Воспитание личности средствами музыки в эпоху Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:56, реферат

Описание работы

Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится культуру раннего периода (V-XI вв.) и культуру классического Средневековья (XII-XIVвв.). Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску

Работа содержит 1 файл

Воспитание в эпоху Средн.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

    В период с ХП по ХУ вв. школьное образование  выходит за стены церквей и  монастырей. В первую очередь это  проявилось в появлении городских  школ и университетов. Это было связано с ростом городской инфраструктуры, укреплением социальных позиций горожан. Первые городские школы появились во второй половине ХП - начале XIII вв. в Лондоне, Париже, Милане, Гамбурге и др. Городские школы рождались из систем ученичества, цеховых школ, гильдейских школ, школ счета для детей ремесленников и торговцев.

    Возникшие в ХIП - XIV вв. цеховые школы содержались  на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку чтение, письмо, счет, элементы геометрии, естествознание. Обучение велось на родном языке. Умения ученики получали непосредственно у мастера. Схожая программа была и у гильдейских школ (для купцов). Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языке, а также аналогичные учебные заведения для девочек. Первым городским школам приходилось преодолевать тяжкий надзор церкви. Церковники урезали программы, утверждали кандидатуры учителей, но постепенно школы избавляются от подобной опеки, отвоевывают право определять программу, назначать преподавателей. Обычно городскую школу открывал нанятый общиной педагог - ректор. Он сам подбирал себе помощников. Учителя получали плату за свою работу, но не регулярно. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали себе новое место - "бродячие учителя". Программа городских школ по сравнению с программой церковных школ носила более прикладной характер. Кроме латыни изучали арифметику, делопроизводство, геометрию, технику, естественны науки. Происходила дифференциация городских школ.

    Кроме этого были образованы: гимназии, коллежи, грамматические школы, школы иеронимитов, дворянские школы, а так же развивается система университетов.

    Университеты  родились в системе церковных  школ в конце XI - начале XII вв. Отдельные  кафедральные и монастырские школы превратились в крупные учебные центры - университеты. Парижский университет (1200 год), Университет в Неаполе (1224 год,) Университет в Оксфорде (1206 год), Университет в Кембридже (1231 год), Университет в Лиссабоне (1290 год.

    Университеты  учреждались светской властью. Их рождение и их права подтверждались ПРИВИЛЕГИЯМИ - особыми документами, закрепленными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию, освобождали студентов от военных повинностей. Появление университетов вызвано оживлением общественной жизни, торговли, увеличением городов и доходов. Вот почему города соглашались на открытие университетов. Но его открытие сопровождалось рядом условий: минимальное число студентов и др. Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Главным предметом в университетах было богословие. Большинство преподавателей были выходцы из духовенства. Церковь держала в университетах своих представителей - канцеров, которые подчинялись архиепископам. И в сеже университеты играли роль светской альтернативы церковному образованию.

    Важная  черта университетов - наднациональный, демократический характер. Порядок  записи студентов в университет  был весьма вольным. Обучение было платным.. Первые университеты были весьма мобильными: могли переместиться в другой город, страну. Студенты и преподаватели объединялись в национальные коллегии. Коллегии и факультеты определяли жизнь университета. Представители наций и факультетов (деканы) выбирали официального главу университета - РЕКТОРА - лица с временными полномочиями. В Х веке оно уже назначались властями. Факультеты присуждали ученые степени "граф права". Студент занимался с профессором 3-7 лет и получал звание бакалавра (первоначальная ступень к научной степени). После защиты работы бакалавр получал ученую степень: магистр, доктор, лиценциат.

    Созданные университеты обычно имели несколько  факультетов. Содержание определялось программой семи свободных искусств. На факультете искусств читали сочинения  Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике. Университеты противопоставляли схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Таково было возникновение университетов, и в дальнейшем они активно развивались. 
 

    Учение  Гвидо Аретинского 

    Из  вышесказанного, мы видим, что на протяжении многих веков музыка рассматривалась как схоластическая абстрактная дисциплина, опирающаяся на математические спекуляции и совершенно оторванная от художественной практики. Однако, начиная с XI века, в музыкальной теории происходит резкий поворот от математических спекуляций к .практике музыкального исполнения и образования. Главой  нового направления явился итальянский ученый и педагог Гвидо из Ареццо. Современная музыкальная теория обязана ему изобретением нотного стана и нотных знаков. С его именем связана реформа в области музыкальной нотации, которая, несмотря на то, что была вызвана сугубо практическими потребностями и предназначалась лишь для того, чтобы облегчить и упростить музыкальное образование певцов, имела огромное научное значение.

    В своем сочинении «Микролог» Гвидо рассматривает музыкальную теорию прежде всего как средство музыкального воспитания. Его интересует главным образом методика обучения пению, интонации, ритмике, чтению нот и т. д. Совершенно новое толкование у Гвидо получает вопрос о соотношении теории и практики в музыке. Музыкальная теория подчиняется интересам музыкальной педагогики. Сочинение Гвидо получило широкую известность и признание еще при жизни автора, а сам Гвидо был поставлен современниками на второе место после Боэция.

    Учение  Гвидо положило начало целому направлению  музыкальной теории, ориентирующемуся на музыкальную педагогику и практику. Интересным образцом такого рода сочинений  является анонимный трактат XII века, автор которого, критикуя современную  ему систему музыкального воспитания, требует от музыканта, наряду со знанием музыкальной теории, умения обучать других. Музыкальные трактаты этого времени содержат наставления о способах и средствах обучения музыке. Это явилось первым симптомом неизбежного разложения спекулятивных теорий средневековья, сближения музыкальной теории и художественной практики.  
 

    Заключение 

    Подводя итог развитию музыкальной эстетики теоретиков, попытаемся проникнуть в  характер той системы мировосприятия, который был свойствен этому  времени.

    Прежде  всего необходимо отметить, что основной тонус музыкального восприятия существенно  меняется: он становится более подвижным, бодрым, радостным.

    Характерно, что наибольшее распространение  в музыкальной эстетике теоретиков получает лидийский лад, эстетическая характеристика которого в основном совпадала с современным мажором: он воспринимался как символ бодрости и здоровья.

    Резкие  изменения происходят и по линии  развития, усложнения и дифференциации музыкального восприятия. Начиная с XI века, в средневековую музыку проникает полифоническое начало. В этот период совершается переход от одноголосия к многоголосию, от монодии к полифонии.

    Этот  процесс получает отражение в  эстетическом сознании эпохи. Если эстетика отцов церкви санкционирует только одноголосное, монодическое пение, ритмизированную декламацию в унисон, то эстетическое сознание теоретиков открывает новую красоту, новое музыкальное измерение, связанное с искусством многоголосия и контрапунктом. Происходит освоение новых музыкальных форм, открывается красота полифонической гармонии.  

    Взгляды  на  эстетическое воспитание в средние  века чаще мы находим не в трактатах  по философии, эстетике, музыке, педагогике, а в поучениях и исповедях  монахов. Эстетическое воспитание данного  периода характеризуется сближением философии, искусства и педагогики, сближением эстетического, этического и интеллектуального. Новым качеством средневекового воспитания становится систематическое психологическое самонаблюдение, самоанализ, самовоспитание собственного душевного мира. 

    Важным  выводом средневекового периода  в эволюции взглядов на эстетическое воспитание является то, что музыка, рассматриваемая долгое время, как  наука в одном ряду с математикой  и астрономией, стала поистине «музыкальным искусством» с точки зрения ее эстетической природы, возникло представление о художественном наслаждении. 
 
 

Список  использованнойлитературы 

  1. В.П.Шестаков Музыкальная эстетика западноевропейского  Средневековья и Возрождения - М. : Музыка, 1966
  2. Т. Ливанова История западноевропейской музыки до 1789 года (Средние века): Учебник в 2-х тт. Т. 1. М., 1983.
  3. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века/ материалы взяты с сайта urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&i...
  4. Обучение и воспитание в период Средневековья и в эпоху Возрождения/ материалы взяты с сайта www.eduhmao.ru/info/1/3812/24343/

Информация о работе Воспитание личности средствами музыки в эпоху Средневековья