Ценностные ориентации современных руководителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

В иерархии ценностей современных руководителей доминируют отдельные ценности (группы ценностей), имеющие индивидуальную направленность.
Единая система ценностей и морально-этических норм у современных руководителей не сформирована.
Задачи:
Проанализировать психологическую и методическую литературу по проблеме ценностных ориентаций.
Изучить ценностные ориентации современных руководителей.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 79.08 Кб (Скачать)

В ряде исследований было показано, что в семьях эффективных руководителей  основными жизненными ценностями выступали, прежде всего, познание, развитие собственной  личности, работа и, в целом, преобладали  бытийные ценности. А вот в семьях руководителей, не отличающихся высокой  эффективностью, преобладали ценности общения, материального благополучия, власти и обладания. Безусловно, эта  зависимость носит статистический характер и не может быть абсолютизирована, поскольку существенным фактором здесь  выступает степень принятия человеком  собственной семьи. Случается, и  нередко, что формирование собственных  ценностей строится по принципу контраста 32.

Это же касается и других факторов. Вместе с тем их значение в формировании базисных ценностей  и ценностных ориентаций весьма велико. Так, в серии исследований было показано, что значимо различными оказываются  ценностные ориентации руководителей, отличающихся по порядку рождения. Если первые и единственные дети в  значительно большей степени  ориентированы на ценности инструментальные (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации), то младших детей отличает большая выраженность ориентаций на терминальные ценности (убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться).

 

2.2.3 Особенности  социально-экономической ситуации

 

Значительное влияние  на формирование и изменение жизненных  ценностей руководителя оказывают  особенности социально-экономической  ситуации, в которой осуществляется управление, такие, как, например, сфера  деятельности, форма собственности  руководимого учреждения, конкретные особенности корпоративной культуры организации.

Результаты проведенного под руководством Кобелевой О.В. в течение пяти лет исследования динамики жизненных ценностей руководителей (О. В. Кобелева), показали, что наиболее значимыми во все годы для руководителей различных возрастных категорий остаются (их значимость даже возрастает) терминальные ценности (альтруизм, развитие своей личности, семья, дети). Менее всего претерпели изменения такие ценности, как «развитие собственной личности», «здоровье», «семья», «наличие недостатков в себе», тогда как значительно возросла значимость ценностей «альтруизм», «дети», «наличие добрых, верных друзей», «доверие», «образованность»33.

И, наоборот, несколько снизилось  значение таких ценностей, как «работа», «ответственность», «эффективность деятельности», последнее особенно ярко проявляется  в негосударственной сфере. Следует  отметить, что наиболее выраженное изменение в ценностной сфере  руководителей негосударственных организаций претерпела ценность «образованность» - ее значимость за пять лет возросла в 1,3 раза.

Обнаружилось, что значимость различных ценностей в различные  возрастные периоды неодинакова. Так, наиболее значимыми для двух третей молодых руководителей (возрастная группа до 35 лет) выступают «развитие  личности», «возможность творческой работы», «семья» и «дети». Кроме того, они отмечают важность таких ценностей, как «активная деятельная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «уверенность в себе». Наименее значимыми  для молодых руководителей являются - «общественное признание», «познание», «красота природы и искусство».

Установлено, что с возрастом  увеличивается значимость некоторых  терминальных ценностей, происходит изменение  ориентации на семью, как ценность, и на здоровье. С возрастом (в 43-45 лет) также увеличивается значение такой ценности, как «альтруизм».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой  работе рассматривалась  проблема ценностных ориентаций современных  руководителей.

Анализ современной отечественной  и зарубежной литературы позволил сделать  следующие выводы:

1. Ключ к пониманию  ценностных ориентаций следует  искать не в субъект-объектных,  а в интерсубъективных отношениях  людей.

2. Известны три формы  существования ценностей: социальные идеалы, предметно воплощенные ценности и личностные идеалы. В этот ряд не включают ценностные ориентации сознания, не рассматривая их как форму бытия ценностей, поскольку, если личностная ценность индивида - значимая ценность одной из социальных общностей или групп, с которой он себя отождествляет и ценность, предметно воплощённая в продукте его деятельности связаны между собой "необходимо и однозначно", то ценностные ориентации его сознания связаны  с ними "не необходимыми и неоднозначными отношениями".

3. Традиции формируют  основное направление духовных  ценностей, и являются неотъемлемой  частью личностных ориентаций.

4.Личностные ценности  формируются в процессе социогенеза,  достаточно сложно взаимодействуя  с потребностями.

5. В рассматриваемой нами  модели развития системы ценностных  ориентации личности выделяются  три основных процесса: адаптация, социализация и индивидуализация. Эти процессы, последовательно возникающие в указанном порядке и повторяющие на соответствующем новом витке личностного развития общие закономерности, в дальнейшем протекают одновременно. Каждый из этих процессов носит двойственный характер, отражающий на своем уровне баланс влияния индивида и среды на формирование ценностей и реализующийся посредством действия соответствующих парных механизмов: ассимиляции и аккомодации, идентификации и отчуждения, интернализации и экстернализации. Соответственно, можно предположить, что система ценностных ориентации личности включает в себя три уровня, или пласта, сформированных этими тремя процессами: «защитные», «заимствованные» и «автономные» ценности.

6. «Внутренний» имидж  руководителя часто отличатся  от его «внешнего» имиджа. Многие  качества, присущие руководителям  организаций, не становятся достоянием  общественности и их можно  выявить только при вхождении  в организацию и соприкосновении  со всеми организационными процессами. Очень часто новые сотрудники, нанимающиеся на работу в подчинение  конкретного руководителя под  воздействием имиджа, созданного  средствами массовой информации, испытывают глубокое разочарование  при соприкосновении с ним  в работе.

«Внутренний» и «внешний»  имидж руководителя организации  являются взаимовлияющими факторами. Что касается выделенных групп характеристик, влияющих на создание имиджа руководителя, то они носят ситуационный характер и зависят от специфики деятельности руководителя и организации в  целом.

7. Значимость различных  ценностей в различные возрастные  периоды неодинакова. Так, наиболее  значимыми для двух третей  молодых руководителей (возрастная  группа до 35 лет) выступают «развитие  личности», «возможность творческой  работы», «семья» и «дети». Кроме  того, они отмечают важность таких  ценностей, как «активная деятельная  жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «уверенность в себе». Наименее значимыми для молодых руководителей являются - «общественное признание», «познание», «красота природы и искусство». С возрастом увеличивается значимость некоторых терминальных ценностей, происходит изменение ориентации на семью, как ценность, и на здоровье. С возрастом (в 43-45 лет) также увеличивается значение такой ценности, как «альтруизм».

8. Система жизненных ценностей  руководителя является одним  из ключевых факторов, определяющих  стиль управленческой деятельности, характер задач и целей, которые  он ставит перед собой. При  этом динамика ценностей в  изменяющихся социально-экономических  условиях обусловлена как самим  изменением этих условий, так  и особенностями личности руководителя, его возрастом, опытом профессиональной  управленческой деятельности, социальной  ситуацией развития, семейным положением, количеством детей в семье,  образованием, стилем руководства.  При этом существует сложная  зависимость между системой жизненных  ценностей руководителя и его  стилем руководства.

В экспериментальной части  нашей работе мы обратились к исследованию ценностных ориентаций современных  руководителей. В процессе их изучения мы установили, что существует набор  определенных действий и в практике руководства, и в межличностном  общении, ориентация на мировые нормы  поведения все большего количества современных руководителей:

"Социальный портрет”  современных руководителей, включает  в себя черты, абсолютно полярные  по своим признакам, т.е., на  наш взгляд, не существует реального  образа современных руководителей  и, соответственно, адекватного его  восприятия подчинёнными.

Внимание привлекают отдельные  составляющие проблемы ценностной ориентации предпринимателей (например, такие  черты характера, как рвачество  и пробивной характер), а не целостная  система ценностей и мотиваций, что способствует созданию у подчиненных  негативного образа современного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Абульханова-Славская К.  А., Брушлинский А. В. Философско-психологи-ческая  концепция С. Л. Рубинштейна:  К 100-летию со дня рождения. – М.: Наука, 1989.– 248 с.

2. Агеев В. С. Межгрупповое  взаимодействие: социально-психологические  проблемы. – М., 1990. – 240 с.

3. Адлер А. Практика  и теория индивидуальной психологии: Пер. с англ. / Фонд «За экономическую  грамотность». – М., 1995. – 296 с.

4. Алексеева В. Г. Ценностные  ориентации как фактор жизнедеятельности  и развития личности // Психол. журн. – 1984. – Т. 5. – № 5. – С. 63-70.

5. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под  ред. Т. Парсонса: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1972. – 392 с.

6. Ананьев Б. Г. О  проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.– 344 с.

7. Анурин В. Ф. Ценностные  ориентации и их влияние на  формирование потребностей // Социология  высшей школы. Подготовка специалистов  для народного хозяйства: Сб. науч. трудов. – Горький, 1982. – С. 116-129.

8. Анцыферова Л. И. К  психологии личности как развивающейся  системы // Психология формирования  и развития личности. – М.: Изд-во  МГУ, 1981. – С. 3-18.

9. Анцыферова Л. И. Психология  формирования и развития личности // Человек в системе наук. –  М., 1989. – С. 426-433.

10. Артемов С. Д. Социальные  проблемы адаптации молодого  рабочего на промышленном предприятии//Молодежь  и труд. – М., 1970.– С. 135-136.

11. Асеев В. Г. Теоретические  аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи  к трудовой и учебной деятельности. – Иркутск, 1986. – С. 3-17.

12. Асмолов А. Г. Психология  личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. –  367 с.

13. Асмолов А. Г. Деятельность  и установка. М., 1979.

14. Бабаков В.Г. и др  Морфология культуры. Структура  и динамика. / Аванесова Г.А.,. -М.: Наука, 1994. С. 352

15. Бандура А., Уолтере  Р. Подростковая агрессия. Изучение  влияния воспитания и семейных отношений: Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.– 512 с.

16. Белик А.А. Культурология.  Антропологические теории культур.  М., 1998.

17. Березин Ф. Б. Психическая  и психофизиологическая адаптация  человека.– Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 270 с.

18. Березин Ф. Б. Психическая  и психофизиологическая интеграция // Бессознательное. – Новочеркасск, 1994.– Т. 1. – С. 187-200.

19. Благуш П. Факторный  анализ с обобщениями: Пер.  с чешек. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 248 с.

20. Братусь Б. С. Аномалии  личности. – М.: Мысль, 1988.– 301 с.

21. Бубнова С.С. Методика  диагностики ценностных ориентации  личности. М., 1995.

22. Бубнова С.С. Принципы  и методы исследования ценностных  ориентации личности как системы  с нелинейной структурой // Психологическое  обозрение. 1997, № 1.

23. Бубнова С.С. Системный  подход к исследованию психологии  индивидуальности. М., 2002.

24. Бутенко А. Идеология  для России // Высшее образование  в России №4, 1997. С.52

25. Выготский Л. С. Педагогическая  психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.

26. Вудкок М., Френсис Д.  Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

27. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы  развития // Социально-политический  журнал. – 1995. – № 6. – С. 61-73.

28. Гобл Ф. Третья сила: Пер. с англ. // Маслоу А. Новые  рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 1999. – С. 334-394.

29. Гоббс Т. Избранные  произведения. В 2 Т. М., 1964 Т.2. С. 133

30. Дильтей В. Описательная  психология // История психологии (10-е  – 30-е гг. Период открытого  кризиса): Тексты / Под ред. П. Я.  Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Изд-во  МГУ, 1992. – 2-е изд.– С. 319-346.

31. Долгопятова Т. Российские  предприятия в переходной экономике:  
экономические проблемы и поведение. М.: Дело ЛТД., 1995

32. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. с франц. – М.: Канон, 1995. – 352 с. 

1 Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с англ. / Фонд «За экономическую грамотность». – М., 1995.

2 Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства: Сб. науч. трудов. – Горький, 1982. с.117

Информация о работе Ценностные ориентации современных руководителей