Жанр симфонической поэмы в западноевропейской музыке. Генезис. Основные этапы развития. «Прелюды» Листа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 07:46, реферат

Описание работы

Лист – один из поздних романтиков, первый классик венгерской музыки. Его по праву считают композитором-новатором. Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы. Его название вызывает мгновенные ассоциации с атмосферой поэзии и наглядно отражает ту связь музыки и литературы, которая лежала в основе листовской эстетики (как известно, Лист был одним из самых убежденных сторонников программного творчества и синтеза различных искусств).Основные её черты:

Работа содержит 1 файл

Лист Прелюды.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

Билет №16

Жанр симфонической поэмы в  западноевропейской музыке.

Генезис. Основные этапы развития. «Прелюды» Листа.

 

Лист – один из поздних романтиков, первый классик венгерской музыки. Его по праву считают композитором-новатором. Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы. Его название вызывает мгновенные ассоциации с атмосферой поэзии и наглядно отражает ту связь музыки и литературы, которая лежала в основе листовской эстетики (как известно, Лист был одним из самых убежденных сторонников программного творчества и синтеза различных искусств).Основные её черты:

  • Одночастность
  • Большинство симфонических поэм Листа опирается на очень распространенную в эпоху романтизма свободную или смешанную форму. Так называют формы, соединяющие существенные признаки двух или нескольких классических форм (Признаки цикличности в пределах сонатной формы).
  • Обобщённая философская программа
  • Монотематизм – как средство выражения центральной идеи, философской проблемы (создание ярко контрастных образов на основе одной и той же темы или мотива).

Некоторые черты симфонической  поэмы прослеживались, например, у  Мендельсона (монотематизм в «Шотландской симфонии», в увертюрах: «Сон в летнюю ночь», «Гибриды»), у Шумана (монограмма в «Карнавале»), у Бетховена (увертюры – «Эгмонт» и другие)

В дальнейшем жанр «симфонической поэмы» претерпевает изменения в творчестве разных композиторов. Её относят не только к симфонической музыке. Есть, например, вокальные поэмы. Достаточно вспомнить поэмы Свиридова («Отчалившая Русь», «поэма памяти С. Есенина»). Есть фортепианные поэмы: Скрябин «Поэма желаний».

Сметана объединяет поэмы в цикл («Моя Родина»). Программность здесь  сюжетная, Монотематизм не обязателен. Сонатная форма встречается не везде.

Штраус – много поэм. Тяготеет к изобразительности

Балакирев – «Тамара», Рахманинов – «Остров мёртвых»

12 из 13 симфонических поэм Листа  относятся ко времени расцвета  его творчества – т.н. веймарскому  периоду (I848–I86I, т.е. 50-м годам), когда  композитор был руководителем и дирижером придворного Веймарского театра.

Круг образов, воплощенный в  симфонических поэмах Листа, очень  широк. Здесь представлена мировая  литература всех веков от античных мифов до творчества современных  романтиков. Но среди пестрого разнообразия сюжетов отчетливо выделяется очень специфическая для Листа философская проблематика:

· проблема смысла человеческой жизни  – «Прелюды», «Гамлет», «Прометей», «Плач о героях»;

· судьба художника и назначение искусства – «Тассо», «Орфей», «Мазепа»;

· судьбы народов и всего человечества – «Венгрия», «Битва гуннов», «Что слышно на горе».

Наиболее широкую известность  из листовских поэм получили две –  «Тассо» (где композитор обратился  к личности замечательного итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо) и «Прелюды».

«Прелюды» – третья по счету симфоническая  поэма Листа. Ее название и программа  заимствовано композитором из одноименного стихотворения французского поэта  Ламартина (под впечатлением от поэзии Ламартина композитор создал также  фортепианный цикл «Поэтические и религиозные гармонии»). Однако Лист значительно отошел от основной идеи стихотворения, посвященного раздумьям о бренности человеческого существования. Он создал музыку, полную героического, жизнеутверждающего пафоса.

Музыкальная композиция «Прелюдов» основана на свободно трактованных принципах  сонатного аллегро. Но вместе с тем есть элементы:

  • Цикличности (есть темповые контрасты) – есть черты сонатно-симфонического цикла, где вся поэма соответствует 1 части, т.к. написана в сонатной форме. Эпизод в разработке – медленная часть. Изображение бури – скерцо. Динамизированная реприза - финал
  • Вариационность – принципы монотематизма
  • Концентричность – сонатная форма с зеркальной репризой.

Произведения начинается тихо, как бы затаенно. Тихие звуки первых тактов производят впечатление таинственности, загадочности. Затем возникает типично романтический мотив вопроса – до-си-ми (м.2 вниз – ч.4 вверх), выражая «ключевую» начальную фразу программы: «Жизнь наша не есть ли ряд прелюдий к неведомому гимну, первую торжественную ноту которого возьмет смерть?»), то есть вопрос о смысле жизни. Этот мотив играет роль тематического ядра для всей последующей музыки сочинения.

Выросшая из мотива вопроса, но приобретающая  определенность самоутверждения, героическая ГП (C-dur) звучит мощно и торжественно у тромбонов, фаготов и низких струнных.

СП представляет собой «лиризованный» вариант главной темы, излагаемый виолончелями в очень напевной манере. По жанру – это лирический ноктюрн. В дальнейшем она получает сквозное значение в поэме, возникая на гранях важных разделов и, в свою очередь, подвергаясь вариантным преобразованиям.

ПП (E-dur) – тема любви. Ее связь с основным мотивом более опосредованная. С ГП побочная оказывается в красочном, «романтическом» терцовом соотношении.

В разработке несколько эпизодов: жизненные бури, батальные сцены и, наконец, большой эпизод пасторального характера: «герой» ищет на лоне природы отдохновения от треволнений жизни (один из типичнейших идейно-сюжетных мотивов романтического искусства). Во всех этих разделах имеются трансформации основного мотива.

В эпизоде бури (первый раздел разработки) он становится более неустойчивым, ввиду появления в нем ум.4. Неустойчивой становится и вся гармония, основанная преимущественно на уменьшенных септаккордах, их параллельных движениях по тонам хроматической гаммы. Все это вызывает ассоциации с яростными порывами ветра, отличается яркой картинной изобразительностью. Он продолжает давнюю традицию «музыкальных гроз» (Вивальди, Гайдн, Бетховен, Россини) и имеет явное сходство с бурным, драматическим скерцо симфонического цикла.

Лирический эпизод – основан  на теме СП (№68)

Следующий же раздел – пасторальный – напоминает медленную часть. Его  тема, поочередно исполняемая различными духовыми инструментами, в целом является новой (это и есть «эпизод» в разработке). Однако и здесь, в прозрачном звучании пасторальных наигрышей, мелькает «интонация вопроса», словно и на лоне природы герой не может отрешиться от своих сомнений (№69).

Развитие ПП и СП направлено на их героизацию: они становится все более активными, энергичными и в динамической репризе превращаются в победный марш в пунктирном ритме. Героизация лирических образов логично подводит к вершине всего произведения – мощному проведению ГП, которая становится героическим апофеозом поэмы – победа тем любви.




Информация о работе Жанр симфонической поэмы в западноевропейской музыке. Генезис. Основные этапы развития. «Прелюды» Листа