Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразова¬нию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художест¬венной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.

Содержание

Введение. 3
1. Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей. 4
2. Виды и формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей. 5
3. Особенности руководства самостоятельной музыкальной деятельностью. 9
4. Педагогические условия формирования самостоятельной музыкальной деятельности. 10
Заключение. 14
Список литературы. 15

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 28.72 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение.                                                                                                     3

1. Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей.                                                                     4

2. Виды и формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей.                                                                      5

3. Особенности руководства самостоятельной музыкальной деятельностью.                                                                              9

4. Педагогические условия формирования самостоятельной музыкальной деятельности.                                                         10

Заключение.                                                                                                 14

Список литературы.                                                                                    15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень  велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать  к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразова¬нию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художест¬венной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобще¬ния ребенка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

Гармоничное  сочетание  умственного  и физического развития, нравственной чистоты и эстетического  отношения к жизни и искусству  – необходимые условия формирования целостной личности.   Достижению   этой   высокой   цели   во   многом   способствует правильная организация музыкального воспитания детей.

Музыкальное воспитание —  это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия  музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отноше¬ния к музыке.

Ребенок в том случае успешно  усваивает различные виды му¬зыкальной деятельности, если учитываются его индивидуальные особенности, возрастные возможности.

Музыкальное развитие - это  результат формирования ребенка  в процессе   активной  музыкальной  деятельности.  Определенное значение имеют индивидуальные особенности  каждого ребенка.

Развитие происходит:

в области  эмоций—от импульсивных откликов  на  простей музыкальные явления к более выраженным  и разнообразным эмоциональным реакциям;

в области ощущения, восприятия и слуха — от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному   восприятию   музыки,   к   дифференцированию   высоты звука, ритма, тембра, динамики;

в области проявления отношений  — от неустойчивого увлечения  к более   устойчивым   интересам,   потребностям,   к   первым   проявлениям музыкального вкуса;

в области исполнительской  деятельности — от действий по показу,   подражанию  к  самостоятельным   выразительным   и  творче¬ским  проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении.

 Музыкальное воспитание  и развитие требуют правильной  орга¬низации и целенаправленного обучения.

 

 

1.Значение и содержание  самостоятельной музыкальной деятельности  детей.

 

Подготовить ребенка к  школе — значит научить его  действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно  организованная работа в детском  саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобрази¬тельной, художественно-речевой и музыкальной.

В «Программе воспитания и  обучения в детском саду» есть раздел «Самостоятельная художественная деятельность». Она объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением  стихов и т. д.), каждое из которых  имеет свое само¬стоятельное развитие.

В самостоятельной музыкальной  деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают  легкие мелодии на металлофоне, исполняют  несложные пляски. Они могут сами орга¬низовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок дол¬жен сам ориентироваться в музыке — сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

Для характеристики детской  деятельности важно отметить сле¬дующее: источник, откуда они черпают свои музыкальные впечат¬ления; интересы детей, отдающих предпочтение тем или иным пес¬ням, хороводам, какому-либо виду деятельности; формы органи¬зации самостоятельной деятельности.

Рассмотрим это подробнее.

 

2. Виды и формы организации  самостоятельной музыкальной деятельности  детей.

 

Источники самостоятельной  музыкальной деятельности.

 

Источником возникновения  детского музицирования являются прежде всего музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев.  Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента.  Но если  их будут учить петь без сопровождения, то они смогут сами по своему желанию петь без поддержки фортепиано.

Многие   ребята   любят   танцевать,   маршировать   под   музыку.

Но если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.

Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Это яркие страницы жизни ребенка. Многие воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

Разнообразны источники  самостоятельной музыкальной деятель¬ности в семье. Самые распространенные из них — это детские музы¬кальные радио- и телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование грамзаписей и т. д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.

Диафильмы с музыкальным  сопровождением, увлекательные мультфильмы  с занимательными персонажами вызывают у ребенка желание повторять  полюбившиеся ему песни.

 

Виды самостоятельной  музыкальной деятельности.

 

Рассмотрим,   как   применяются   детьми   различные  виды   музыкальной   деятельности   в   условиях   са¬мостоятельного детского музицирования. Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действии детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

Среди игр основное место  занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном  детьми, главным образом на занятиях.

Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копи¬руют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Напри¬мер, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспи¬тателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню М. Красева «Осень». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, как эхо».

Музыкальное занятие в  детской игре может иметь более  слож¬ную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятель¬ности (исполнение на цитре, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т. д.).

В «концерте» дети организуют чередование различных «номе¬ров», исполняемых группой детей — «артистов», для своих това¬рищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Од¬ним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.

 

В других сюжетно-ролевых  играх дети используют песни, соответствующие  их игровым действиям. Например, играя  в «парад» мальчики поют «Барабан»  М. Красева, барабанят и маршируют, меняя построение в каждом куплете песни (ходят по кругу змейкой, парами). Девочки, укачивая кукол, поют песню «Баю-баю» М. Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.

В самостоятельную  деятельность  дети   часто  включают  музы¬кально-дидактические   игры,   которые   развивают у   ребят   способность   к   восприятию,   различению   основных   свойств   музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет»  «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную  мелодию на  металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направле¬ние мелодии и ее ритм.

В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских  музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, гармониках, баянах, триолах, саксофонах, кларнетах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах, цитрах, гуслях, треу¬гольниках и др., на которых исполняют попевки, песенки, выучен¬ные в детском саду или где-то услышанные ими, могут «сочинить» и свои.

Интересно проходят у старших  дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры. При этом отмечают: «Про лису надо играть мягко, про медведя — сильнее, он сер¬дитый».

Музыкальные инструменты  дети используют индивидуально, объединяясь  по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр».

В самостоятельной практике детей может иметь место и  слуша¬ние музыки. Воспитатель по их просьбе использует проигрыватель, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в ис¬полнении мастеров искусств.

Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной  деятельности, по собственной инициативе применяют свой музы¬кальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

 

Формы организации самостоятельной  музыкальной деятельности.

 

Формы организации самостоятельной  музыкальной деятельности детей  многообразны. Индивидуальные самостоятельные  упражнения ребенка выступают как  закрепление умений и навыков, приобретенных  на музыкальных занятиях.

Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные  их элементы. Действия детей носят  характер упражне¬ний; они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, пра¬вильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполнении  тех   или   иных  действий,   показывают,   как   надо   сплясать, спеть.

Игра - следующая форма  организации самостоятельной музы¬кальной деятельности. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкаль¬ного репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы.

Музыкально-дидактические  игры привлекают детей возможно¬стью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкаль¬ное лото», они различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные на органчике знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесен¬ки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание на разных инструментах.

Самостоятельная музыкальная  деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием  форм и является начальным про¬явлением самообучения.

 

3.Особенности руководства  самостоятельной музыкальной деятельностью.

 

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содер¬жание и форму организации музыкальной деятель¬ности детей. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы.

Но это не означает, что  он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвен¬ным:

во-первых, воспитатель старается  повлиять на музыкальные впе¬чатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию  деятельности детей по их инициативе;

в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

 

4.Педагогические условия  формирования самостоятельной музыкальной  деятельности.

 

Тесные связи устанавливаются  между обучением на занятиях и  развитием самостоятельной деятель¬ности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо пере¬носит из опыта своих активных действий на за¬нятия.

Прежде всего- это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки для игры на инструментах и т. д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх на прогулках

Поэтому так важно, чтобы  музыкальные занятия были увлека¬тельными, вызывали желание повторять выученные произведения

Помимо занятий, определенное влияние на возникновение само¬стоятельной музыкальной деятельности оказывает участие в утренниках и развлечениях.  Наиболее яркие моменты игр, построений плясок, инсценировок дети переносят в повседневную деятельность.

Информация о работе Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей