Методика выявления неформальных групп в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

Работа содержит 1 файл

Козлов А. - методика выявления неформальных групп в организации.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

   На 7 вопрос 21 человек ответили, что  у них сплоченный коллектив, что свидетельствует о хороших отношениях в коллективе, 13% затруднились ответить, но все же есть такие люди, которые так и не считают (4 человека) возможно, они новые люди в этом коллективе и еще не успели в него влиться.

   На  вопрос «На общих собраниях к вашему мнению прислушивается кто-то еще?» 9 человек ответили отрицательно,  5  ответили положительно, наверное, это те люди, которые имеют достаточно хорошее образование, и они могут предложить достаточно хороший вариант, 16 человек отметили вариант в, наверное, эти люди находятся в постоянном с контакте между собой и они соглашаются и поддерживают друг друга.

   «Лучше  работать с интересующим меня человеком» - так на вопрос 9 ответили большинство  опрошенных. Им комфортнее работать в  хорошем социально-психологическом климате, возможно у них на выполнение поручения уйдет больше времени, но они будут довольны этой работой и общением со свом коллегой. А 37% прежде всего ставят пред собой выполнение поставленной цели и им не важно кто им будет помогать. Из ответов на 10 вопрос мы видим, что 18 человек с начало обратятся за помощью к коллегам, это значит, у этих людей есть помощь среди близких коллег. Возможно, это те люди, которым удобнее работать друг с другом, чем с кем-либо другим. Из этого мы можем уже на данном этапе наблюдать неформальную группу.

   На 11 вопрос двадцать один человек ответил, что у них в коллективе есть человек, с которым все советуются и к нему прислушиваются. Этот человек  в своем коллективе занимает, как мне кажется не последнее место, он достаточно образован и общителен, к нему тянутся люди и его слушают, по этому он может стать и руководителем. Наверное, он неформальный лидер в данном коллективе.

   Так же по ответам на  12 вопрос можно  сказать, что в коллективе есть человек, который многим не нравится. Так ответили 57% опрошенных, можно предположить, что это те люди, которые с легкостью могут общаться между собой и поддерживать друг друга в различных вопросах, а этот человек не понимает их позиций и не поддерживает их мнения, значит, он думает со всем по другому и его поступки не совсем нравятся этим людям.

     В 13 вопросе половина опрошенных ответила, что у них в коллективе есть такой круг людей, наверное, эти люди наиболее часто общаются между собой в различных местах (это могут быть обеденные перерывы, рабочие места, дорога домой и т.п.).  10 человек не заметили таких отношений, возможно по тому, что у них не так много времени наблюдать за такими объединениями и они мало проводят времени со всем коллективом, а 5 человек ответили твердо о не существовании такого круга.

   У четырнадцати человек в коллективе есть определенный круг людей, с которыми они могут поделиться своей проблемой  и обсудить ее, может быть это  те люди, которые имеют общие интересы и у них есть более близкая связь друг с другом. 11 человек ответили что им без разнице с кем обсуждать, а 5 человек не кого не собираются посвящать в свои проблемы.

   63 % опрошенных обедают всегда только  с людьми, с которыми  у них  есть общие темы для разговора, 27% могут обедать со всеми, возможно из-за своей общительности и умения поддержать любой разговор, 10% не ходят в обедать. И здесь можно увидеть эту группу даже в обеденный перерыв они держатся вместе.

   На  такой вопрос как – «Перед руководством вы отстаиваете свое мнение один или вас кто-то еще поддерживает (или может вы кого-то поддерживаете)?» - 3 человека сказали, что они самостоятельно отстаивают свое мнение, троих поддерживают коллеги, а 14 человек, скорее всего, поддерживают этих троих, вследствие чего мы еще раз можем убедиться в возможности существования неформального объединения работников. 10 работников не связываются с руководством.

   На 17 вопрос мы получили такие результаты: 19 работников постоянно отмечают праздники  совместно с коллективом, 8 – иногда, но все-таки попадают на такие мероприятия, а трое вообще игнорируют их. Продолжая тему праздников, из ответов на 18 вопрос у нас получилось, что 27% отмечают со всем коллективом, но 40% празднуют определенной группой, возможно, они после основного гулянья со всем коллективом, идут куда-то еще, а 33% могут и со всеми и отдельной группой.

   Образованием  таких групп 16 человек считают наличием, каких то общих интересов, четверо считают, что это произошло из-за связей по работе или чего-то такого в этом роде. 5 – не видят такого объединения коллег. В ходе этого на протяжении практически всех вопросов у нас выделяется группа людей из 14-19 человек (неформальная организация). По ответам на восемнадцатый вопрос можно судить только об одном, в коллективе все же существует неформальный лидер, за которым многие тянутся, но все-таки 7 человек его не замечают, может они с ним не так часто сталкиваются.

   Далее мы постараемся разобрать, как же все-таки образуются неформальные организации  в коллективах, и охарактеризуем их. А по полученным результатам сделать основные выводы и рекомендации.

2.2 Образование неформальных  организаций

      Формальная  организация создается по воле руководства. Но как только она создана, она  становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.

      Неформальная  организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существовании такой неформальной организации. Важно понять, что в большой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Поэтому некоторые авторы считают, что неформальная организация – это, по существу, сеть неформальных организаций. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций. [8, 73]

      У неформальных организаций много  общего с формальными организациями, в которые они оказываются вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации – у них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших (эмерджентных) организациях также имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Специфика в том, что формальная организация создана по заранее продуманному плану. Неформальная же организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. На рис.1. показана разница в механизмах образования формальных и неформальных организаций.

 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Механизм образования формальных и неформальных организаций.

 

      Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия. Описывая процесс развития неформальных организаций, Леонард Сейлис и Джордж Штраус говорят: “Сотрудники образуют дружественные группы на основе своих контактов и общих интересов, и эти группы возникают из самой жизни данной организации. Однако, как только эти группы образовались, они начинают жить собственной жизнью, почти полностью оторванной от трудового процесса,

на основе, которого они возникли. Это – динамичный, самогенерирующийся процесс. Сотрудники, объединенные рамками формальной организации, взаимодействуют друг с другом. Все возрастающее взаимодействие способствует возникновению у них приятельских чувств по отношению к другим членам группы. В свою очередь, эти чувства образуют основу для все большего числа разнообразных видов деятельности, многие из которых отсутствуют в описании должностных обязанностей: совместные обеды, выполнение работы за приятеля, борьба с теми, кто не является членом группы, азартные игры с номерами на денежных чеках и т.д. Такие расширенные возможности взаимодействия способствуют созданию более крепких межличностных уз. Тогда группа начинает представлять собой нечто большее, чем простое собрание людей. Она создает традиционные способы выполнения тех или иных действий – комплекс устойчивых характеристик, которые с трудом поддаются изменению. Группа становится организацией”.

      Почему  люди вступают в организации? Люди обычно знают, почему они вступают в формальные организации. Как правило, они либо хотят осуществлять цели организации, либо им нужно вознаграждение в виде дохода или ими руководят соображения престижа, связанные с принадлежностью к этой организации. У людей также имеются причины и для вступления в группы и неформальные организации, но они часто не осознают их. Как показал Хоторнский эксперимент, принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды не менее важные для них, чем получаемая зарплата. Важнейшие причины вступления в группу: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность.

      Принадлежность. Самой первой причиной вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности, – одной из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Еще до Хоторнского эксперимента Элтон Мэйо обнаружил, что люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными. Другие исследования показали, что возможность принадлежать к группе и поддержка с ее стороны тесно связаны с удовлетворенностью сотрудника. И все же, несмотря на то, что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно лишают людей возможностей социальных контактов. Поэтому рабочие часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести.

      Помощь. В идеальном варианте подчиненные должны иметь возможность без всякого стеснения обращаться к своему непосредственному начальству за советом или для обсуждения своих проблем. Если этого не происходит, то начальнику следует внимательно разобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными. В любом случае, правильно это или неправильно, многие люди считают, что их начальник в формальной организации плохо о них подумает, если они будут спрашивать его, как им выполнить определенную работу. Другие боятся критики. Более того, в каждой организации есть множество неписаных правил, которые касаются мелких процедурных вопросов и протокола, как, например: какой продолжительности должен быть перерыв на кофе, каково отношение начальника к болтовне и шуткам, как следует одеваться, чтобы заслужить всеобщее одобрение, а также, насколько все эти правила обязательны. Понятно, что работник еще подумает, стоит ли обращаться за помощью к начальству по всем этим вопросам. В этих и других ситуациях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Например, новый рабочий, занятый в производстве, скорее попросит другого рабочего объяснить ему, как произвести ту или иную операцию. Это приводит к тому, что новые рабочие тоже стремятся участвовать в уже сформировавшейся социальной группе, где есть опытные рабочие. Получение помощи от коллеги полезно обоим: и тому, кто получил ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий - необходимое руководство к действию. Таким образом, потребность в помощи приводит к возникновению неформальной организации.

      Защита. Люди всегда знали, что сила – в единстве. Одной из первостепенных причин, побуждавших доисторических людей объединяться в племена, была дополнительная защита от враждебных проявлений их внешнего окружения. Осознанная потребность в защите продолжает оставаться важной причиной вступления людей в те или иные группы. Хотя в наши дни очень редко можно говорить о существовании реальной физической опасности на рабочих местах, самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и обсуждали свои претензии к начальству. И сегодня члены неформальных организаций, состоящих из работников низовых уровней, защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Они, например, могут объединить усилия, чтобы опротестовать вредные условия работы. Не удивительно, что эта защитная функция приобретает еще более важное значение, когда начальству не доверяют.

      Иногда  руководители также образуют неформальные организации для защиты своих  коллег. Их целью обычно является защита своей зоны от вторжения других подразделений организации.

      Проблема  неформальных организаций также свидетельствует о потребности в интеграции целей подразделений и направлении усилий на благо организации в целом.

      Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации – слухам, сплетням и другой информации, которая либо совсем не поступает из официальных источников, либо идет по формальным каналам слишком медленно. Это может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к нужной для работы информации. [6, 131]

      Тесное  общение и симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Например, клерки или инженеры отдела часто работают в больших комнатах, где нет перегородок между столами. Эти люди имеют много общего и испытывают симпатию друг к другу частично оттого, что выполняют аналогичную работу. Так, они могут ходить вместе обедать, обсуждать свои рабочие и личные дела во время перерывов на кофе, или обращаться к начальству с просьбой о повышении зарплаты и улучшении условий работы. На работе люди склонны взаимодействовать с теми, кто рядом. Людей обычно тянет к тем, кто, по их мнению, может удовлетворить их потребности в принадлежности, компетентности, защите, уважении и т.д.

Информация о работе Методика выявления неформальных групп в организации