Звукоизвлечение и организация движений технического аппарата баяниста (аккордеониста)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 14:41, статья

Описание работы

Цель настоящей статьи - помочь баянистам (аккордеонистам) в овладении основными исполнительскими приемами и штрихами как средством художественной выразительности. Автором дана классификация упомянутых приемов и штрихов на баяне, охарактеризована техника их воплощения, основанная на сознательном представлении и распределении функций каждого движения.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

Вибрато подразделяется по качеству звучания на хаотическое (изобразительное) и управляемое (выразительное); исходя из техники выполнения, принято различать:

  1. кистевое вибрато левой руки;
  2. плечевое вибрато левой руки;
  3. напряженное "дрожание" правой рукой;
  4. управляемое вибрато правой рукой (с упором в крышку, в гриф, в клавиатуру);
  5. частые удары в гриф.

Другим характерным  приемом игры на баяне является глиссандо - технический прием, выполняемый при помощи скольжения пальцев (руки) вверх или вниз по вертикальным и поперечным рядам клавиатуры.

Глиссандо на баяне имеет следующие разновидности:

  1. по одному ряду одноголосное;
  2. по одному ряду двух-, трёхголосное и т.д.;
  3. по двум вертикальным рядам (фортепианное);
  4. по трем вертикальным рядам - хаотическое;
  5. по трем вертикальным рядам - хроматическое (тремя пальцами или тыльной стороной большого пальца);
  6. поперечное (одноголосное, двухголосное, аккордами).

Эффектным приемом на баяне является тремоло мехом:

  1. попеременное движение (расжим-сжим по очереди);
  2. триольное движение - однонаправленное;
  3. комбинированное движение (расжим-сжим, сжим-расжим);
  4. рикошет (попеременное движение и удары боринами меха - то верхней частью, то нижней).

К характерным приемам игры на баяне также относятся:

  • мартеллато - приём, связанный с поочередным извлечением повторяющихся звуков правой и левой руками;
  • педализация - гармоническое задержание звуков;
  • нетемперированное глиссандо - замедленное открытие клапана при избыточном давлении в меховой камере;
  • легатиссимо - наложение одних звуков на другие при исполнении одноголосных построений;
  • деташе - соотнесение атаки и снятия звука с разнонаправленными движениями меха;
  • тембровое-регистровое варьирование - переключение регистров на выдержанном звуке.

К специфическим (шумовым) приемам игры относятся:

  1. стук клапанов (клавишей) без движения меха;
  2. игра на регистрах - быстрое ритмическое переключение последних без нажатия клавиш;
  3. скольжение и удары по меху, по корпусу баяна;
  4. "барабанная дробь" - ритмические толчки мехом при нажатых на левой клавиатуре нескольких септаккордах;
  5. имитация шагов - быстрое скользящее движение по вертикальным рядам вниз без движения меха;
  6. нажатие воздушного клапана.

В заключение следует отметить, что практические навыки полнее и глубже усваиваются при наличии определенной теоретической базы. Данная методическая работа может послужить основой для развития и закрепления упомянутых навыков. Изучение основных приемов и штрихов, переход к их разнообразному использованию и тончайшей дифференциации в художественных произведениях является длительным процессом, зависящим от индивидуальности исполнителя, уровня его музыкально-художественной культуры и качества инструмента.  

ЛИТЕРАТУРА

1. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970.  
2. Онегин А. Штрихи на баяне: Звуковое пособие. "Мелодия" Д 019789-90.  
3. Говорушко П. Основы игры на баяне. Л., 1963.

Информация о работе Звукоизвлечение и организация движений технического аппарата баяниста (аккордеониста)