Бюрократическая организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Бюрократическая теория организации возникла благодаря исследованиям в поисках конструкции идеальной организации, выполненных крупным немецким ученым - социологом, юристом, экономистом и историком Максом Вебером.

Содержание

Введение………………………………………………………………….….....3
1 Основные понятия бюрократической организации
1.1. Формальная организация как бюрократическая система….………….….4
1.2. Характеристика бюрократической структуры организации………..…...7
1.3. Структура современного административного аппарата…….…… …..…9
2 Бюрократия идеального типа…………….………….……………………….12
2.1. Бюрократия по Веберу……………………………………………….…….12
2.2. Организационная модель бюрократии Мертона и Селзника…………....15
2.3. Организационная модель бюрократии Гоулднера………………….…….16
Заключение……………………………………………………………..………...19
Список используемой литературы…………………………………….………..20

Работа содержит 1 файл

контрольная теория управления.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………….….....3

1 Основные понятия бюрократической организации

1.1. Формальная организация  как бюрократическая система….………….….4

1.2. Характеристика бюрократической  структуры организации………..…...7

1.3. Структура  современного административного аппарата…….…… …..…9

2 Бюрократия идеального типа…………….………….……………………….12

2.1. Бюрократия по Веберу……………………………………………….…….12

2.2. Организационная модель  бюрократии Мертона и Селзника…………....15

2.3. Организационная модель  бюрократии Гоулднера………………….…….16

Заключение……………………………………………………………..………...19

Список используемой литературы…………………………………….………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюрократическая теория организации возникла благодаря  исследованиям в поисках конструкции  идеальной организации, выполненных крупным немецким ученым - социологом, юристом, экономистом и историком Максом Вебером.

Пока организации остаются относительно малочисленными, они зачастую достаточно успешно функционируют  на основе непосредственного личного  взаимодействия между их членами. Но если крупная организация заинтересована в достижении каких-то целей, она не может обойтись без утверждения формальных производственных и административных процедур. Актуальность выбранной темы заключается в том, что только после того как процедуры производства и управления будут четко отлажены, организация сможет функционировать по-настоящему эффективно. Этому требованию отвечает бюрократия - социальная структура, основанная на иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и на разделении функций и власти.

Для написания контрольной  работы и разработки темы использованы труды отечественных и зарубежных ученых. Данной проблемой занимались такие отечественные авторы как: Волков Ю.Г. ,. Добреньков В.И., Олянич Д.Б., Пригожий А.И., Чуйкин А.М. Зарубежные авторы: Альберт М., Мескон М.,  Хедоури Ф.

Цель: проанализировать бюрократические организации.

Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть формальную организацию как бюрократическую  систему;

- раскрыть характеристику бюрократической  структуры организации, а также структуру  современного административного аппарата;

- рассмотреть бюрократию идеального типа по Веберу и организационная модель бюрократии Мертона и Селзника, Гоулднера.

1 Основные понятия бюрократической организации

 

1.1. Формальная организация как бюрократическая система

 

В западном мире развитие бюрократии шло веками. В средние  века и позднее этот процесс шел  медленно и беспорядочно. Только в XX в. бюрократия сформировалась в полной мере - в соответствии с требованиями, диктуемыми индустриальным обществом. В связи с укрупнением современных организаций и повышением их сложности, потребовалось большое количество структурных единиц и подразделений, возникла потребность в некоем механизме синхронизации и интеграции различных видов деятельности. Поставив выполнение задач на регулярную и упорядоченную основу, бюрократические структуры открывают возможности для эффективного планирования и успешной координации этих видов деятельности. Кроме того, бюрократические структуры стремятся исключить все посторонние влияния на людей и направить их деятельность в первую очередь в организационных интересах. В настоящее время в России наиболее крупномасштабные и сложные организации построены на бюрократических принципах управления. 1

 Формальная организация  имеет сильную тенденцию превращаться  в бюрократическую систему. Немецкий философ и социолог Макс Вебер (1864-1920) описал идеальную модель формальной организации - бюрократии (от франц. bureau - канцелярия и греч. kratos - власть, господство, сила) - это организация публичной власти, состоящая из ряда официальных лиц, занимающих должности и посты и образующих определенную иерархию. Вебер считал формирование бюрократии (управленческого аппарата) главным аспектом процесса рационализации. Для описания характерных особенностей бюрократии он использовал ее идеальный тип или модель.2

Под бюрократией обычно понимается организация, состоящая  из ряда официальных лиц, должности  и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Термин «бюрократия» французского происхождения, от слова «бюро» - офис, контора. Главное качество бюрократии - ее техническая эффективность, основанная на точности, скорости, управленческом опыте, непрерывности, свободе действий, объективных отчетах о работе, поощряемые премиальными вознаграждениями. Ее структура такова, что она достигает полного устранения неофициальных отношений и нерациональных идей (враждебность, беспокойство, двойственное положение и т.д.). 
              С ростом бюрократизации становится ясно всем, кто в этом разбирается, что человек в значительной степени управляется его социальным отношением к средствам производства. Теперь это не кажется только принципом марксизма, но этот упрямый факт, подтвержденный повсеместно, весьма далек от идеологических соображений. Бюрократизация проясняет все, что было раньше тускло и неясно. Все больше людей понимают, что для того чтобы работать, они должны наниматься на работу. Для работы необходимо иметь инструменты и оборудование, а инструменты и оборудование все более и более доступны только в бюрократии, частной или государственной. Следовательно, человек должен быть нанят бюрократией, чтобы иметь доступ к инструментам, чтобы работать, чтобы жить. Именно в этом смысле бюрократизация влечет за собой отделение индивидуумов от средств производства в современном капиталистическом предприятии и в государственном коммунистическом предприятии (в варианте, существующем в середине века) так же, как в постфеодальной армии бюрократизация повлекла полное отделение людей от орудий разрушения. Как правило, рабочий больше не владеет инструментами, солдат - оружием. И, именно поэтому, все больше и больше людей становятся рабочими, или “голубыми воротничками”, или “белыми воротничками”, или “чернорубашечниками”. Так развивается, например, новый тип научного работника, поскольку ученый “отделен” от технического оборудования, например, физик, обычно, не владеет циклотроном. Чтобы проводить свои исследования, он должен быть нанят бюрократией, владеющей лабораторным оборудованием. 
               Бюрократия - администрация, которая практически полностью избегает общественного обсуждения ее методов, хотя может происходить общественное обсуждение ее стратегии. Эта секретность не характерна ни для государственной ни для частной бюрократии. Она необходима, чтобы предотвратить утечку информации к частным экономическим конкурентам или к иностранным и потенциально враждебным политическим группам. Шпионаж на государственном уровне - явление достаточно редкое и представляет собой сложную запутанную систему, а в частном предпринимательстве он проще и встречается чаще. Данные стоимостей, списки клиентов, описание новых технологических процессов, планы производства - все это обычно расценивается, как секретная информация частной экономической бюрократии, которая могла бы быть обнародована, если бы понадобилось публично защитить подоплеку ее решений и стратегии. 

1.2. Характеристика бюрократической структуры организации

 

Основными характеристиками бюрократической структуры являются: высокая степень разделения труда; развитая иерархия управления; длинная  цепь управленческих команд; большое  число норм, правил и процедур, регламентирующих деятельность исполнителей; четкое и детальное разграничение полномочий.

Критерием совершенствования  бюрократической структуры является четкость, детальность регламентации  деятельности исполнителей. Негативной стороной такого процесса является утрата организацией гибкости, способности адаптироваться к меняющимся условиям. Сравнение характеристик бюрократической структуры даны в табл. 1.3

Хотя бюрократия представляет собой широко распространенную модель формирования организации, она подверглась  существенной критике. Одно из важнейших критических замечаний было сформулировано социологом Р. К. Мертоном. По его мнению, трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих надлежащее выполнение сотрудниками своих задач, выполнение запросов других подразделений этой организации, а также взаимодействие с клиентами и общественностью. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения, поскольку все возникающие здесь вопросы и проблемы решаются только исходя из прецедентов. Постепенно тщательный поиск альтернатив начинает сокращаться. Клиенты и общественность могут ощущать неадекватность реакции на их потребности, поскольку все их проблемы будут решаться в соответствии с установленными правилами, процедурами в нормами. Если сотрудникам бюрократических организаций указывают на неадекватность их действий, она, защищаясь, ссылаются на соответствующее правило или инструкцию. Это, в свою очередь, легко может испортить взаимоотношения с клиентами или общественностью. Однако бюрократ не может быть наказав, потому что с официальной точки зрения своей организации он или она действуют правильно. 
Такое же отсутствие гибкости может возникать и во взаимоотношениях сотрудников внутри организации. Строгое соблюдение установленных правил может порождать новые проблемы в ходе взаимодействия, обмена информацией и координации деятельности различных частей организации. Еще одним негативным свойством бюрократических структур, по мнению Катца и Кана, является «отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на окружающие условия, что существенно необходимо для эффективного функционирования организации». Почти исключительный упор на строгое соблюдение правил ведет к негибкости и полному нарушению способности организации порождать и вводить новые элементы в процесс своей деятельности. Ниже мы увидим, что те организации, которые должны по-новому реагировать на быстрые изменения условий рынка и технологии, запаздывали и действовали не столь эффективно, если были организованы по типу бюрократий. Далее мы рассмотрим адаптивные структуры, которые были разработаны для расширения возможностей организаций реагировать на происходящие изменения и вводить новшества 4.

 

1.3. Структура   современного административного аппарата

 

Работа современного административного аппарата осуществляется в соответствии со следующими принципами: 
I. Принцип закрепленных в нормативных документах официальных должностных полномочий, регулируемых правилами, т.е. законами или административными предписаниями.

Виды деятельности, необходимые  для достижения целей, стоящих перед  бюрократически управляемой структурой, распределяются в форме официальных  должностных обязанностей. Право отдавать распоряжения, необходимые для выполнения обязанностей, предоставляется в установленном порядке и строго ограничивается правилами осуществления принудительных, физических, нравственных или каких-либо еще мер воздействия, которыми могут быть наделены официальные лица.

Регулярное и непрекращающееся выполнение указанных обязанностей и осуществление соответствующих прав опирается на методическое обеспечение: на работу принимается лишь тот, кто имеет необходимую для определенной должности квалификацию.

В системе государственного управления, основанной на законодательных нормах, эти три элемента составляют «бюрократическую власть». В частном экономическом секторе они образуют бюрократическое «управление». Бюрократия, понимая таким образом, получает полное развитие в политических и духовных сообществах только в современном государстве, а в частном экономическом секторе только в наиболее развитых капиталистических институтах. Так происходило даже в крупных политических образованиях, таких как те, что существовали на Древнем Востоке, в Германской и Монгольской империях завоевателей, или имели место во многих феодальных государствах. Во всех этих случаях правитель осуществлял свои наиболее важные функции через частных доверенных лиц, приближенных или придворных. Их полномочия и власть не были строго регламентированы и устанавливались применительно к каждому отдельному случаю. 
II. Принципы иерархии и уровней полномочий должностных лиц означают строго определенную систему подчинения, в которой чиновники стоящие на более высокой ступени осуществляют надзор над нижестоящими. Такая система позволяет обжаловать решения, апеллируя к вышестоящим органам строго определенным для этого образом. Должностная иерархия в условиях развитой бюрократии опирается на единоначалие. Принцип иерархического подчинения, на котором строится власть учреждения, соблюдается во всех бюрократических структурах: в государственных, церковных, а также и в крупных партийных организациях и на частных предприятиях. Сущность бюрократии не зависит от того является ли власть «частной» или «государственной». 
III. Управление современным учреждением основывается на письменной документах («файлах»), сохраняемых в своем оригинальном или черновом варианте. Поэтому в любой организации существует целый штат клерков и разного рода секретарей. Служащие, активно задействованные в работе «государственного» учреждения, материально-техническое обеспечение и документация в совокупности составляют «бюро». В частном бизнесе «бюро» часто называют «конторой». 
IV. Управление бюрократической структурой (по крайней мере всеми специализированными бюрократическими структурами), а такое управление, характерно для современных условий, обычно предполагает основательную специализированную подготовку кадров. И это касается все в большей мере как управляющих и служащих, работающих в частном экономическом секторе, так и государственных чиновников. 
V. Работа в развитой организации требует от служащего полной самоотдачи, независимо от того, что продолжительность его рабочего дня строго фиксирована. Обычно это является результатом долгого развития как государственной, так и частной бюрократической организации. В прежние времена положение дел было иным: официальные чиновнические функции не рассматривались как основной род деятельности. 
VI. Бюрократическое управление регулируется общими правилами, которые в большей или меньшей степени остаются неизменными, в большей или меньшей степени являются исчерпывающими, и, следовательно, поддаются изучению. Знание этих правил отражает специальную профессиональную подготовку должностного лица. Обучение включает в себя правовую подготовку или подготовку в области государственного, либо коммерческого управления.5 

2 Бюрократия идеального типа

 

2.1. Бюрократия по Веберу 

 

Одним из первых, кто ввел в социологию категорию формальной организации  был М.Вебер. По его мнению формальная организация, как правило стремиться превратиться в бюрократическую систему: «... подчинение теперь основано не на вере и преданности харизматической личности, пророку, герою, но на лишенном личного характера объективном «служебном долге», который, как и право на власть, определен посредством рационально установленных норм (законов, предписаний, правил) таким образом, что легитимность господства выражается в легальности общих, целенаправленно продуманных, корректно сформулированных и обнародованных правилах»6

Огромный вклад в  развитие управленческой мысли внес М. Вебер, разработавший теорию бюрократического построения организации и системы управления - в частности. Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации, а также правил и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в веберовской концепции организации (приложение 1). Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников и конкретные решения и деятельность руководства. Вебер считал, что бюрократическая система организации должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Однако бюрократия имеет различные значения. В одних случаях это понятие характеризует правления с жестко отработанными правилами и процедурами. В других - бюрократией обозначаются негативные последствия деятельности больших организаций. В исследовании Вебера бюрократия относится к социологическим-представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму или схему организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наемных работников. Назовем основные элементы построения организации по Веберу.

Положения законной власти в организации:

• могут, быть установлены  такие легитимные законы, которые могут действовать с согласия части членов организации;

• закон есть система  абстрактных правил, применяющихся  в частном случае. Администрация  соблюдает интересы организации  в рамках закона;

• исполнительная власть также подчиняется этим правилам;

• член организации подчиняется  правилам только в этом качестве;

• подчинение касается не лица, осуществляющего власть, а  безличного порядка.

Информация о работе Бюрократическая организация