Методологические основы теории организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Раскройте место и роль теории организации в системе научного знания. Опишите, с какими науками она «взаимодействует» непосредственно, а с какими опосредованно.
Процесс управления организацией невозможен без научного подхода. Сейчас имеется целый комплекс научных направлений и дисциплин, расширяющих представления о взаимосвязи организации и управления, различных модификациях их соотношения и использования. В области взаимодействия понятий организации формируется широкая совокупность сфер приложения теоретических и практических интересов общества. Анализ систем управления помогает раскрыть взаимосвязь наук в теории организации управления.

Работа содержит 1 файл

ПКЗ Теория организации.doc

— 69.50 Кб (Скачать)
 

Вариант 1 

Раздел 1. Методологические основы теории организации

1.1 Раскройте  место и роль теории организации  в системе научного знания. Опишите,  с какими науками она «взаимодействует»  непосредственно, а с какими  опосредованно.

Процесс управления организацией невозможен без научного подхода. Сейчас имеется целый комплекс научных направлений и дисциплин, расширяющих представления о взаимосвязи организации и управления, различных модификациях их соотношения и использования. В области взаимодействия понятий организации формируется широкая совокупность сфер приложения теоретических и практических интересов общества. Анализ систем управления помогает раскрыть взаимосвязь наук в теории организации управления.

Рассматривая  соотношение теории организации  с другими науками, следует выделить, прежде всего, связь с кибернетикой, которая формулирует общие закономерности управления в сложных системах. Теория организации и управления использует в своем анализе такие категории кибернетики, как «система», «прямая и обратная связь», «информация» и др., конкретизируя их в соответствии со своим объектом и предметом исследования.

Непосредственно тесная взаимосвязь теории организации  и управления с праксиологией  и теорией организаций. Все три  области знания относятся к эргологическим наукам, т.е. к наукам об организации человеческой деятельности. Различие между ними состоит в неодинаковой степени абстракции. Более применима наука праксиология, представляющая наивысшую степень обобщения. Эта наука рассматривает человеческую деятельность с точки зрения ее рациональности. Принципы праксиологии применяются во всех областях. Однако они немногочисленны. Сама по себе теория организаций отличается небольшой степенью обобщения. Теория управления расположена еще на одну ступень ниже по уровню обобщения, поскольку занимается не всеми институтами, образованными для выполнения общественно полезной деятельности, а лишь теми, которые относятся к управлению. Ограничивая поля своих интересов, наука компенсирует это, развивая те элементы теории организации, которые непосредственно связаны со спецификой управления.

Теория  организации использует также знания такой дисциплины, как менеджмент, которая дает необходимый инструментарий для определения функций и  структур, форм и методов организации, позволяют обеспечить формирование механизмов принятия управленческих решений. Речь идет о внесении в деятельность методы стратегического планирования и управления, маркетинга, проектных методов управления и управления по результатам и др.

Экономические науки также играют роль в теории организации, т.к. это связано с экономической оценкой эффективности организации в целом.

Исторические  науки также позволяют проследить эволюцию теории организации, использовать исторический опыт в нынешних условиях. А это совокупность знаний, навыков и умений, накопленная в сфере организации, которая имеет практическую ценность в решении современных и будущих проблем теоретической организации.

В теории и практике теории организации широко используются достижения социальных наук - социологии, политологии, психологии, философии - данные науки взаимодействуют непосредственно с теорией организации. Велик вклад социологии в теорию организации. Он обусловлен тем, что именно эта наука дает знание о поведении людей и функционировании общественных институтов, без которых невозможно эффективная организация. В развитие теории организации свой вклад вносят и родственные социологии науки - психология и политология. С психологией связано изучение индивидуального поведения людей, что очень важно в данном случае. Политология, с точки зрения проблем, решаемых на уровне муниципального управления, интересна, прежде всего, тем, что обеспечивает знаниями о политике и состоит из нескольких наук: истории, юриспруденции, социологии и философии.

1.2 Приведите примеры процессов структурного преобразования систем

Целью преобразований (децентрализаций) является адаптация производственно-хозяйственного, рыночного и управленческого  потенциала к глубоким изменениям внешней  среды. Обычно, необходимость децентрализации возникает на стадии роста организации как очередной этап в ее эволюции. Задача руководства предприятия заключается в том, чтобы сделать данный организационный процесс более управляемый.

Примером  процессов структурного преобразования может служить реформирование системы образования в современной России. Коренные изменения политической и социально-экономической российской, произошедшие в последнее десятилетие, затронули и сферу образования. Кризисная ситуация в обществе в сочетании с рядом радикальных шагов законодательной и исполнительной власти могут привести к фактическому развалу системы образования, являющейся одной из самых мощных опор сохранения государственности.

В условиях дефицита бюджетных средств, изменения  отношений собственности, искаженного  рынка труда, одним из направлений деятельности сферы образования является повышение эффективности использования государственных средств и привлечение в сферу образования дополнительных финансовых потоков. В связи с этим в системе образования в целом определилось понимание необходимости преобразований, в том числе и структурно-функциональных. Современная программа реформирования образовательной структуры является инструментом управленческой деятельности, направленной как на людей, так и на сами образовательные учреждения. Управляющие воздействия должны быть комплексными, затрагивая мотивацию участников образовательного процесса, развитие содержания образования и материальной базы. Содержание программы преобразования образовательной сферы отражает необходимость как структурно-функциональных преобразований в самих образовательных учреждениях, так и структурно-функциональные преобразования в способах, методах, принципах управления сферой образования.

Основной  целью структурно-функциональных преобразований в сфере образования является эффективное функционирование образовательных учреждений для предоставления качественного образования в условиях реальной экономики. Помимо этого, существует и ряд других целей: повышение эффективности использования материально-технической базы; повышение эффективности использования научного и педагогического потенциала за счет интеграционных процессов разных форм и видов; привлечение дополнительных финансовых потоков в сферу образования; реализация идеи непрерывного образования, расширение возможности выбора обучаемым траектории образования в условиях пониженной мобильности; повышение компенсационных качеств сферы образования и способности противостоять имеющимся угрозам сфере образования; совершенствование содержания образования всех уровней путем рационального сочетания федерального, регионального, муниципального компонентов государственного образовательного стандарта. 
 

Раздел 2. Основные законы и  принципы организации

2.1 Охарактеризуйте  основные этапы жизненного цикла  организации

Один  из вариантов деления жизненного цикла организации на временные отрезки предусматривает следующие этапы:

- Этап  предпринимательства. Организация находится в стадии становления. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

- Этап  коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными.

- Этап  формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным.

- Этап  выработки структуры. Организация увеличивает выпуск своих продуктов и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

- Этап  упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно тех, кто обладает наиболее ценными специальностями.

Жизненный цикл организации - совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования:

- Рождение. Основатели организации выявляют неудовлетворенные требования потребителя или социальные нужды. Целеустремленность и способность рисковать характеризуют этот этап.

- Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации.

- Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется несистематично, рывками; организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня.

- Ранняя  зрелость. Отличительные признаки - экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация.

- Расцвет  сил. Принимается концепция структурных  подразделений, результаты, деятельности которых измеряются полученной прибылью.

- Полная  зрелость. Имея компетентное руководство, организация действует практически сама по себе. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием внешнего давления.

- Старение. Конкуренты неизменно покушаются  на долю организации на рынке. Организация начинает распадаться, вынуждена либо применять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура.

- Обновление. Организация в состоянии подняться вновь на должный уровень.

2.2 Рассмотрите  применение группы принципов взаимодействия

Рассмотрим  применение группы принципов взаимодействия на примере ООО «Крокус». Это - производственное, специализирующееся на производстве обуви. На предприятии действуют принципы управленческого взаимодействия. Отношения между работниками сложившиеся, руководитель умеет добиваться успехов в организации производственных процессов.

На предприятии  действует принцип делегирования  полномочий. В структуре предприятия  имеется много подразделений, руководство которыми осуществляется начальниками цехов и подразделений. Кроме того, на предприятии действует принцип перспективной деятельности - персонал подбирается строго под цели предприятия. Основная часть сотрудников - специалисты с высшим профильным образованием. Также применяется принцип специализации управления - все действия по производственно-сбытовой деятельности в фирме распределяются между сотрудниками и не дублируются. Эти принципы позволяют достаточно эффективно. В основном, предприятие ООО «Крокус» удовлетворяет большинству требований современной организации. Фирма делится на подразделения, где работники обладают высоким квалификационным уровнем; на предприятии имеется минимум запасов. Однако, ассортимент обуви не является гибким и быстро меняющимся.

Коммуникативный метод построения - жесткий. Характеристики: управление путем передачи информации исключительно сверху; жесткая регламентация действий персонала; регулирование поведений; разделение персонала; развитие конкуренции; контроль.

На  производственном предприятии ООО  «Крокус» действуют следующие этапы динамики. Первый - «притирка». Здесь личные чувства, мнения скрыты. Нет творческой, коллективной деятельности. Следующий этап - образование групп по интересам, борьба за лидерство, уже на этом этапе обсуждаются способы взаимодействия. Далее - совершенствование. Коллектив и отдельные работники осознают себя, свою значимость. Появляется возможность делегирования полномочий, предоставление самостоятельности сотрудникам. Следующий этап - эффективность. На этом этапе приобретается опыт успешной групповой деятельности, работники гордятся своим коллективом. И последний этап зрелость - организация - это сплоченный коллектив. Во внимание принимаются только личностные достоинства и профессионализм. Отношения носят неформальный характер. Менеджер во всем советуется с работниками, развивает их идеи, формируются деловые партнерские отношения, единая команда. Вышестоящее руководство позволяет менеджерам низших звеньев наладить эффективное взаимодействие.

Основные  закономерности групповой жизнедеятельности, действующие на предприятии ООО  «Крокус»: социальная фасилитация - легкость, благополучные условия. Человека мотивирует действовать решительнее, активнее и качественнее возможная оценка со стороны окружающих его людей; социальная леность - что групповая ответственность за результат расслабляет работников, они прилагают меньше усилий; деиндивидуализация - влияние коллектива на действия личности, когда происходит утрата самосознания, нормативное сдерживание человека ослабевает; групповая поляризация - обсуждение актуальных проблем в группе; огрупнение мышления - прием группой не самых реалистических решений; влияние меньшинства - действия меньшей части группы, выражающие настойчивость, подталкивают большинство к пересмотру своей позиции.

На  предприятии ООО «Крокус» действуют следующие этапы динамики. Первый - «притирка». Здесь личные чувства, мнения скрыты. Нет творческой, коллективной деятельности. Следующий этап - образование групп по интересам, борьба за лидерство, уже на этом этапе обсуждаются способы взаимодействия. Далее - совершенствование. Коллектив и работники осознают себя, свою значимость. Следующий этап - эффективность. На этом этапе приобретается опыт успешной групповой деятельности, работники гордятся своим коллективом. И последний этап зрелость - организация - это сплоченный коллектив. Во внимание принимаются только личностные достоинства и профессионализм. Отношения носят неформальный характер. Менеджер во всем советуется с работниками, развивает их идеи, формируются деловые партнерские отношения, единая команда. Вышестоящее руководство позволяет менеджерам низших звеньев наладить эффективное взаимодействие.

Информация о работе Методологические основы теории организации