ( развитие внимания и памяти)
  • песенно-игровое творчество;
  • (давно используется как реабилитационное средство для заикающихся детей, способствует нормализации дыхания, артикуляционного аппарата)
  • пластическое интонирование; (в песенной форме дети   интонируют, двигаются изображают мимикой героев),
  • инструментальное музицирование; (способствует развитию ритма, фонематического слуха)
  • художественное слово;
  • театрализованные игры;
  • сценическое действие с единым художественным замыслом.
 
 

   Следует отметить, что в каждом виде музыкальной  деятельности ребёнка мною использовались определенные приёмы и инновационные методики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Следует отметить, что в каждом виде музыкальной  деятельности ребёнка мною использовались определенные приёмы и инновационные методики.

   Восприятие  музыки – это ведущий вид деятельности, потому что с первых минут жизни каждый человек обладает чувствами, эмоциями, восприятием окружающего. У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие, которое, в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т.е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

      На  занятиях мы с ребятами слушали музыку, следили за её развитием, выражали ритмическими, пластическими движениями настроение, которое она вызывает. Дети с первого занятия учились самому главному: не только наблюдать и воспринимать музыку, но и размышлять о нёй.

Большие затруднения у детей с речевыми нарушениями вызывало обсуждение прослушанного  музыкального произведения. В качестве альтернативного варианта для таких  детей я предлагала им подвигаться  под эту музыку. Это в немалой  степени способствовало  увеличению интереса детей  к музыкальному произведен Одним из видов музыкальной деятельности дошкольника является пение. Оно наилучшим образом способствует развитию музыкальности. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет  другие нарушения речи. Кроме того, оно способствует развитию внимания, памяти, нормализации дыхательного и артикуляционного аппарата, улучшению звукопроизношения, помогает исправлять ряд речевых недостатков (невнятное произношение, проглатывание окончания слов), способствует автоматизации звука.

   Занимаясь с детьми пением, я большое внимание

уделяла упражнениям по формированию певческих  навыков: чистое интонирование, дыхание, дикция, правильное звукообразование.

   В работе над дикцией я учила детей проговаривать текст одними губами в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.

      В системе работы широко использовала пение без сопровождения фортепиано. Пение a capella позволяет найти примарный тон, удобный для всей группы детей, помогает им услышать себя и других. Такое пение в медленном темпе особенно полезно детям с речевыми нарушениями.

        Работая над развитием чистоты  интонирования я напевала на ушко детям, пропевала вместе с ним фразы и поглаживала их. Поглаживание кистей рук ребёнка во время пения помогает мне в работе с «гудошниками». Предлагала прикрыть ребёнку пальчиком слуховой канал одного уха.

      Во  время пения в игровой форме  от ребят добивалась правильного дыхания. Учила бесшумному вдоху перед пением, длительности выдоха («сдуваем снежинку», «дуем на больной пальчик», «греем ладошки и др.»)

      Очень важно, чтобы песенный репертуар  для детей, имеющих речевые нарушения, был доступен по содержанию, с удобным  для произношения текстом с небольшим  количеством звуков, в медленном  или среднем темпе.

        В среднем дошкольном возрасте  у детей совершенствуются умения  в создании художественных образов.  Содержание таких песенок, как  «Маленький кузнечик» Е.Попляновой,  «Бабушка и Рябушка»  

Е.Ремизовской и др. способствуют проведению интересных театрализованных игр, где дети в песенной форме интонируют, двигаются, изображают мимикой своих героев.   

      В то же время,  в старшем дошкольном возрасте у детей уже накапливается определённый багаж музыкальных впечатлений, формируются музыкально-художественный вкус, совершенствуются певческие навыки, движения становятся более выразительными и пластичными, а дети – более самостоятельными.   

   Кроме слушания и пения огромное внимание в своей работе я уделяла такому виду деятельности, как ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок или мюзиклов образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест.

   В музыкальном воспитании детей с  речевыми проблемами мною широко применялись упражнения, активизирующие внимание,  развивающие мелкую моторику, формирующие музыкально-ритмическое чувство. 

Чаще  всего  спектакли включала в сценарии  утренников и развлечений. Утренники и развлечения занимают особое место в системе воспитании детей с речевыми нарушениями. Высокий эмоциональный подъём обостряет чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно-воспитательную работу более эффективной.

     Планировала и подбирала материал совместно с учителем-дефектологом, педагогом-психологом и воспитателями, учитывала возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка. При подготовке праздников и развлечений начинала разучивать песни, стихи, инсценировки только после проведения тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому ребёнку. Предварительную работу с текстами осуществлял учитель-дефектолог, который отрабатывал текстовой материал, добиваясь правильного произношения.  Словарную работу и закрепление речевого материала проводил воспитатель. Педагог-психолог помогал детям выбрать подходящую роль,

опираясь  на социометрический статус ребенка  в группе.

     Таким образом, благодаря комплексному подходу и совместным усилиям педагогического коллектива   была достигнута положительная динамика в речевом и эмоционально-личностном развитии детей, имеющих  нарушения речи, 

  театрализованный  уголок, в который  входят следующие  виды театра:

  • Пальчиковый театр. Представлен куклами – головками. 
  • Театр би-ба-бо. Куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. 
  • Теневой театр. 
  • Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу.
  • Театр из картона( на столе). Картинки – персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки.
  • Театр на фланелеграфе. 
  • Театр банок. 
  • Театр кукол на гапите.
 

 

Интересно и  познавательно для детей разыгрывать  сюжеты сказок с помощью настольного  театра, игрушек, картинок. Сначала  это делает сам воспитатель, а  затем привлекает и детей, когда  они достаточно освоятся и изучат произведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               Виды кукольного театра  

Пальчиковый театр Театр "Би-Ба-Бо"  

Театр "Банок"    
 

Театр игрушек  

Театр на фланелеграфе   
 

  

Театр из картона  

 

Театр из картона  

Кукольная театрализация  сказок очень увлекает детей. Они  быстро запоминают слова все персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.  
 

РАЗВИТИЕ  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ  ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
  Для развития выразительной  речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог  бы передать свои эмоции, чувства, желания  и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. 
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль. 
• особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, 
• понятно изъясняться. 
 
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. 
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами; душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. 
Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна. 
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. 
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении воспитатели проводят начиная с младших групп. Она заключается в следующем: и др.), 
воспитатели побуждают детей к общению (игра “Кто мы такие?”, “Назови мне свое имя”, сказка-потешка “Кисонька-Мурысонька”, “Лошадка” А. Барто, “Прогулка по лесу”). 
Учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). 
Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где давали понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами). 
Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра “Ворон и воронята” (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают). 
Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.). 
В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: 
Продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение “Сеня в лесу встретил лесу”, “Веселый оркестр” Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, игровое упражнение “Представьте себе”, ролевой театр “Под грибом”, “Дом и ворота” и др. ). 
Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение “Художница-осень”, мини-сценка “Еж-чистюля”, “Аист длинноногий”, “Лиса и журавль”, инсценировка стихотворения А. Тараскиной “Воробей”). 
Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра “Угадай чей голосок”, “Веселые превращения”). 
Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка “Хозяйка и кот”, “Собака и кошка”). 
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка “Вежливые слова”, мини – сценка “Брусничка”, театрализованные игры “Листопад”, “Кто колечко найдет”). 
Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля “Мыльная сказка”, инсценировка “На базаре”, “В гостях у Мойдодыра”, спектакль по сказке К. И. Чуковского “Муха-цокотуха”, “Двенадцать месяцев”, в кукольном театре “Петушок – голосистое горлышко”). 
Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок. 
В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекались к режиссерской работе, развивались навыки без конфликтного общения. 
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально- эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий: 
• единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития; 
• насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием; 
• постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; 
• наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; 
• совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей). 
В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, о ребенок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: Лиса — хитрая, Волк — злой и т.д. 
Сказки служат для детей первым уроком нравственности морали, по которым живут люди. В них добро всегда по¬едает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и зыки общественного поведения. 
Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, витию просодической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится центрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. 
 
Особое внимание в работе с детьми по театрализованной деятельности необходимо уделять взаимодействию с семьей. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности в программе «Из детства — в отрочество» представлены .по двум направлениям: для педагогов и родителей. 
В семье 
• Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. 
• Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. 
• Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр. 
• Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях. 
• Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. п. 
Родители не должны находиться в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они также привлекаются к работе над театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно со¬вместно с детьми они посещают театры и музеи, читают произведения и просматривают видеофильмы, рекомендованные по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное — учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. 
Таким образом, работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях. 
Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. 
Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. 
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. 
Шиманская Н.П.

Информация о работе Развитие речи детей посредством музыкально - театрализованной деятельности